Интегративный процесс в современном обществе наиболее активно проявляется в сфере образования, а именно в процессе инклюзивной деятельности.
Инклюзивное образование — это процесс, в котором учитываются потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе [1].
Согласно Закону об образовании РФ, инклюзия должна обеспечить равнодоступность образования для всех вне зависимости «от образовательных потребностей и индивидуальных возможностей человека [4]. Однако изменения на законодательном уровне и даже в практике образовательных учреждений не снимают проблем психологического характера, связанных с готовностью всех участников образовательного процесса к инклюзии.
Реализуя план инновационной деятельности в ДОУ «Инклюзивное пространство современного детства» мы изучили различные аспекты психологической готовности участников образовательного процесса, которые представлены в исследованиях В. В. Хитрюк. Автором подчеркивается значимость ценностного аспекта в структуре готовности, указывается на необходимость формирования ценностного отношения к человеку вне зависимости от его способностей и возможностей как основы инклюзивной культуры [5].
Нами были разработаны анкеты-опросники для педагогов ДОУ «Выявление готовности педагогов к реализации инновационной деятельности в области инклюзивного образования» и для родителей детей с нормой в развитии «Готовность родителей к инклюзивному образованию». В опросе о готовности к инклюзивному образованию участвовало 50 родителей и 27 педагогов ДОУ.
При анализе анкет-опросников родителей детей с нормой в развитии к внедрению инклюзивной деятельности проблемными вопросами являются недостаточность знаний об особенностях развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов, 58 % родителей не встречали людей с ОВЗ, из этих же респондентов 43 % считают, что инклюзивное образование может отрицательно сказаться на всех категориях детей. Выявлено, что из 100 % опрошенных 63 % не готовы видеть ребенка в ОВЗ в группе своего ребенка. Основными причинами были определены недостаточность знаний родителей о задачах инклюзии, а также эти родители никогда не сталкивались с людьми с ОВЗ и детьми-инвалидами. Некоторые родители отмечают, что присутствие ребенка с ОВЗ может травмировать его малыша или их совместное пребывание не принесет пользы.
Из 100 % респондентов 37 % родителей готовы видеть в общеразвивающей группе своего ребенка детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Из них 100 % считают, что общение детей с нормой в развития и детей с ОВЗ научит здоровых детей терпимости и сопереживанию. Из числа родителей готовых видеть в общеразвивающей группе детей с ОВЗ и детей-инвалидов 93 % имеют знакомых, родственников с ОВЗ и детей-инвалидов. У этих респондентов имеется представление о трудностях социализации данной категории людей, они могут понять необходимость детей с ОВЗ и инвалидностью в специально созданных условиях обучения, воспитания и развития.
При опросе педагогов ДОУ свою включенность в инклюзивный процесс воспитатели объясняют, в основном, внешними факторами: «требует ФГОС ДО», «изменилось законодательство», «становится много таких детей, приходится», «администрация направила на учебу, потому что дети с ОВЗ могут быть в моей группе». Внешняя мотивация присутствует у 100 % педагогов ДОУ. Однако 96 % педагогов считают, что лучшим условием для обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ могут стать специальные группы, остальные 4 % педагогов считают, что в общеразвивающих группах можно создать специальные условия для детей с ОВЗ и инвалидностью.
Воспитатели ДОУ, отмечают высокий уровень трудностей в планировании работы в условиях инклюзии, в постановке целей и задач инклюзии. Значимым фактором является неопределенность перспективы обучения детей с ОВЗ на уровне начального образования, что ведет педагогов к оценке своей деятельности в инклюзии как требующей значительных затрат, но не имеющей значимого итога. Указанные трудности связаны с недостаточностью практического опыта работы с различными категориями детей с ОВЗ, что должно учитываться при планировании курсов повышения квалификации, программ переобучения специалистов [3].
Психологическая готовность к инклюзии родителей детей с типичным развитием во многом определяется существующими в обществе социальными установками в отношении детей и взрослых с ОВЗ и инвалидностью, поэтому выделить наиболее проблемные аспекты практически невозможно. Для данной категории респондентов проблема инклюзивного образования не является личностно значимой, они практически не имеют личного опыта взаимодействия с людьми с ОВЗ. Традиционно родители демонстрируют знание задач инклюзии, определяя их как «приобщение ребенка к жизни в обществе; обеспечение равных прав и возможностей». 30 % родителей проявляют толерантное отношение к детям с ОВЗ, поддерживая взаимодействие детей с типичным развитием и детей с ОВЗ. Родители говорят об объединении детей с ОВЗ в «специализированные группы», что вряд ли можно назвать инклюзивной практикой. Ожидаемо, по мнению родителей, в инклюзивное образование не включаются дети с нарушениями интеллекта, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, 37 % родителей готовы видеть рядом со своими детьми детей с нарушением, слуха, речи и зрения.
Можно сказать, что в структуре психологической готовности к инклюзивному образованию на сегодняшний момент наиболее проблемными у педагогов, родителей детей с ОВЗ являются мотивационно-ценностный и личностный компоненты.
Факторами, влияющими на формирование готовности к инклюзии у педагогов, являются:
– традиционное отношение к образовательному процессу;
– недостаточная разработанность законодательной базы;
– стереотипность установок в отношении детей с ОВЗ;
– отсутствие реального опыта взаимодействия с детьми с различными видами дизонтогенеза;
– личностные качества.
Факторами, влияющими на формирование готовности к инклюзии у родителей детей с нормой в развитии, являются:
– отсутствие личного мотива;
– низкая степень информированности о специфике инклюзивного образования.
– отсутствие опыта взаимодействия с детьми с ОВЗ и инвалидностью [2].
Анализируя инклюзивное образование как социальный феномен, приходим к выводу о необходимости формирования в обществе особой культуры отношения к инвалидности, к лицам с ограниченными возможностями здоровья, создания условий для социализации и максимально возможной из самореализации.
Количественные и качественные характеристики состояния готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования и психологической готовности родителей к принятию инклюзивной философии, полученные в ходе опроса, свидетельствуют об актуальности выбранной темы инновационной деятельности в ДОУ и подтверждают необходимость проведения просветительского курса подготовки педагогов и родителей к осуществлению инклюзивной практики в условиях ДОУ.
Литература:
- Авакян А. В., Азатян Т. Ю., Чеснокова Г. С. Инклюзивное образование: формирование международного профессионального сообщества. / Авакян А. В.// Сибирский педагогический журнал. — 2015. — № 5. — С. 186–189.
- Адеева Т. Н., Проблемные аспекты и факторы готовности к инклюзивному образованию педагогов и родителей. / Т. Н. Адеева // Сибирский педагогический журнал. — 2017. — № 4. С. 129–133.
- Алехина C. В., Алексеева М. А., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании. / C. В. Алехина // Психологическая наука и образование. — 2011. № 1. С. 83–91.
- «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 02.05.2023).
- Хитрюк В. В., Готовность педагогов к инклюзивному образованию: ценностный аспект / В. В. Хитрюк // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. — 2013. — № 4. С. 102–111.