Готовность студентов педагогического вуза к реализации инклюзивного образования в условиях ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 15.04.2017

Статья просмотрена: 1310 раз

Библиографическое описание:

Петрова, Т. Н. Готовность студентов педагогического вуза к реализации инклюзивного образования в условиях ФГОС / Т. Н. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 617-619. — URL: https://moluch.ru/archive/149/42038/ (дата обращения: 24.11.2024).



В данной статье рассматривается вопрос о реализации инклюзивного образования и о роли подготовки педагогических кадров к его реализации в условиях внедрения ФГОС. Проанализированы взгляды отечественных ученых по данной проблеме. Приведены данные практического изучения готовности студентов педагогического вуза к реализации инклюзивного образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, студент, диагностика

До недавнего времени в Российской Федерации обучение детей с ограниченными возможностями осуществлялось в основном в специализированных школах, что приводило таких детей к социальной изоляции. Многие педагоги и родители были категорически против, они выступали за включение особенных детей в обычное детское сообщество [3]. Поэтому в настоящее время остро встает вопрос об организации образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так как ведущей тенденцией на современном этапе становится внедрение инклюзивного образования в практику работы образовательных учреждений.

В условиях реализации ФГОС и программы «Доступная среда» были сделаны попытки построения доступного пространства для данной категории детей. В Российской Федерации также действует проект «Интеграция лиц с особыми образовательными потребностями», в ходе которого в 11 регионах созданы экспериментальные площадки по инклюзивному обучению детей, имеющих особые образовательные потребности. Министерством образования принято решение о вводе в учебные планы педагогических вузов таких курсов, как «Особенности психологии детей с особыми образовательными потребностями» и «Основы специальной (коррекционной) педагогики». Но существуют еще и не разрешенные вопросы. Поэтому данной проблеме уделяется особое внимание [5].

По действующему законодательству дети с ОВЗ имеют право на обучение совместно с нормативными детьми. Но часто встает проблема: наши образовательные учреждения еще не готовы к работе с такими детьми, педагоги не имеют достаточной квалификации или бояться работать с подобного рода учениками, часто встречается слабое финансовое обеспечение школ (отсутствие необходимого оборудования).

С 2017 года в России вступает в силу Профессиональный стандарт «Педагог», утвержденный от 18.10.2013 года. В соответствии с данным документом, педагоги обязаны использовать специальные подходы к обучению детей с ОВЗ при включении их в образовательный процесс.

Подробнее остановимся на проблеме подготовки будущих педагогов к работе с детьми, имеющими ОВЗ, так как именно от качества их подготовки зависит эффективность работы с такими учениками, успешность их адаптации и социализации в обществе.

Для работы в рамках инклюзивного образования будущему педагогу необходимо знать особенности состояния здоровья каждого из детей, посещающих класс или группу. К группе учеников с ОВЗ относятся дети, имеющие:

1) задержку психического развития, временное отставание в развитии психики;

2) нарушения эмоционального развития;

3) нарушения поведения;

4) речевые, слуховые и зрительные нарушения;

5) нарушения опорно-двигательного аппарата;

6) умственную отсталость

7) комплексное отставание в развитии.

Формирование готовности к реализации инклюзивного образования у педагогов начинается в вузе. Поэтому важно на этом этапе подготовить студента-бакалавра, будущего педагога, к психологическому принятию таких детей, научить эффективно с ними взаимодействовать.

Данной проблеме уделяют особое внимание такие специалисты, как О. В. Брызгалова, Н. Н. Малофеев, Н. М. Назарова, И. М. Яковлева и др. Так И. М. Яковлева утверждает, что подготовка будущих специалистов отвечает не всем потребностям педагогической практики [6].

Важно заметить, что подготовка педагогов по традиционной модели не соответствует требованиям, которые предъявляются к педагогам в условиях реализации инклюзивного образования. В связи с этим в настоящее время необходима разработка новых подходов к подготовке педагогов, направленных на формирование компетентности педагога в реализации инклюзивного образования как составной части его профессиональной культуры [4].

По мнению некоторых отечественных и зарубежных ученых ведущую роль в эффективной реализации инклюзивного образования играет психологическая, методическая и организационная готовность будущих педагогов к обучению и воспитанию детей с ОВЗ [1,2].

В данной статье приводятся результаты изучения готовности студентов педагогического вуза к работе с детьми в рамках инклюзивного образования. Нами было проведено исследование на базе факультета дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «ННГУ им. Н. И. Лобачевского» (Арзамасский филиал). В нем приняли участие студенты 1 курса в количестве 11 человек, обучающиеся по профилю «Начальное образование». В качестве диагностического средства использовалась составленная нами анкета-опросник.

Приведем некоторые вопросы, включенные нами в анкету:

  1. Как Вы понимаете инклюзивное образование?
  2. Кто такие дети с ОВЗ на Ваш взгляд?
  3. Интересовались ли Вы особенностями организации обучения детей с ОВЗ?
  4. Эффективно ли на Ваш взгляд инклюзивное образование?
  5. Планируете ли Вы в дальнейшем получение дополнительного образования или прохождение специальной подготовки для работы с детьми, имеющими ОВЗ?
  6. Известны ли Вам методики коррекционной работы с такого рода детьми?
  7. Испытываете ли Вы психологический дискомфорт, в связи с необходимостью в ближайшей перспективе осуществлять работу с детьми, имеющими нарушения в развитии?
  8. Удовлетворены ли Вы состоянием настоящей работы коллектива школы с детьми, имеющими нарушения в развитии? Объясните почему.

Нами были получены следующие результаты: в целом отношение у студентов к детям с ограниченными возможностями здоровья положительное, однако, 7 человек (63,6 %) не интересовались организацией обучения детей с ОВЗ, 1 человек (9 %) считает инклюзивное образование неэффективным, 1 человек (9 %) дает неправильное определение инклюзивному образованию, 6 опрошенных (54,5 %) не планируют в дальнейшем проходить специальную подготовку для работы с такими детьми. На основе полученных данных нами была составлена диаграмма (рис.1).

Рис. 1.Уровень готовности студентов к реализации инклюзивного образования

Следовательно, можно сделать вывод о том, что у студентов еще не сформирована готовность к реализации инклюзивного образования. Это говорит о том, что необходимо вести более тщательную подготовку будущих педагогов к работе в условиях внедрения инклюзивного образования на этапе обучения в вузе, восполнять существующие пробелы в их знаниях.

Подводя итоги проведенного нами исследования, можно сделать вывод, что полученные данные и приведенные в статье факты будут полезны студентам и педагогам высших учебных заведений с целью повышения эффективности подготовки будущих специалистов к реализации инклюзивного образования в рамках ФГОС. Инклюзивное образование начинает набирать все большую популярность, поэтому важно качественно подготовить специалистов, способных работать в этой области.

Литература:

  1. Алехина Н. В., Алексеева М. Н., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / Н. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. — 2011. — № 1. — С. 83–92.
  2. Гольдфарб О. С. Опыт подготовки студентов-дефектологов Челябинского государственного университета в области сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья / О. С. Гольдфарб; отв. ред. М. В. Овчинников // Инклюзивное профессиональное образование: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (21–22 нояб. 2014 г). Челябинск: Изд-во Челяб. Гос. ун-та. — 2015. — С. 5–7.
  3. Конашенкова К. О. Проблематика инклюзивного образования // Молодой ученый. — 2017. — № 3. — С. 564–566.
  4. Малярчук Н. Н., Волосникова Л. М. Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования/ Н. Н. Малярчук, Л. М. Волосникова// Вестник тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. — 2015. — Т. 1. — № 4(4). — С. 251–267.
  5. Юденкова И. В., Щенникова С. В. Подготовка студентов педагогического вуза к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Приволжский научный вестник. — 2014. — № 8. — 114 с.
  6. Яковлева И. М. Профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья/ И. М. Яковлева// Вестник МГОПУ Серия «Педагогика». — 2009. — № 6. — С. 140–144.
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, ребенок, работа, реализация, будущий педагог, Ваш взгляд, особое внимание, педагогический вуз, Российская Федерация, специальная подготовка.


Похожие статьи

Деятельность педагога-психолога по сопровождению детей в условиях инклюзивного образования

Целью данной работы является анализ направлений деятельности психолога в инклюзивном образовании. В статье рассмотрены дополнительные компетенции педагогов. А также, раскрыты проблемы интеграции детей с ООП в общеобразовательной среде, и ряд основных...

Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку в рамках начального и основного образования

В данной работе описаны теоретические основы использования Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования. В научной статье рассматриваются современные информационные технологии, а ...

Дополнительное образование как компонент имиджа образовательного учреждения: анализ современных источников

Статья посвящена анализу научной литературы, посвящённой дополнительному образованию и формированию имиджа образовательного учреждения. Рассматривается значимость и взаимосвязь данных понятий в условиях современной системы образования. Также приводят...

Формирование готовности педагогов к работе в системе инклюзивного образования

Актуальность данной темы заключается в том, что развитие инклюзивного образования неразрывно связано с подготовкой педагогических кадров, подготовленных к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. В статье раскрыто понятие, содержание...

Формирование социокультурной компетенции при организации обучения на иностранных языках

В работе рассмотрен процесс формирования социокультурной компетенции у школьников при организации обучения иностранным языкам. На основе анализа особенности и специфики возможностей применения мультимедиа-технологий в обучении английскому языку в шко...

Лингвокультурный компонент содержания иноязычной подготовки студентов технического вуза

В настоящей статье предпринята попытка актуализировать проблему аккультурации будущих специалистов технического профиля, изучающих английский язык в общих целях на углубленной основе. Включение лингвокультурного компонента в содержание подготовки по ...

Опыт использования информационных технологий в дополнительном образовании на основе авторской программы

В статье рассматриваются основные элементы построения и аспекты использования авторской программы в системе дополнительного образования в свете новизны и педагогической целесообразности с применением информационных технологий. Уделено особое внимание...

Управление качеством образования: повышение предметной компетентности учителей английского языка в контексте реализации ФГОС

Целью исследования является представление результатов теоретического анализа эффективных путей профессионального развития совершенствования учителей английского языка, повышение предметной компетентности в соответствии с новыми образовательными станд...

Формирование универсальных учебных действий с помощью игровых технологий в условиях начальной школы

В работе изучаются вопросы формирования универсальных учебных действий посредством использования игровых технологий в условиях начальной школы. Младший школьных возраст, является наиболее эффективным для полноценного формирования всей совокупности УУ...

Электронные образовательные ресурсы в учебно-исследовательской работе студентов средней профессиональной школы

В материалах статьи представлен анализ учебно-исследовательской работы студентов в системе среднего профессионального образования. Отдельное внимание уделено роли электронных образовательных ресурсов в научно-исследовательской работе студентов систем...

Похожие статьи

Деятельность педагога-психолога по сопровождению детей в условиях инклюзивного образования

Целью данной работы является анализ направлений деятельности психолога в инклюзивном образовании. В статье рассмотрены дополнительные компетенции педагогов. А также, раскрыты проблемы интеграции детей с ООП в общеобразовательной среде, и ряд основных...

Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку в рамках начального и основного образования

В данной работе описаны теоретические основы использования Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования. В научной статье рассматриваются современные информационные технологии, а ...

Дополнительное образование как компонент имиджа образовательного учреждения: анализ современных источников

Статья посвящена анализу научной литературы, посвящённой дополнительному образованию и формированию имиджа образовательного учреждения. Рассматривается значимость и взаимосвязь данных понятий в условиях современной системы образования. Также приводят...

Формирование готовности педагогов к работе в системе инклюзивного образования

Актуальность данной темы заключается в том, что развитие инклюзивного образования неразрывно связано с подготовкой педагогических кадров, подготовленных к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. В статье раскрыто понятие, содержание...

Формирование социокультурной компетенции при организации обучения на иностранных языках

В работе рассмотрен процесс формирования социокультурной компетенции у школьников при организации обучения иностранным языкам. На основе анализа особенности и специфики возможностей применения мультимедиа-технологий в обучении английскому языку в шко...

Лингвокультурный компонент содержания иноязычной подготовки студентов технического вуза

В настоящей статье предпринята попытка актуализировать проблему аккультурации будущих специалистов технического профиля, изучающих английский язык в общих целях на углубленной основе. Включение лингвокультурного компонента в содержание подготовки по ...

Опыт использования информационных технологий в дополнительном образовании на основе авторской программы

В статье рассматриваются основные элементы построения и аспекты использования авторской программы в системе дополнительного образования в свете новизны и педагогической целесообразности с применением информационных технологий. Уделено особое внимание...

Управление качеством образования: повышение предметной компетентности учителей английского языка в контексте реализации ФГОС

Целью исследования является представление результатов теоретического анализа эффективных путей профессионального развития совершенствования учителей английского языка, повышение предметной компетентности в соответствии с новыми образовательными станд...

Формирование универсальных учебных действий с помощью игровых технологий в условиях начальной школы

В работе изучаются вопросы формирования универсальных учебных действий посредством использования игровых технологий в условиях начальной школы. Младший школьных возраст, является наиболее эффективным для полноценного формирования всей совокупности УУ...

Электронные образовательные ресурсы в учебно-исследовательской работе студентов средней профессиональной школы

В материалах статьи представлен анализ учебно-исследовательской работы студентов в системе среднего профессионального образования. Отдельное внимание уделено роли электронных образовательных ресурсов в научно-исследовательской работе студентов систем...

Задать вопрос