Мир, в котором живет и воспитывается ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. И нам, учителям-дефектологам, необходимо помочь ему в этом, применяя в коррекционной работе современные образовательные технологии.
Дети с нарушением зрительной функции испытывают некоторый дискомфорт, неуверенность, раздражительность, нарушение осанки, затруднение ориентировки в пространстве, что приводит к гиподинамии и закомплексованности, поэтому глаза ребёнка заслуживают особого внимания и бережного отношения.
Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу. В общем коррекционно-педагогическом процессе, осуществляемом в детском саду для детей с нарушением зрения, специальные коррекционные занятия тифлопедагога играют роль пропедевтики — подготовки детей к различным видам деятельности.
Большинство современных детей, а особенно с ОВЗ имеют ряд проблем, таких как общее моторное отставание. Современный образ жизни обуславливает отсутствие физической нагрузки, которое заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей, выносливости, возникают проблемы с речевым развитием.
Основная цель, которую ставит перед собой тифлопедагог в коррекционной работе с детьми, — подготовить их к восприятию того материала, который преподносят на общеобразовательных занятиях, к самостоятельному участию в других видах деятельности.
Вопрос исследования и формирования зрительных функций у детей с нарушением зрения очень актуален и занимает особенное место в области ее медико-психолого-педагогической реабилитации. Вопрос формирования зрительного восприятия детей с нарушением зрения находится в центре внимания офтальмологов, тифлопсихологов, тифлопедагогов. Детям с нарушением зрения свойственны проблемы восприятия времени и пространства, что мешает им ориентироваться в окружающем мире. Часто даже в старшем дошкольном возрасте эти дети не отличают левую и правую руку.
Формирование восприятия формы предметов можно реализовать, придерживаясь следующей схемы. В начале занятия педагог показывает и называет основополагающие геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник), после этого он предлагает ребенку охарактеризовать данные фигуры самостоятельно и для закрепления изученного материала предлагается сопоставить геометрические фигуры с предметами окружающей обстановки, сопровождая собственные действия речевыми высказываниями и пояснениями.
Упражнения и игры на формирование зрительного внимания, поиска и бинокулярного зрения: «Что располагается на картине близко от тебя, подальше, весьма далеко. Одинаковые ли эти предметы по величине и отчего»; «Собери целое из частей»; «Обведи по контуру и раскрась»; «Отыщи одинаковые предметы по одному, двум, трем признакам (цвету, величине, форме)». Игры на развитие цветоразличения и световосприятия: «Цветная мозаика»; «Что неправильно раскрасил художник на картине?». Восприятие на зрительном уровне зависит от зрительных функциональных способностей, опыта детей на сенсорном уровне и качеств личности. На занятиях по коррекции задания носят характер игры. Нужно придерживаться последовательности в усвоении эталонов на сенсорном уровне.
Данная технология состоит из особых упражнений, которые ориентированы на ребёнка. Использование подобных упражнений семьей в сопровождении ребенка приводит к коррекционному результату. Именно семья, являясь основным институтом воспитания ребенка, имея возможность большего его сопровождения, может оказывать правильное коррекционное воздействие.
Литература:
- Андреева А. К. Тахаува А. К проблеме инклюзивного воспитания и обучения в детском саду // Дошкольное воспитание. 2012. № 6. С. 114–124
- Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей. — М.,1999. — 53 с.
- Сиротю к А.Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2008. — 60с