Инклюзивное образование — это термин, который используется для обозначения процесса обучения детей с особыми потребностями в образовательных учреждениях. Основой инклюзивного образования является идеология, исключающая любое ограничение в правах, обеспечивающая одинаковое отношение ко всем детям, но в то же время организует особые условия для тех детей, которые имеют особые образовательные потребности. Таким образом, инклюзивное образование — это процесс развития образования, который предполагает доступность образования для всех и обеспечивает право на образование для детей с особыми потребностями в образовании.
К таким детям относятся:
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи (логопаты);
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с так называемыми комплексными нарушениями психофизического развития;
9. Дети с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Актуальность и значимость темы заключается в том, что на протяжении многих лет отечественная система образования разделяла детей на обычных и детей-инвалидов, у которых было мало возможностей получить полноценное образование и осуществить свои возможности вровень со здоровыми детьми, их не брали учиться туда, где учились нормальные дети. Дети-инвалиды обычно терпят ограничения и отчуждения, в том числе в сфере образования. Значительное количество детей с ОВЗ проходят обучение в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, где созданы условия, которые необходимы как для их обучения и воспитательной работы, но и лечения, коррекции имеющегося у детей дефекта, реабилитации и социальной адаптации.
Инклюзивное образование решает следующие задачи:
— создание адаптационной среды образования, которая соответствует общим и специальным потребностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовании;
— обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку со знанием специфики и тяжести нарушений развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;
— разработка процесса обучения таким образом, что учитываются особые проблемы, темы, содержание и методы обучения, приемы и средства получения нужных образовательных целей;
— интеграция процесса развития знаний и навыков обучения и процесса развития социального опыта и жизненных компетенций;
— предоставление психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательных процессах, помощь не только ребенку, но и семье;
— построение специальных программно-методических комплексов в обучении детей с ОВЗ;
— взаимодействие и приобщение к работе специалистов разных профилей;
— повышение профессиональной компетентности педагогов в обучении и развитии детей с инвалидностью разной специфики и тяжести.
Для дошкольников с ограниченными возможностями необходимо не только получить помощь квалифицированных специалистов (логопедов, психологов и т. д.), но и приобрести опыт общения со сверстниками, опыт социализации.
В настоящее время инклюзивное образование в РФ регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании», Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в России», а также Конвенции о правах ребенка и протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155), в котором четко определена необходимость выравнивания стартовых возможностей детей дошкольного возраста, в том числе детей с ограниченными возможностями. Федеральный государственный стандарт образования предусматривает реализацию программы коррекционной работы, которая должна быть направлена на обеспечение недостатков в физическом и психическом развитии и оказание помощи детям в освоении основной образовательной программы.
Федеральный государственный образовательный стандарт дает перспективу детям, ведь получить дошкольное образование чрезвычайно полезно для каждого ребенка, и особенно для детей с ограниченными возможностями. Благодаря этому они учатся общаться с другими детьми, развивают коммуникативные, поведенческие и социальные функции.
Для организации инклюзивного образования в ДОУ по ФГОС отводится следующие принципы в работе:
— обеспечение индивидуального подхода;
— поддерживание самостоятельности ребёнка;
— включенность в процесс образования всех участников;
— использование специальной программы в образовании;
— возможность подбирать методы в процессе обучения и воспитания;
— взаимодействие с семьёй;
— развитие образовательной модели детского сада.
Условия реализации инклюзивного образования в детском саду:
— профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход;
— организация развивающей предметно-пространственной среды образовательного процесса;
— организация отношений между всеми участниками образовательного процесса.
Профессиональные качества педагога, осуществляющего инклюзивный образовательный процесс заключается в его мобильности, готовности к трудностям, к умению прислушиваться к советам коллег и применять рекомендации членов коллектива.
В процессе написания статьи было проведено анкетирование среди педагогов дошкольного образовательного учреждения, в результате которого требовалось уточнить, как относятся педагоги к внедрению инклюзивного образования. В опросе принимало участие 20 человек.
В результате проведенного опроса выяснилось, что все 20 человек осведомлены о термине «Инклюзивное образование», 15 человек согласны с необходимостью инклюзии в дошкольных образовательных учреждениях, 10 человек считают возможным обучение обычных детей совместно с детьми с ограниченными возможностями здоровья, и 15 человек, которые уже готовы работать в условиях инклюзии.
Таким образом, результаты опроса показали, что существуют небольшие проблемы на пути включения инклюзивного образования в дошкольное образование, а именно создания оптимальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями в образовательных организациях, а также готовности педагогов работать в системе инклюзивного образования. А также не исключается тот факт, что дошкольные учреждения пока не готовы принять детей с ограниченными возможностями здоровья, так как дети с особенностями в развитии требуют особого внимания и особой подготовки педагогов.
Проблемы инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях:
— Нет единой системы действий — всероссийской программы, которая бы позволила чётко и последовательно реализовать план по социальной интеграции;
— Недостаточно распространено обучение нужных специалистов, отсюда их нехватка и низкий уровень подготовленности;
— Разрыв между предоставляемыми возможностями ДОУ и способностями детей с особенностями, а потому наладить образовательный процесс сложно;
— Нет соответствующего медицинского сопровождения в заведениях
— Законодательство слабо применимо;
— Отсутствуют специальные методики;
— Отсутствие понимания проблем в развитии своих детей родителями, трудности при контакте с воспитателями, нет обращений за консультацией к специалистам.
— Проблема с выявлением у детей дефектов в развитии.
— Проблема в оснащении тьюторами-специалистами, имеющими должное образование, понимающими всю специфику работы с «особыми» детьми.
Но несмотря на все проблемы, внедрение инклюзивного образования способствует социальной адаптации детей с ОВЗ с самого раннего возраста, развитию их самостоятельности и независимости, что помогает современному обществу к изменению отношения к ним, помогает здоровым детям увидеть в других детях равных себе независимо от их особенностей, быть более лояльными и прививает уважение к людям с ограниченными возможностями.
Литература:
- Агавона Е. Л., Алексеева М. Н., Алехина С. В. Готовность педагогов как главный фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование № 1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2017. С.300–305.
- Алехина С. В. Инклюзивное образование в Российской Федерации // Доклад Алехиной С. В., представленный 7.12.2016 года в рамках Международного симпозиума «Инвестиции в образование — вклад в будущее». С.98–110.
- Волосовец Т. В., Е. Н. Кутепова Инклюзивная практика в дошкольном образовании. // Пособие для педагогов дошкольных учреждений 2015г. С.3–11.
- Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева — М.: Просвещение, 2015, С.270–275.
- Конвенция о правах инвалидов Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
- Михальченко К. А. Инклюзивное образование — проблемы и пути решения // Михальченко К. А. // Теория и практика образования в современном мире: СПб. Реноме, 2015. С. 200–211.

