Психолого-педагогическая готовность учителей к инклюзивному образованию учащихся с задержкой психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 12.12.2022

Статья просмотрена: 107 раз

Библиографическое описание:

Егорова, Е. А. Психолого-педагогическая готовность учителей к инклюзивному образованию учащихся с задержкой психического развития / Е. А. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 178-180. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97495/ (дата обращения: 19.12.2024).



Инклюзивное образование предполагает отказ от специализированных классов в обычной школе, совместное обучение в обычных условиях. Для этого в школе должны быть созданы условия для развития потенциальных возможностей каждого ребенка и его взаимодействия с социумом. Одним из таких условий является наличие грамотного психолого-педагогического сопровождения, которое невозможно осуществить без компетентных учителей общеобразовательных предметов, которые выполняют основную образовательную функцию. Учащиеся с ЗПР наиболее распространенная категория детей с ограниченными возможностями здоровья, которым предоставляется возможность инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях. К тому же при грамотной организации учебного процесса, удовлетворения особых образовательных потребностей и своевременной комплексной коррекционно-развивающей работе дети с ЗПР могут наиболее успешно преодолеть образовательные трудности и социализироваться в школьном сообществе.

Разделяя мнение В. В. Хитрюк, что инклюзивная готовность педагога является системным феноменом и содержательно включает педагогическую и психологическую подструктуры, а также опыт практической деятельности. В своем исследовании определяем готовность педагога, участвующего в инклюзивной образовательной практике, как сложное интегративное образование, которое содержательно включает в себя психологическую подструктуру (сформированность профессионально важных качеств личности педагога, специальных способностей, характеризующих профессиональную деятельность педагога в условиях инклюзивного образования — личностная готовность) и педагогическую подструктуру (теоретическая и практическая готовность, включающая в себя знания и практические умения, связанные с реализацией инклюзивной образовательной практики) [Хитрюк:100].

Исследование проводилось на базе МБОУ «Лудорвайская СОШ им. Героя Советского Союза А. М. Лушникова» с целью определения психолого-педагогической готовности педагога к инклюзивному образованию с учащимися, имеющими ЗПР в общеобразовательной школе. Выборку данного исследования составили 18 педагогов школы, не практикующих инклюзивное обучение и уже работающие с детьми с ЗПР.

Готовность учителей к работе в условиях инклюзивной школы рассматривается через 2 основных показателя: педагогическая (профессиональная) готовность и психологическая (личностная) готовность.

Методами констатирующего этапа эксперимента являлись комплекс опросников Е. С. Слюсаревой, кандидата психологических наук, доцента, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт».

В содержании опросника по изучению педагогической готовности представлены три группы вопросов:

  1. Первая группа вопросов направлена на изучение сформированности у педагога знаний в области специальной психологии и педагогики, а также предполагает сформированность знаний об основных положениях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с задержкой психического развития.
  2. Вторая группа вопросов касается теории и практики инклюзивного образования: знание и понимание, что такое инклюзивное образование и чем оно отличается от других форм образования; знание основных нормативных документов в области инклюзивного образования (законы РФ, стандарты, СанПиН и т. д.).
  3. Третья группа вопросов отражает сформированность таких знаний, как дидактические и методические особенности реализации инклюзивного образования: знание педагогических систем обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, специальных методик преподавания в условиях совместного обучения, специальных технических средств, методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса для совместного обучения, технологий организации работы с родителями (консультирование, групповые занятия и т. п.).

Педагог в ходе работы с опросником использовал методику самооценки, отвечая на вопросы пользовался 3-балльной шкалой, где:

1 балл соответствует низкому уровню сформированности знаний и умений,

2 балла соответствуют среднему уровню сформированности знаний и умений,

3 балла — высокому уровню сформированности знаний и умений.

Характеристика уровней сформированности педагогической готовности к работе с детьми ЗПР позволяет присвоить учителям один из трех уровней (низкий, средний, высокий)

Высокий уровень: педагог знает основы инклюзивного образования, понимает его ценность, сформированы знания об основных положениях ФГОС с ЗПР, знает методику преподавания детям с ОВЗ, особенности организации взаимодействия учащихся в инклюзивном классе.

Средний уровень: педагог знает об инклюзивном образовании, но не понимает его ценность, недостаточно владеет знаниями в области развития детей с ЗПР, с трудом отбирает необходимые способы организации взаимодействия учащихся в инклюзивном классе.

Низкий уровень: педагог проявляет незначительный интерес к инклюзивному образованию, не владеет знаниями в области нормативных документов, не стремиться организовать эффективное взаимодействие с участниками образовательного процесса в условиях инклюзии.

В ходе исследования было выявлено, что у 44 % опрошенных низкий уровень знаний об инклюзии. У 37,5 % средний уровень и у 18, 5 % высокий уровень когнитивного компонента готовности к реализации инклюзивного образования. Примечательно, что, если рассматривать полученные баллы у многих участников опроса со средним уровнем, баллы едва перешагивают порог с низким уровнем. Они не умеют проектировать коррекционно-образовательный процесс с учетом особенностей детей с ЗПР, не владеют технологиями организации инклюзивного образования и не осуществляют грамотного сопровождения ребенка с ЗПР в инклюзивной образовательной среде. Одна из причин — неумение работать в «команде» со специалистами службы сопровождения.

По формированию личностного компонента предложили следующий опросник, на который педагоги также сами себя оценивали. Он позволяет выявить психологические барьеры взаимодействия, которые возникают у учителей в процессе реализации инклюзивной практики.

Утверждения определи в три группы барьеров:

  1. Психолого-познавательные: трудности выбора, переноса знаний о психологических особенностях детей с ЗПР, несформированность практических умений взаимодействия с ребёнком с ЗПР.
  2. Эмоциональные: неверия в собственные силы, психической напряженности, страх в общении с ребенком ЗПР.
  3. Коммуникативные: смысловой, логический, фонетический.

Степень выраженности барьеров педагог оценил следующим образом:

0 — нет затруднений

1 — выражены незначительно

2 — средняя степень выраженности

3 — значительно выражены

Среди опрошенных у 44 % низкий уровень психологических барьеров, у 56 % средний, однако если обратить внимание на баллы, то видно, что у 25 % педагогов они граничат с высоким уровнем психологических барьеров в процессе взаимодействия в инклюзивной образовательной среде. Педагоги демонстрируют интерес к проблемам обучения и воспитания детей с ЗПР совместно с их нормально развивающимися сверстниками, но готовность работать в данных условиях проявляет незначительное число педагогов.

Таким образом подводя итог двух опросников, можно сделать вывод, что на момент исследования у педагогов общеобразовательной школы, осуществляющей инклюзивное образование, существуют значительные сложности в сфере теоретических и практических знаний и умений, а также нуждаются в поддержке в преодолении эмоциональных и коммуникативных барьеров в работе с учащимися с ОВЗ.

Из этого следует вывод о том, что для повышения психолого-педагогической готовности педагогов к осуществлению инклюзивного образования требуется комплекс специально организованных мероприятий, спланированных в соответствии с выявленными в ходе констатирующего эксперимента трудностями.

Литература:

  1. Кузьмина О. С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: дис.... канд. пед. наук. Омск, 2015. 319 с.
  2. Пилипенко А. И. Познавательные барьеры в обучении физике и методические принципы их преодоления: дис.... докт. пед. наук. Курск, 1997. 229 с.
  3. Хафизуллина И. Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: дис.... канд. пед. наук. Астрахань, 2008. 213 с.
  4. Хитрюк В. В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях высшего образования: дис.... докт. пед. наук. Калининград, 2015. 390 с.
  5. Шумиловская Ю. В. Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования: дис.... канд. пед. наук. Шуя, 2011. 175 с.
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, высокий уровень, знание, педагог, совместное обучение, уровень, инклюзивная образовательная практика, инклюзивная образовательная среда, инклюзивный класс, Федеральный государственный образовательный стандарт.


Похожие статьи

Психолого-педагогические условия развития коммуникативной компетентности у детей с нарушениями слуха

Адаптация и психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ТНР и СДВГ в дошкольном учреждении компенсирующего вида

Оптимизация коррекционно-педагогической работы по формированию восприятия у детей с нарушениями речевого развития в системе ранней помощи

Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Формирование инклюзивной компетентности у учителей начальных классов в условиях инклюзивной школы при работе с детьми с различными нозологиями

Коррекция самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой пси-хического развития в процессе их психолого-педагогического сопровождения

Социально-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии

Содержание работы учителя-дефектолога по коррекции временных представлений у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью

Оптимизация педагогической деятельности по формированию начал эстетического мировоззрения у детей дошкольного возраста

Социализация обучающихся с ОВЗ с сохранным интеллектом на занятиях гуманитарного цикла

Похожие статьи

Психолого-педагогические условия развития коммуникативной компетентности у детей с нарушениями слуха

Адаптация и психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ТНР и СДВГ в дошкольном учреждении компенсирующего вида

Оптимизация коррекционно-педагогической работы по формированию восприятия у детей с нарушениями речевого развития в системе ранней помощи

Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Формирование инклюзивной компетентности у учителей начальных классов в условиях инклюзивной школы при работе с детьми с различными нозологиями

Коррекция самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой пси-хического развития в процессе их психолого-педагогического сопровождения

Социально-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии

Содержание работы учителя-дефектолога по коррекции временных представлений у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью

Оптимизация педагогической деятельности по формированию начал эстетического мировоззрения у детей дошкольного возраста

Социализация обучающихся с ОВЗ с сохранным интеллектом на занятиях гуманитарного цикла

Задать вопрос