В статье показан опыт внедрения инклюзивного образования в дошкольном учреждении в группе компенсирующей направленности с применением инновационного оборудования как главного компонента образования детей с особыми потребностями.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с особыми образовательными потребностями, инновационное оборудование.
Сегодняшняя статистика показывает, что в России наблюдается тенденция увеличения количества детей с особыми образовательными потребностями. Для детей с особыми потребностями введена и успешно реализуется система инклюзивного дошкольного образования.
В дошкольных учреждениях обеспечены особые условия для занятий с такими детьми, работают педагоги прошедшие специальные курсы, специалисты коррекционной педагогики.
Инклюзивное образование — это специфический процесс обучения и воспитания, при котором дети независимо от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования. Эти дети обучаются вместе со своими сверстниками без особенностей в развитии в одних и тех же дошкольных образовательных учреждениях, учитывающих их особые потребности и оказывающие необходимую специальную поддержку. [1]
Основой инклюзивного образования является идеология, исключающая негативное отношение к детям с особыми потребностями, и обеспечивающая необходимые условия для успешной интеграции ребенка с особыми образовательными потребностями в дошкольном учреждении.
Наше дошкольное образовательное учреждение активно реализует инклюзивную практику в группе компенсирующей направленности, которую посещают дети с ОВЗ и 5 детей с особыми образовательными потребностями: НОДА — 2 ребенка, синдром Дауна -1 ребенок, РАС — 2 ребенка.
Детский сад определил для себя цель — о создании условий для совместного воспитания и образования детей с разными особенностями в развитии.
Следуя поставленной цели, специалисты и педагоги группы компенсирующей направленности поставили перед собой такие задачи:
– создание единой безбарьерной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;
– проведение комплексного психолого-педагогического обследования всех процессов у детей с особенностями в развитии;
– преодоление агрессивного поведения и коррекция эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;
– формирование у нормотипичных детей толерантного отношения к детям с особенностями в развитии.
В нашем детском саду, для детей с особыми образовательными потребностями созданы соответствующие условия:
– материально-техническое оснащение для создания безбарьерной среды (пандус, специально оборудованный туалет, кабинеты психологической разгрузки, кабинеты для логопедических и коррекционных занятий с дефектологом, логопедом и психологом, кабинет медицинской сестры, совмещенный зал для занятий с музыкальным руководителем, и для занятий по физкультуре.);
– педагоги (воспитатели) прошедшие специализированные курсы, специалисты коррекционной педагогики и психологии по работе с детьми с различными нозологиями;
– адаптированные общеобразовательные программы, составленные совместно со специалистами, педагогами и родителями;
Иногда дети не усваивают минимально необходимый уровень знаний, педагог вправе определить индивидуальную программу обучения и особое внимание уделяется мнению родителей при составлении индивидуальной программы развития. Когда педагог хочет внести изменения в программе он согласовывает их с родителями, поскольку существует необходимость выстраивания и понимания того — что делать и как делать.
Соблюдение этого гуманистичного принципа, определяющего структуру и содержание обучения и воспитания, является для детей всесторонней и психолого-педагогической поддержкой. Совместно, специалистами и педагогами решается диагностическая и коррекционно-развивающая работа. Заполняется диагностическая карта и карта комплексной коррекции. [2]
Без сомнения, для работы с особыми детьми необходимы материально-технические условия. В рамках государственной программы Российской федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы наш детский сад получил оборудование для детей с различными нозологиями (расстройство аутистического спектра, нарушение опорно-двигательного аппарата, умственно отсталые, слабовидящие) это логопедический тренажер «Дэльфа-142,1», набор для развития коммуникативных навыков детей с особенностями в развитии, набор для развития слухоречевого восприятия, набор для развития моторики для детей с особенностями развития, диагностический набор для обследования детей дошкольного возраста Е. А. Стребелевой, развивающе-коррекционная методика с видеобиоуправлением «Тимокко», набор для детей с аутизмом.
Благодаря этому оборудованию каждый педагог в группе компенсирующей направленности планирует свою деятельность выбирая интересные, доступные для детей технические средства, для достижения поставленных целей и задач; организует разнообразную деятельность детей, в том числе проектно- творческую.
Наш опыт показывает, что в результате применения инновационного оборудования инклюзивное образовательное пространство для детей с особыми образовательными потребностями стало более доступным и открытым. Для детей была создана комфортная психолого-педагогическая атмосфера для получения знаний, соответствующих их индивидуальным возможностям.
В результате работы с инновационным оборудованием педагоги приобрели богатый опыт и знания для совместной деятельности с детьми. В целом включение детского сада в систему инклюзивного образования помогает расширению программы развития данного учреждения, повышает его конкурентоспособность и репутацию.
Возможности и принципы инклюзивного образования ориентированы не только на детей с особыми потребностями, но и на детей с нормотипичным интеллектуальным и физическим развитием. Инклюзия в дошкольном учреждении оказывает огромное воздействие на всех участников педагогического процесса, то есть формирует благонравное отношение к окружающим чем-то, отличающимся от большинства людей, учит помогать тому, кто в этом нуждается.
Литература:
- Акимова О. И. Инклюзивное образование как современная модель образования. — М.: Издатель: Московский городской психолого- педагогический университет, 2011.
- Григорьева Г. Ф. Дети должны учиться вместе / Г. Ф. Григорьева. — (Качественное образование). — (Стандарты и пути) // Национальные проекты. — 2009.