Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Интеграция инклюзивного образовательного пространства в дошкольное образовательное учреждение

Педагогика
29.03.2023
148
Поделиться
Библиографическое описание
Скуратова, Г. В. Интеграция инклюзивного образовательного пространства в дошкольное образовательное учреждение / Г. В. Скуратова, Ю. А. Тимофеева, Н. В. Гладкая, Т. В. Буденная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 173-174. — URL: https://moluch.ru/archive/460/101092/.


В статье показан опыт внедрения инклюзивного образования в дошкольном учреждении в группе компенсирующей направленности с применением инновационного оборудования как главного компонента образования детей с особыми потребностями.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с особыми образовательными потребностями, инновационное оборудование.

Сегодняшняя статистика показывает, что в России наблюдается тенденция увеличения количества детей с особыми образовательными потребностями. Для детей с особыми потребностями введена и успешно реализуется система инклюзивного дошкольного образования.

В дошкольных учреждениях обеспечены особые условия для занятий с такими детьми, работают педагоги прошедшие специальные курсы, специалисты коррекционной педагогики.

Инклюзивное образование — это специфический процесс обучения и воспитания, при котором дети независимо от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования. Эти дети обучаются вместе со своими сверстниками без особенностей в развитии в одних и тех же дошкольных образовательных учреждениях, учитывающих их особые потребности и оказывающие необходимую специальную поддержку. [1]

Основой инклюзивного образования является идеология, исключающая негативное отношение к детям с особыми потребностями, и обеспечивающая необходимые условия для успешной интеграции ребенка с особыми образовательными потребностями в дошкольном учреждении.

Наше дошкольное образовательное учреждение активно реализует инклюзивную практику в группе компенсирующей направленности, которую посещают дети с ОВЗ и 5 детей с особыми образовательными потребностями: НОДА — 2 ребенка, синдром Дауна -1 ребенок, РАС — 2 ребенка.

Детский сад определил для себя цель — о создании условий для совместного воспитания и образования детей с разными особенностями в развитии.

Следуя поставленной цели, специалисты и педагоги группы компенсирующей направленности поставили перед собой такие задачи:

– создание единой безбарьерной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;

– проведение комплексного психолого-педагогического обследования всех процессов у детей с особенностями в развитии;

– преодоление агрессивного поведения и коррекция эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;

– формирование у нормотипичных детей толерантного отношения к детям с особенностями в развитии.

В нашем детском саду, для детей с особыми образовательными потребностями созданы соответствующие условия:

– материально-техническое оснащение для создания безбарьерной среды (пандус, специально оборудованный туалет, кабинеты психологической разгрузки, кабинеты для логопедических и коррекционных занятий с дефектологом, логопедом и психологом, кабинет медицинской сестры, совмещенный зал для занятий с музыкальным руководителем, и для занятий по физкультуре.);

– педагоги (воспитатели) прошедшие специализированные курсы, специалисты коррекционной педагогики и психологии по работе с детьми с различными нозологиями;

– адаптированные общеобразовательные программы, составленные совместно со специалистами, педагогами и родителями;

Иногда дети не усваивают минимально необходимый уровень знаний, педагог вправе определить индивидуальную программу обучения и особое внимание уделяется мнению родителей при составлении индивидуальной программы развития. Когда педагог хочет внести изменения в программе он согласовывает их с родителями, поскольку существует необходимость выстраивания и понимания того — что делать и как делать.

Соблюдение этого гуманистичного принципа, определяющего структуру и содержание обучения и воспитания, является для детей всесторонней и психолого-педагогической поддержкой. Совместно, специалистами и педагогами решается диагностическая и коррекционно-развивающая работа. Заполняется диагностическая карта и карта комплексной коррекции. [2]

Без сомнения, для работы с особыми детьми необходимы материально-технические условия. В рамках государственной программы Российской федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы наш детский сад получил оборудование для детей с различными нозологиями (расстройство аутистического спектра, нарушение опорно-двигательного аппарата, умственно отсталые, слабовидящие) это логопедический тренажер «Дэльфа-142,1», набор для развития коммуникативных навыков детей с особенностями в развитии, набор для развития слухоречевого восприятия, набор для развития моторики для детей с особенностями развития, диагностический набор для обследования детей дошкольного возраста Е. А. Стребелевой, развивающе-коррекционная методика с видеобиоуправлением «Тимокко», набор для детей с аутизмом.

Благодаря этому оборудованию каждый педагог в группе компенсирующей направленности планирует свою деятельность выбирая интересные, доступные для детей технические средства, для достижения поставленных целей и задач; организует разнообразную деятельность детей, в том числе проектно- творческую.

Наш опыт показывает, что в результате применения инновационного оборудования инклюзивное образовательное пространство для детей с особыми образовательными потребностями стало более доступным и открытым. Для детей была создана комфортная психолого-педагогическая атмосфера для получения знаний, соответствующих их индивидуальным возможностям.

В результате работы с инновационным оборудованием педагоги приобрели богатый опыт и знания для совместной деятельности с детьми. В целом включение детского сада в систему инклюзивного образования помогает расширению программы развития данного учреждения, повышает его конкурентоспособность и репутацию.

Возможности и принципы инклюзивного образования ориентированы не только на детей с особыми потребностями, но и на детей с нормотипичным интеллектуальным и физическим развитием. Инклюзия в дошкольном учреждении оказывает огромное воздействие на всех участников педагогического процесса, то есть формирует благонравное отношение к окружающим чем-то, отличающимся от большинства людей, учит помогать тому, кто в этом нуждается.

Литература:

  1. Акимова О. И. Инклюзивное образование как современная модель образования. — М.: Издатель: Московский городской психолого- педагогический университет, 2011.
  2. Григорьева Г. Ф. Дети должны учиться вместе / Г. Ф. Григорьева. — (Качественное образование). — (Стандарты и пути) // Национальные проекты. — 2009.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
инклюзивное образование
дети с особыми образовательными потребностями
инновационное оборудование
Молодой учёный №13 (460) март 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 173-174):
Часть 3 (стр. 135-211)
Расположение в файле:
стр. 135стр. 173-174стр. 211

Молодой учёный