Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении: современные подходы, методологические аспекты

Спецвыпуск
Поделиться
Аннотация
В статье рассматриваются особенности инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрены проблемы инклюзивного образования, методические аспекты и принципы современных подходов инклюзии, условия реализации инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении.
Библиографическое описание
Буканова, Т. Н. Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении: современные подходы, методологические аспекты / Т. Н. Буканова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 11 (92). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/308/10617.


Инклюзивное образование — это термин, который используется для обозначения процесса обучения детей с особыми потребностями в образовательных учреждениях. Основой инклюзивного образования является идеология, исключающая любое ограничение в правах, обеспечивающая одинаковое отношение ко всем детям, но в то же время организует особые условия для тех детей, которые имеют особые образовательные потребности. Таким образом, инклюзивное образование — это процесс развития образования, который предполагает доступность образования для всех и обеспечивает право на образование для детей с особыми потребностями в образовании.

К таким детям относятся:

1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3. Дети с нарушением речи (логопаты);

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5. Дети с умственной отсталостью;

6. Дети с задержкой психического развития;

7. Дети с нарушением поведения и общения;

8. Дети с так называемыми комплексными нарушениями психофизического развития;

9. Дети с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Актуальность и значимость темы заключается в том, что на протяжении многих лет отечественная система образования разделяла детей на обычных и детей-инвалидов, у которых было мало возможностей получить полноценное образование и осуществить свои возможности вровень со здоровыми детьми, их не брали учиться туда, где учились нормальные дети. Дети-инвалиды обычно терпят ограничения и отчуждения, в том числе в сфере образования. Значительное количество детей с ОВЗ проходят обучение в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, где созданы условия, которые необходимы как для их обучения и воспитательной работы, но и лечения, коррекции имеющегося у детей дефекта, реабилитации и социальной адаптации.

Инклюзивное образование решает следующие задачи:

— создание адаптационной среды образования, которая соответствует общим и специальным потребностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовании;

— обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку со знанием специфики и тяжести нарушений развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;

— разработка процесса обучения таким образом, что учитываются особые проблемы, темы, содержание и методы обучения, приемы и средства получения нужных образовательных целей;

— интеграция процесса развития знаний и навыков обучения и процесса развития социального опыта и жизненных компетенций;

— предоставление психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательных процессах, помощь не только ребенку, но и семье;

— построение специальных программно-методических комплексов в обучении детей с ОВЗ;

— взаимодействие и приобщение к работе специалистов разных профилей;

— повышение профессиональной компетентности педагогов в обучении и развитии детей с инвалидностью разной специфики и тяжести.

Для дошкольников с ограниченными возможностями необходимо не только получить помощь квалифицированных специалистов (логопедов, психологов и т. д.), но и приобрести опыт общения со сверстниками, опыт социализации.

В настоящее время инклюзивное образование в РФ регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании», Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в России», а также Конвенции о правах ребенка и протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155), в котором четко определена необходимость выравнивания стартовых возможностей детей дошкольного возраста, в том числе детей с ограниченными возможностями. Федеральный государственный стандарт образования предусматривает реализацию программы коррекционной работы, которая должна быть направлена на обеспечение недостатков в физическом и психическом развитии и оказание помощи детям в освоении основной образовательной программы.

Федеральный государственный образовательный стандарт дает перспективу детям, ведь получить дошкольное образование чрезвычайно полезно для каждого ребенка, и особенно для детей с ограниченными возможностями. Благодаря этому они учатся общаться с другими детьми, развивают коммуникативные, поведенческие и социальные функции.

Для организации инклюзивного образования в ДОУ по ФГОС отводится следующие принципы в работе:

— обеспечение индивидуального подхода;

— поддерживание самостоятельности ребёнка;

— включенность в процесс образования всех участников;

— использование специальной программы в образовании;

— возможность подбирать методы в процессе обучения и воспитания;

— взаимодействие с семьёй;

— развитие образовательной модели детского сада.

Условия реализации инклюзивного образования в детском саду:

— профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход;

— организация развивающей предметно-пространственной среды образовательного процесса;

— организация отношений между всеми участниками образовательного процесса.

Профессиональные качества педагога, осуществляющего инклюзивный образовательный процесс заключается в его мобильности, готовности к трудностям, к умению прислушиваться к советам коллег и применять рекомендации членов коллектива.

В процессе написания статьи было проведено анкетирование среди педагогов дошкольного образовательного учреждения, в результате которого требовалось уточнить, как относятся педагоги к внедрению инклюзивного образования. В опросе принимало участие 20 человек.

В результате проведенного опроса выяснилось, что все 20 человек осведомлены о термине «Инклюзивное образование», 15 человек согласны с необходимостью инклюзии в дошкольных образовательных учреждениях, 10 человек считают возможным обучение обычных детей совместно с детьми с ограниченными возможностями здоровья, и 15 человек, которые уже готовы работать в условиях инклюзии.

Таким образом, результаты опроса показали, что существуют небольшие проблемы на пути включения инклюзивного образования в дошкольное образование, а именно создания оптимальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями в образовательных организациях, а также готовности педагогов работать в системе инклюзивного образования. А также не исключается тот факт, что дошкольные учреждения пока не готовы принять детей с ограниченными возможностями здоровья, так как дети с особенностями в развитии требуют особого внимания и особой подготовки педагогов.

Проблемы инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях:

— Нет единой системы действий — всероссийской программы, которая бы позволила чётко и последовательно реализовать план по социальной интеграции;

— Недостаточно распространено обучение нужных специалистов, отсюда их нехватка и низкий уровень подготовленности;

— Разрыв между предоставляемыми возможностями ДОУ и способностями детей с особенностями, а потому наладить образовательный процесс сложно;

— Нет соответствующего медицинского сопровождения в заведениях

— Законодательство слабо применимо;

— Отсутствуют специальные методики;

— Отсутствие понимания проблем в развитии своих детей родителями, трудности при контакте с воспитателями, нет обращений за консультацией к специалистам.

— Проблема с выявлением у детей дефектов в развитии.

— Проблема в оснащении тьюторами-специалистами, имеющими должное образование, понимающими всю специфику работы с «особыми» детьми.

Но несмотря на все проблемы, внедрение инклюзивного образования способствует социальной адаптации детей с ОВЗ с самого раннего возраста, развитию их самостоятельности и независимости, что помогает современному обществу к изменению отношения к ним, помогает здоровым детям увидеть в других детях равных себе независимо от их особенностей, быть более лояльными и прививает уважение к людям с ограниченными возможностями.

Литература:

  1. Агавона Е. Л., Алексеева М. Н., Алехина С. В. Готовность педагогов как главный фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование № 1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2017. С.300–305.
  2. Алехина С. В. Инклюзивное образование в Российской Федерации // Доклад Алехиной С. В., представленный 7.12.2016 года в рамках Международного симпозиума «Инвестиции в образование — вклад в будущее». С.98–110.
  3. Волосовец Т. В., Е. Н. Кутепова Инклюзивная практика в дошкольном образовании. // Пособие для педагогов дошкольных учреждений 2015г. С.3–11.
  4. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева — М.: Просвещение, 2015, С.270–275.
  5. Конвенция о правах инвалидов Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года.
  6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
  7. Михальченко К. А. Инклюзивное образование — проблемы и пути решения // Михальченко К. А. // Теория и практика образования в современном мире: СПб. Реноме, 2015. С. 200–211.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный