В данной статье рассматриваются вопросы подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования, выделены педагогические компетенции, а также показано краткое содержание модульной программы, овладение которой позволит педагогам эффективно работать в рамках реализации инклюзивного подхода к образованию детей с особыми потребностями.
Изменение представления государства и общества о правах и возможностях детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) привело к вопросу о целесообразности введения инклюзивного («включенного») обучения. Это предполагает получение образования детьми с ОВЗ в школах и детских садах общего типа — совместно с нормально развивающимися сверстниками. Особенности инклюзивного образования и вoзможности его реализации в педагогической практике изучаются многими исследователями (И. Е. Аверина, Т. П. Дмитриева, Н. Г. Еленский, Д. В. Зайцев, Л. А. Зайцева, А. Н. Коноплёва, И. И. Лошакова, Н. Н. Малофеев, Е. А. Мартынова, Н. М. Назарова, Пер Ч. Гюнваль, Ф. Л. Ратнер, М. М. Семаго, Н. Я. Семаго, Л. М. Шипицына, Н. Д. Шматко, А. Ю. Юсупов, Е. Р. Ярская-Смирнова, T. Brandon, J. Charlton, A.-M. Hansen, J.-R. Kim, A. Minnaert, K. Scorgie и др.).
Перечисленные выше нововведения закономерно повлекли за собой повышение требований к деятельности педагогов, изменению профессионально значимых и личностных характеристик, расширению их функциональных обязанностей. В профессиональном стандарте педагогов говорится о том, что в обновленных социальных условиях возникает новое требование — готовность и способность педагогов учить всех без исключения детей, вне зависимости от их способностей развития, склонностей, ограниченных возможностей. Делать упор только на традиционные педагогические умения и навыки оказывается недостаточным. Данная ситуация объективно актуализирует необходимость развития профессиональной компетентности специалистов сферы образования при подготовке их к работе в условиях инклюзии.
В последние годы по данной проблеме проведен ряд диссертационных исследований, в которых рассматривается понятие «инклюзивная компетентность», освещаются этапы формирования инклюзивной компетентности будущих педагогов, раскрываются особенности подготовки специалистов к коррекционной деятельности в образовательной организации, доказывается влияние правильно организованной инклюзивной образовательной среды на социализацию детей с ОВЗ (Л. М. Кобрина, О. С. Панферова, М. М. Тавакалова, И. Н. Хафизуллина, А. Я. Чигрина, Ю. В. Шумиловская, E. Fitzsimons, Sh. Hardiman, J. Tossebro, C. Wendelborg и др.). Однако в данных работах акцент делается на подготовку будущего специалиста, а профессиональные запросы педагога, уже работающего всистеме образования истолкнувшегося спроблемами обучения детей сОВЗ, остаются не решенными.
Ведущая идея исследования заключается в том, что подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования, рассматриваемая как персонифицированный и непрерывный процесс, включает содержательный и организационный компоненты и направлена на развитие профессиональной компетентности педагогов как способности решать профессиональные задачи в области инклюзии. Содержательный компонент подготовки педагогов представлен модульной программой, включающей взаимосвязанные модули, которые сконструированы на основании выделенных тенденций развития инклюзии и выявленных профессиональных затруднений педагогов. Организационный компонент представлен программой подготовки педагогов, основанной на применении гуманитарных технологий и позволяющей формировать готовность (мотивационно-ценностную, операционально-деятельностную и рефлексивно-оценочную) педагогов к работе в условиях инклюзивного образования.
От педагога, работающего в инклюзивном образовании, требуется знание психолого-педагогических особенностей возрастного и личностного развития детей с ОВЗ, а также умение выявлять данные особенности. При планировании инклюзивного образовательного процесса педагогические работники оказываются перед необходимостью выбора оптимальных способов организации совместного воспитания детей с нормальным и нарушенным развитием. Важным становится осуществление взаимодействия между этими детьми, между родителями воспитанников, между педагогами и детьми, педагогами и родителями.
Учитывая изложенное выше, подготовку педагогов к работе в условиях инклюзивного образования рассматриваем как процесс становления у них способности решать профессиональные задачи, относящиеся к организации совместного воспитания детей с нормальным и нарушенным развитием. Результатом данной подготовки становится формирование у педагогов готовности и способности:
– понимать философию инклюзивного образования, разбираться в психолого-педагогических закономерностях и особенностях возрастного и личностного развития детей с ОВЗ, которые находятся в условиях инклюзии, и уметь определять данные закономерности и особенности;
– уметь выбирать оптимальные способы организации инклюзивного образования, а также планировать воспитательный процесс для совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием;
– применять различные приемы педагогического взаимодействия между всеми субъектами коррекционно-образовательного процесса, направленные на ценностное отношение к детям с ОВЗ и инклюзии в целом;
– организовывать коррекционно-развивающую среду в условиях инклюзивного образовательного пространства и использовать ресурсы, имеющиеся у образовательной организации для развития всех детей;
– реализовывать профессиональное самообразование по вопросам совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
Раскрывая сущность содержания подготовки уже работающих педагогов, Д. Ф. Ильясов, Л. Г. Махмутова, М. И. Солодкова и другие, видят его как совокупность теоретических знаний, способов осуществления профессиональной деятельности, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений [9]. Реализация содержания, по мнению указанных авторов, включает в себя гибкое индивидуально ориентированное обучение, формирование профессиональных компетенций.
Достойный подход к определению содержания подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования мы видим у группы исследователей из Череповецкого государственного университета (И. А. Букина, О. А. Денисова, О. Л. Леханова, В. Н. Поникарова). Эти исследователи утверждают, что подготовка должна иметь модульный характер и быть ориентирована на формирование:
– системы знаний об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ;
– системы знаний о цели, задачах, содержании и технологиях инклюзивного образования;
– практических умений, связанных с анализом, проектированием и конструированием индивидуальной траектории развития ребенка включенного в инклюзивную образовательную среду;
– установок на взаимодействие субъектов инклюзивного образования;
– профессионально-важных качеств, направленных на развитие у педагога субъектной позиции в сфере инклюзивного образования как главного новообразования в структуре его профессиональной компетентности [3].
В результате проведенного практического исследования мы подтвердили необходимость организации специальной подготовки, а также выявили содержательные направления развития профессиональной компетентности у педагогов в области инклюзивного образования.
Ведущей идеей специальной подготовки стала подготовка педагогов образовательных учреждений, организованная посредством реализации модульной программы развития профессиональной компетентности. Причем данная программа нацелена на становление педагога инклюзивного образования, внесение конструктивных изменений в его профессиональную деятельность и обеспечение социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Модульная программа реализовывалась в рамках опытно-экспериментальной деятельности конкретного образовательного учреждения. В плане опытно-экспериментальной деятельности одного учреждения осуществлялось внутрифирменное обучение. При этом подготовка проводилась для всех педагогических работников учреждения, т. е. педагогической команды.
Изучение содержания каждого модуля осуществлялось в определенной последовательности и включало пять этапов:
– погружение в деятельность по решению профессиональной задачи;
– проблематизацию;
– целеполагание и планирование;
– конструирование решения профессиональной задачи и реализацию;
– рефлексию.
Перечисленные выше позиции легли в основу разработки модели подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования (рисунок 1)
Рис. 1. Модель подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования
Построение модели подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования позволило отобразить взаимосвязь и взаимозависимость целей, содержания и технологии, что характеризует подготовку как целостный процесс, имеющий синкретичный характер. Кроме того, мы рассматриваем подготовку как персонифицированный и непрерывный процесс развития профессиональной компетентности педагогов, направленный на достижение гуманистических целей и становление педагогических ценностей, в результате которых у педагогов формируется способность решать профессиональные задачи в области инклюзивного образования.
Литература:
- Алехина, С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. — 2011. — № 1. — С. 83–92.
- Инклюзивное образование как первый этап пути к включающему обществу / Н. Я. Семаго [и др.] // Психологическая наука и образование. — 2011. — № 1. — С. 51–58.
- Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. С. В. Алехина. — Москва: Буки Веди, 2013. — 712 с.
- Кутепова, Е. Н. Готовность педагога к деятельности в условиях инклюзивной практики / Е. Н. Кутепова, Ж. Н. Черенкова // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сборник материалов II Междунар.науч.-практ. конф. / отв. ред.: С. В. Алехина. — Москва, 2013. — С. 588–592.
- Организация и содержание подготовки педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования: монография / О. С. Кузьмина, Н. В. Чекалева, Т. Ю. Четверикова / под общ.ред. Н. В. Чекалевой. — Омск: Издатель-Полиграфист, 2014. — 242 с.
- Сабельникова, С. И. Развитие инклюзивного образования / С. И. Сабельникова // Справочник руководителя образовательного учреждения. — 2009. — № 1. — С. 42–54.