The article deals with the problem of inclusive education of disabled children. It’s revealed the attitude of students, future teachers of primary school for disabled people.
Keywords: Federal State Educational Standard, disabled children, inclusive Education,comprehensive school.
В нашем обществе во все времена были дети, которых называли то «аномальные», то «дефективные», то «дети, имеющие нарушения развития». А сегодня — это дети с ограниченными возможностями здоровья. И всегда вставала проблема: как учить? и чему учить? В нашем государстве были разные формы их обучения. До 80-х годов XX века — обучение в специальных школах, 90-е годы XX века — интегрированное обучение в общеобразовательных школах, а сегодня — инклюзивное образование.
Инклюзивное образование предполагает совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ОВЗ, и лиц, не имеющих таких ограничений [1, с. 27].
Согласно новым ФГОС в начальной школе наряду с нормативными детьми могут обучаться дети с ОВЗ, то есть в настоящее время наше общество более склонно принять инклюзивное образование как одну из форм обучение таких детей и имеет государственную поддержку.
Опираясь на Конституцию РФ, ФГОС, Федеральный закон о защите инвалидов в РФ, Конвенцию о правах ребёнка, выделяют 8 принципов инклюзивного образования предполагающих уважение людьми друг друга.
Разобравшись, что такое инклюзивное образование и каковы его принципы, задаёшься вопросом, готовы ли современные учителя к появлению в их классе детей с ОВЗ, ведь не каждый может взять на себя такую тяжёлую, порой не приносящую никакого результата работу.
С целью выявления отношения будущих учителей начальной школы к детям с ОВЗ нами было проведено анкетирование 25 студентов 2 курса. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Отношение к детям с ОВЗ студентов, обучающихся по профилю «Начальное образование»
Варианты ответов |
абс. |
% |
Нейтральное |
4 |
16 % |
Хотят помогать/помогают |
21 |
84 % |
Стараются избегать контактов с ними |
0 |
0 % |
Как видно из представленных данных, большая часть опрошенных (84 %) хотят помогать детям с ОВЗ, что может проявляться в разных видах деятельности, направленных на поддержание эмоционального и материального состояния детей. 16 % респондентов имеют нейтральное отношение к данной категории детей. Эти студенты имеют знакомых с ОВЗ: 64 %. И нами не было выявлено ни одного студента, который старался бы избегать контактов с ними.
В таблице 2 мы представили данные по личностным качествам людей с ОВЗ, выделенных студентами.
Таблица 2
Наличие положительных и отрицательных качества у лиц с ОВЗ по результатам анкетирования студентов
Положительные качества |
% |
Отрицательные качества |
% |
Доброжелательность |
68 % |
Завистливость |
4 % |
Упорство в достижении цели |
64 % |
Недоверие к окружающим |
76 % |
Работоспособность |
8 % |
Недостаток инициативы |
16 % |
Терпение |
60 % |
Чрезмерное чувство жалости к себе |
32 % |
Сила духа |
4 % |
Завышенные требования от других |
16 % |
Данные таблицы 2 показывают, что среди положительных качеств у людей с ОВЗ студенты выделяют такие качества как доброжелательность — 68 %, упорство в достижении цели — 64 %, терпение — 60 % и 4 % студентов отличают у этих людей наличие силы духа. Из отрицательных качеств чаще всего выступают недоверие к окружающим — 76 % и чрезмерное чувство жалости к себе — 32 %, реже отмечается завистливость — 4 %. Данные параметры могут выходить из личного общения опрошенных с людьми с ОВЗ или из информации, почерпнутой ими из средств массовой информации. Согласно данным опроса 64 % респондентов узнают о проблемах людей с ОВЗ из телевидения и 100 % от преподавателей.
Таблица 3
В какой школе лучше всего учиться детям с ОВЗ
Вид образовательного учреждения |
абс. |
% |
Специальная школа |
10 |
40 % |
Общеобразовательная школа |
1 |
4 % |
Специальный класс массовой школы |
14 |
56 % |
Обучение на дому |
0 |
0 % |
Анализ таблицы 3 позволил выявить, что большая часть опрошенных студентов (56 %), считает, что детям с ОВЗ лучше обучаться в специализированных классах массовой школы, что может быть связано с пониманием важности обучения таких детей вместе со здоровыми сверстниками, 40 % респондентов выделили приоритетными специальные школы, считая, что там им будет оказано больше внимания и они смогут чувствовать себя комфортнее, и никто из студентов не выбрал обучение на дому, как лучший способ получения образования для детей с ОВЗ.
Таблица 4
Готовы ли Вы работать с ребёнком с ОВЗ
Варианты ответов |
абс. |
% |
Да |
11 |
44 % |
Нет |
6 |
24 % |
Не знаю |
8 |
32 % |
Исходя из анализа данных, представленных в таблице 4, мы видим, что среди студентов, обучающихся по профилю «Начальное образование», т. е. будущих учителей, в классе которых может оказаться ребёнок с ОВЗ — 44 % опрошенных готовы работать с такими детьми, 32 % не уверены в своём ответе и 24 % не готовы к такой работе. Это чаще всего связано с личными установками студентов, их социальной позицией, боязнью высокого уровня ответственности за детей с ОВЗ, неуверенностью в своих педагогических возможностях и нежеланием работать без получения положительных результатов обучения.
При этом хотелось бы отметить, что 48 % респондентов испытывают чувство особого уважения к лицам с ОВЗ, посещающим музеи, театры, концерты или занимающиеся самодеятельным творчеством. 88 % студентов считают, что эти люди имеют какие-либо дарования. И 44 % опрошенных отнеслись отрицательно к тому, что человек с ОВЗ может оказаться их родственником, а в случае, если он окажется их коллегой — 64 % относятся к этому положительно.
Стоит отметить, что 96 % студентов, принимающих участие в опросе, знают о наличии в России законов, защищающих права инвалидов; 68 % — считают, что людям с ОВЗ нужны льготы при приёме на работу, а 96 % отмечают важность льгот в транспорте, 84 % указывают на необходимость пособий для их родителей и все респонденты сходятся во мнении, что таким людям должна выплачиваться достойная пенсия по инвалидности.
Подводя итог, стоит заметить, что отношение к людям с ОВЗ и иклюзивному образованию в нашей стране имеет нестабильный характер, это вызвано тем, что Россия, в отличие от Западной Европы, начала процесс «открытия» совместного обучения детей, сравнительно не давно, что было вызвано закрытостью специальных учебных заведений от общественности в СССР. С целью регулирования данной проблемы современное общество вводит инклюзивное образование через государственные документы и стандарты, обязательные для всех граждан. Данные меры помогают социализации людей с ОВЗ и уважения к ним всех без исключения.
Но не стоит забывать, что инклюзивное образование должны обеспечивать высококвалифицированные специалисты, а именно: учитель-дефектолог, психолог, инструктор ЛФК, тьютор и другие, в зависимости от имеющегося у ребёнка нарушения. Один учитель начальных классов не справится с этой нелёгкой задачей. Будущих учителей необходимо готовить к работе с детьми с ОВЗ не только теоретически, но и практически, посещая различные учебные заведения, где они смогут получить опыт общения с данной категорией детей и настроить себя на работу с ними.
На наш взгляд, инклюзивное образование перспективная область общественной жизни, а доступность знаний для всех детей вне зависимости от уровня их умственной и физической подготовки один из важнейших принципов обучения на данном этапе развития системы образования.
Литература:
- Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждения/ Под ред. Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011, — 144 с.
- Юденкова И.В., Щенникова С.В. Новые возможности обучения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС второго поколения // Мир науки, культуры, образования. — 2013. — № 2. — с. 25-27.
- Юденкова И.В., Щенникова С.В. Подготовка студентов педагогического вуза к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Приволжский научный вестник. — 2014. — № 8 (36). — 114с.