Ассистивные технологии сопровождения детей с нарушением зрения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (458) март 2023 г.

Дата публикации: 16.03.2023

Статья просмотрена: 557 раз

Библиографическое описание:

Третьякова, Е. В. Ассистивные технологии сопровождения детей с нарушением зрения / Е. В. Третьякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 11 (458). — С. 174-176. — URL: https://moluch.ru/archive/458/100764/ (дата обращения: 16.11.2024).



Мир, в котором живет и воспитывается ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. И нам, учителям-дефектологам, необходимо помочь ему в этом, применяя в коррекционной работе современные образовательные технологии.

Дети с нарушением зрительной функции испытывают некоторый дискомфорт, неуверенность, раздражительность, нарушение осанки, затруднение ориентировки в пространстве, что приводит к гиподинамии и закомплексованности, поэтому глаза ребёнка заслуживают особого внимания и бережного отношения.

Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу. В общем коррекционно-педагогическом процессе, осуществляемом в детском саду для детей с нарушением зрения, специальные коррекционные занятия тифлопедагога играют роль пропедевтики — подготовки детей к различным видам деятельности.

Большинство современных детей, а особенно с ОВЗ имеют ряд проблем, таких как общее моторное отставание. Современный образ жизни обуславливает отсутствие физической нагрузки, которое заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей, выносливости, возникают проблемы с речевым развитием.

Основная цель, которую ставит перед собой тифлопедагог в коррекционной работе с детьми, — подготовить их к восприятию того материала, который преподносят на общеобразовательных занятиях, к самостоятельному участию в других видах деятельности.

https://fis.ru/popup_imgs/54183597.jpg

Вопрос исследования и формирования зрительных функций у детей с нарушением зрения очень актуален и занимает особенное место в области ее медико-психолого-педагогической реабилитации. Вопрос формирования зрительного восприятия детей с нарушением зрения находится в центре внимания офтальмологов, тифлопсихологов, тифлопедагогов. Детям с нарушением зрения свойственны проблемы восприятия времени и пространства, что мешает им ориентироваться в окружающем мире. Часто даже в старшем дошкольном возрасте эти дети не отличают левую и правую руку.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=97443ff695f419439f1bc5227dc1c039f3f7e3ed-6871359-images-thumbs&ref=rim&n=33&w=225&h=150

Формирование восприятия формы предметов можно реализовать, придерживаясь следующей схемы. В начале занятия педагог показывает и называет основополагающие геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник), после этого он предлагает ребенку охарактеризовать данные фигуры самостоятельно и для закрепления изученного материала предлагается сопоставить геометрические фигуры с предметами окружающей обстановки, сопровождая собственные действия речевыми высказываниями и пояснениями.

Упражнения и игры на формирование зрительного внимания, поиска и бинокулярного зрения: «Что располагается на картине близко от тебя, подальше, весьма далеко. Одинаковые ли эти предметы по величине и отчего»; «Собери целое из частей»; «Обведи по контуру и раскрась»; «Отыщи одинаковые предметы по одному, двум, трем признакам (цвету, величине, форме)». Игры на развитие цветоразличения и световосприятия: «Цветная мозаика»; «Что неправильно раскрасил художник на картине?». Восприятие на зрительном уровне зависит от зрительных функциональных способностей, опыта детей на сенсорном уровне и качеств личности. На занятиях по коррекции задания носят характер игры. Нужно придерживаться последовательности в усвоении эталонов на сенсорном уровне.

https://boiro.by/files/00110/obj/120/13523/img/IMG_4569.jpg

Данная технология состоит из особых упражнений, которые ориентированы на ребёнка. Использование подобных упражнений семьей в сопровождении ребенка приводит к коррекционному результату. Именно семья, являясь основным институтом воспитания ребенка, имея возможность большего его сопровождения, может оказывать правильное коррекционное воздействие.

Литература:

  1. Андреева А. К. Тахаува А. К проблеме инклюзивного воспитания и обучения в детском саду // Дошкольное воспитание. 2012. № 6. С. 114–124
  2. Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей. — М.,1999. — 53 с.
  3. Сиротю к А.Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2008. — 60с
Основные термины (генерируются автоматически): нарушение зрения, ребенок, коррекционная работа, сенсорный уровень.


Похожие статьи

Реализация индивидуального инклюзивного маршрута для детей с множественными нарушениями

Новые подходы в коррекции дисграфии у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционные игры и упражнения для детей старшего возраста с нарушением зрения

Интегрированные занятия как эффективная форма работы с детьми с нарушением зрения

Арттерапия в системе коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями

Нетрадиционные методы работы с детьми дошкольного возраста.

Коррекционная работа по формированию межличностных отношений у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения

Доброжелательные технологии в работе с дошкольниками

Интегрированные формы обучения детей с тяжелыми нарушениями речевого развития

Особенности эмоциональной лексики у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью

Похожие статьи

Реализация индивидуального инклюзивного маршрута для детей с множественными нарушениями

Новые подходы в коррекции дисграфии у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционные игры и упражнения для детей старшего возраста с нарушением зрения

Интегрированные занятия как эффективная форма работы с детьми с нарушением зрения

Арттерапия в системе коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями

Нетрадиционные методы работы с детьми дошкольного возраста.

Коррекционная работа по формированию межличностных отношений у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения

Доброжелательные технологии в работе с дошкольниками

Интегрированные формы обучения детей с тяжелыми нарушениями речевого развития

Особенности эмоциональной лексики у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью

Задать вопрос