В условиях реформирования российского образования впервые появилось направление на признание прав и реализацию потребностей в предоставлении равных возможностей с другими людьми людям с ОВЗ, что, в свою очередь, было вызвано переосмыслением государством и обществом отношения к ним. Разработка вариативных стратегий для людей с особыми образовательными потребностями послужила началом развития толерантного отношения к ним со стороны российского общества.
Для упорядочения деятельности образовательных организаций, с целью реализации Федерального закона от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 28 августа 2013 года был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. На государственном уровне был провозглашен главный принцип стандарта — поддержка и развитие личности каждого ребенка, вне зависимости от его особенностей.
Начальный уровень инклюзивного образования относится к периоду дошкольного возраста. Именно в этот период предоставляется уникальная возможность ранней интеграции детей с нарушениями в развитии в ДОО, максимально способствующие их социализации и развитию, а также организованная система поддержки их семей.
Нетрудно заметить, что система дошкольного образования реформируется в Москве и Московской области. Создаются вариативные формы дошкольного образования (службы ранней помощи, лекотеки), расширяются возможности выбора для семей, в которых растут дети с особыми образовательными потребностями. Расширяется сеть инклюзивных дошкольных образовательных организаций. Намечаются тенденции к развитию инклюзии в регионах. Москва в данном случае выступает как создатель научно-практической базы, так как обладает для этого всеми необходимыми ресурсами: большим количеством высших учебных заведений, образовательными организациями, которые могут быть использованы в качестве экспериментальных площадок, источниками финансирования и пр. Это может стать новым путем решения проблем и обретения конституционного права на достойную жизнь и свободное развитие человека, как указано в ст.7 Конституции РФ.
При инклюзивном подходе выигрывают все дети, так как он предполагает как индивидуальный, так и дифференцированный метод в организации и реализации образовательного процесса. При этом процессе реализуется ряд социальных и педагогических факторов:
– взаимная адаптация детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников;
– использование реального примера для детей с ОВЗ — того, к чему они могут стремиться;
– участие сверстников в совместном взаимодействии в процессе образования и досуга;
– формирование толерантного отношения у нормально развивающихся сверстников.
В инклюзивной ДОО предлагаются образовательные услуги по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому в группах кратковременного пребывания (ГКП), центрах игровой поддержки ребенка (ЦИПР) и отдельных кружках, а также в индивидуальном порядке. Образовательные услуги реализуются путем специально организованной воспитательно-образовательной деятельности, психологической помощи воспитанникам и их семьям.
В ДОО комплектование групп комбинированной направленности, реализующих совместное пребывание здоровых детей и детей с ОВЗ осуществляется в соответствии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников (п. 1.12 СанПиН 2.4.1.3049–13).
Введение инклюзивной практики в условиях дошкольного образования детей возможно при соблюдении ряда условий: создание вариативной программы инклюзивного образования, подготовка кадров к осуществлению реализации программы инклюзивного образования; создание специальных условий в образовательной организации, в том числе и создание предметно-развивающей среды для реализации программы инклюзивного образования.
Образовательная программа инклюзивного образования — внутренний программный документ, регламентирующий деятельность специалистов в направлении инклюзивного образования в ДОО.
Основные задачи Программы:
– сформировать нормативную правовую, образовательную и методическую базы инклюзивного образования;
– создавать условия развития толерантного отношения к лицам с ОВЗ в сознании подрастающего поколения;
– создавать единую образовательную среду для детей, в том числе для детей с ОВЗ;
– разрабатывать индивидуальные образовательные направления для детей с ОВЗ на основе углубленной педагогической и психологической диагностики;
– организовывать системную подготовку, переподготовку и повышение квалификации различных специалистов для овладения специальными знаниями и педагогическими технологиями, обеспечивающими возможность обучения детей с ОВЗ.
Немаловажным фактором успешности реализации программы инклюзивного образования выступает создание специальных условий в ДОО с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Для правильного построения специальной среды следует учитывать, что нахождение в ДОО любого воспитанника должно быть максимально удобным с точки зрения его физических возможностей и максимально обеспечивать чувство психологического комфорта в условиях данной организации.
Само понятие специальных условий можно разложить на следующие компоненты:
– организационное обеспечение создания специальных условий в ДОО;
– материально-техническое обеспечение;
– организационно-педагогические условия;
– программно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса;
– психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательной организации;
– кадровое обеспечение.
Для формирования педагогической компетентности педагогов в инклюзивной практике дошкольного образования необходима комплексная подготовка кадров в этом направлении.
Профессиональное развитие педагогических работников осуществляется с помощью курсов повышения квалификации, которые предполагают дополнительные профессиональные образовательные программы в области коррекционной педагогики в достаточном объеме, не реже чем каждые три года в научных и образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности.
Конечно, курсы повышения квалификации в направлении коррекционной педагогики и инклюзивного образования очень актуальны и педагогов следует направлять на обучение, но и внутри ДОО можно проводить методическую работу по повышению педагогической компетенции специалистов к осуществлению реализации программы инклюзивного образования. Семинар-практикум, объединяющий в себе ряд интерактивных занятий для педагогов и специалистов образовательной организации, может выполнить эту задачу. Данная форма профессионального образования и самообразования позволяет повысить эффективность педагогического взаимодействия между участниками инклюзивного процесса.
Необходима систематическая просветительская работа с родителями. Чтобы помощь родителей была действенной, а дело развития стало общим для семьи и детского сада, надо обучать не только детей, но и родителей. Причем не столько обучать, сколько общаться, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и вместе искать пути и способы их решения.
Формы сотрудничества с семьей можно разделить на информационно-аналитические, познавательные, досуговые и наглядно-информационные.
Информационно-аналитические формы предполагают проведение анкетирования, социологических опросов.
Познавательные подразумевают организацию лекций, родительских клубов, собраний.
Досуговые предполагают проведение совместных досугов, праздников, участие в выставках, конкурсах, экскурсиях.
Наглядно-информационные предполагают проведение дней открытых дверей, организацию родительских уголков, творческих выставок, копилок добрых дел, размещение информации на сайте ДОО.
Родители — союзники в воспитании детей, а специалистам надо помочь родителям осознать, что они способны изменить жизнь своего ребенка к лучшему.
Литература:
- Андреева А., Тахаува А. К проблеме инклюзивного воспитания и обучения в детском саду// Дошкольное воспитание. 2012. № 6.
- Потапова О. Е. Инклюзивные практики в детском саду: Метод.рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 128 с. (Управление детским садом). (8)