Реализация программы дополнительной профессиональной подготовки в контексте инклюзивного образовательного пространства в условиях профессионально-педагогического колледжа | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)

Дата публикации: 19.10.2017

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Осалихина, Ю. А. Реализация программы дополнительной профессиональной подготовки в контексте инклюзивного образовательного пространства в условиях профессионально-педагогического колледжа / Ю. А. Осалихина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 129-131. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13121/ (дата обращения: 16.12.2024).



Если мы не можем покончить с нашими отличиями, мы, по крайней мере, в состоянии сделать мир местом, безопасным для многообразия.

Джон Фицджеральд Кеннеди

В настоящее время все чаще в педагогической практике стало появляться понятие «инклюзивное образование». В большинстве случаев под ним понимается обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в массовой школе. Однако если обратиться к толкованию понятия, то мы увидим несколько другой смысл. Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями [1]. Это понятие распространяется и на процесс обучения в образовательных организациях среднего профессионального образования, так как, во-первых, в колледже студенты получают среднее профессиональное образование, в том числе и студенты с ОВЗ, во-вторых, многие их них — будущие педагоги — учителя начальных классов, которым необходимо сформировать свое отношение к инклюзивному образованию.

В целях обобщения вопроса инклюзивного образования, в колледже разработана программа дополнительной профессиональной подготовки для студентов 1–4 курса, направлена на формирование профессиональной компетенции, необходимой для профессиональной деятельности по должности Учитель.

Целью данной программы является создание информационно — педагогических условий для формирования профессиональных компетенций студентов, получающих среднее профессиональное образование по профессии Учитель в сфере развития инклюзивной среды в массовой школе.

В результате освоения программы слушатель должен знать: сущность инклюзивного образования; виды нозологий (в соответствии с классификацией Т. В. Егоровой), особенности взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями; нормативно-правовую базу в сфере инклюзивного образования; особенности материально-технического оснащения школы, реализующей инклюзивное образование. Слушатель должен уметь: анализировать современные тенденции реализации школьного образования детей с особыми образовательными потребностями; планировать использование современных инновационных технологий в образовательном процессе в рамках инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями. Слушатель должен владеть: принципами организации инклюзивного подхода в начальном образовании.

Нормативный срок освоения ДПП (программы повышения квалификации) — 16 часов, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка 4 часа; самостоятельная работа 12 часов.

Реализация программы включает 2 занятия по 2 часа, в ходе которых студентам предлагаются разные виды деятельности, в ходе которых происходит формирование информационного поля студентов. Вот некоторые из них. Анализ видеороликов «Доступная среда» о детях с ОВЗ, детях-инвалидах, которые, во-первых, настраивают студентов на активную деятельность в ходе занятия, во-вторых, определяют тематику дальнейших действий. Упражнение-активатор «Мои ценности», в ходе которого студентам необходимо указать свои жизненные ценности и проранжировать их, а затем представить, что создавшаяся жизненная ситуация лишила их ценностей, анализируется эмоциональное настроение студентов, их отношение к себе и другим людям, а также затрагивается тема здоровья, так как здоровье — главная ценность в жизни человека. Анализ теоретической информации помогает студентам осознать важность данной проблемы, а также определить свое отношение к людям с ОВЗ в будущей профессиональной деятельности. Прием «Дактильная азбука», где студентам необходимо с помощью пальцев и артикуляционного аппарата назвать свое имя и пообщаться друг с другом, дает возможность осознать сложность общения и взаимодействия и на некоторое время поставить себя на место ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Притча «Ладная семья» обобщает принципы инклюзивного образования и основные моменты, связанные с проявлением толерантного отношения друг к другу, а также к детям в ходе профессиональной деятельности. Изготовление куклы, наделенной различными положительными качествами (одна из которых символизирует ребенка с ОВЗ), помогает осознать силу духа ребенка с проблемами в здоровье и необходимости помочь ему в любой ситуации. Рефлексивное упражнение «Пойми меня» помогает студентам обобщить новую информацию и спроецировать на себя определенные понятия в данной области. Студенты называют одно слово-существительное, связанное с инклюзией, затем в парах должны придумать словосочетание, а затем, объединившись в тройки, составить предложение, которое будет отражать полноту и содержательность инклюзивного образования.

Анкетирование студентов — будущих педагогов — это еще одно важное действие, которое отражает осознанность проблемы инклюзивного образования и умения (или неумения) разрешить ситуации, связанные с инклюзией. Приведем результаты анкетирования студентов 3–4 курса. В анкетировании принимало участие 54 студента.

На вопрос, кого, по вашему мнению, можно считать инвалидом, 76 % студентов считают, что это человек с ОВЗ, 18 % уверены, что такому человеку требуется постоянная физическая и психологическая помощь, 6 % считают, что в нашем обществе нет людей с инвалидностью. У большинства студентов сформировано представление о людях с ограниченными возможностями здоровья, а некоторые из них отрицают данное явление возможно потому, что с ними не встречались.

На вопрос о том, какие чувства вы испытываете к людям с ограниченными возможностями здоровья, большинство из них (54 %) однозначно ответили, что уважают силу духа таких людей, 37 % испытывают жалость, сочувствие, 9 % равнодушно относятся к данной категории людей.

Следующий вопрос касался будущей профессиональной деятельности, так как мы спрашивали о том, как студенты воспримут факт обучения детей с ОВЗ в массовой школе, в вашем классе. Большинство студентов (83 %) ответили, что будут налаживать отношения с детьми, то есть психологически готовы к принятию факта инклюзивного образования, 13 % относятся настороженно, но готовы включиться в деятельность и общение, 4 % не задумывались над проблемой и ответили, что им все равно.

На вопрос о том, как вы поступите, если инвалид обратится за помощью, 98 % студентов ответили, что обязательно придут на помощь, 2 % постараются найти другого человека для этого, то есть каждый из студентов готов откликнуться на оказание помощи и поддержки человеку с ОВЗ самостоятельно или с привлечением другого человека.

На вопрос о том, с какими трудностями приходится сталкиваться людям с инвалидностью, студенты отразили свою осведомленность. Самой большой проблемой (39 %) студенты считают интеграцию в общество, отношение других людей к людям с ОВЗ — трудности в обучении, устройстве на работу, отсутствие друзей, 17 % отмечают трудности передвижения в городе, на общественном транспорте, 15 % — бытовые проблемы — поход в магазин, требуется помощь со стороны другого человека, родителей, 11 % — беспомощность в некоторых ситуациях, 7 % — отсутствие элементарной доступности в учреждениях и домах, где проживают инвалиды.

Следующий вопрос был связан с проблемой защиты прав инвалидов, студенты должны были высказать свое мнение, большая часть студентов (78 %) относится положительно к данной проблеме и считает, что ее нужно решать, 22 % студентов не задумывались на данную тему, но есть задатки того, что данный вопрос будет осмыслен. Никто из студентов не считает, что проблема инвалидности касается только самих инвалидов, это положительная оценка студенческого мнения по вопросу инклюзии.

На вопрос о том, что каждый из нас может сделать для инвалидов, большинство студентов (87 %) считают, что нужно стараться помочь в любых ситуациях, то есть примеряют на себя проблему принятия людей с ОВЗ в общественную жизнь, 7 % считают, что это забота государства, 6 % не знают, чем могут помочь, то есть не видят себя в качестве принимающей и поддерживающей стороны по данному вопросу.

В целом, необходимо отметить, что студенты 3–4 курса знают о проблеме интеграции людей (детей) с ОВЗ в общество, готовы прийти на помощь в затруднительной ситуации, осведомлены о проблемах, с которыми может столкнуться человек с инвалидностью и считают, что права таких людей необходимо защищать и в этом может принять участие не только государство, но и каждый отдельно взятый человек в частности. Вместе с тем, есть небольшой процент студентов, которые не задумывались над данной проблемой и не хотят принимать участие в ее решении. Вопрос общения студентов — будущих педагогов с детьми с ОВЗ обозначен положительно, готовность студентов к решению вопросов инклюзивного образования в массовой школе, в детском саду составляет 83 %.

В ходе реализации программы «Инклюзия: право на образование», студенты высказывали свою точку зрения, вот некоторые из высказываний: «К людям с ОВЗ нужно относиться с понимаем и уважением, так как никто из нас не застрахован от данной ситуации»; «Считаю, что не людей-инвалидов — мы все равные»; «Людям с ОВЗ нужно помогать, а не избегать их, а всячески поддерживать — это в наших силах»; «Занятие помогло мне пересмотреть отношение к инвалидам, сформировалось понятие инклюзивного образования»; «Нам необходимо стараться уделять больше внимания данной проблеме, создавать всевозможные условия, помогать и быть добрее друг к другу».

Таким образом, считаем, что цель программы дополнительной профессиональной подготовки, а именно, создание информационно — педагогических условий для формирования профессиональных компетенций студентов, получающих среднее профессиональное образование по профессии Учитель в сфере развития инклюзивной среды в массовой школе, достигнута, так как осведомленность студентов в основных аспектах развития современного образования дает возможность в дальнейшей профессиональной деятельности чувствовать себя будущим педагогам уверенно и находить пути решения в создавшейся ситуации.

Литература:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Инклюзивное_образование
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, студент, массовая школа, ограниченная возможность здоровья, профессиональное образование, большинство студентов, ребенок, будущая профессиональная деятельность, дополнительная профессиональная подготовка, инклюзивная среда.

Похожие статьи

Эффективная модель тьюторского сопровождения профессионально-личностного развития молодого педагога в учреждении дополнительного образования

Совершенствование педагогического мастерства преподавателя в условиях дистанционного обучения в системе СПО

Реализация требований ФГОС СПО нового поколения к профессиональной подготовке студентов музыкального колледжа в аспекте компетентностного подхода

Модель профессиональной подготовки студентов педагогического вуза к организации досуговой деятельности в рамках event-технологии

Практика реализации модульного курса краткосрочного повышения квалификации педагогических работников на базе общеобразовательной организации

Значение тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной образовательной практики

Формирование профессиональных компетенций у студентов факультета СПО Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ на основе самообразования

Социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью посредством экскурсионного метода в рамках реализации внеурочных проектов

Развитие способностей воспитанников группы компенсирующей направленности в рамках реализации проекта «Успех каждого ребенка» как условие успешной подготовки к школьному обучению

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Похожие статьи

Эффективная модель тьюторского сопровождения профессионально-личностного развития молодого педагога в учреждении дополнительного образования

Совершенствование педагогического мастерства преподавателя в условиях дистанционного обучения в системе СПО

Реализация требований ФГОС СПО нового поколения к профессиональной подготовке студентов музыкального колледжа в аспекте компетентностного подхода

Модель профессиональной подготовки студентов педагогического вуза к организации досуговой деятельности в рамках event-технологии

Практика реализации модульного курса краткосрочного повышения квалификации педагогических работников на базе общеобразовательной организации

Значение тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной образовательной практики

Формирование профессиональных компетенций у студентов факультета СПО Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ на основе самообразования

Социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью посредством экскурсионного метода в рамках реализации внеурочных проектов

Развитие способностей воспитанников группы компенсирующей направленности в рамках реализации проекта «Успех каждого ребенка» как условие успешной подготовки к школьному обучению

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ