Организация работы консультативного пункта для оказания психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кожина, Т. С. Организация работы консультативного пункта для оказания психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ / Т. С. Кожина, Н. В. Чудакова, Т. В. Ковалева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6 (116.6). — С. 57-61. — URL: https://moluch.ru/archive/116/32014/ (дата обращения: 16.12.2024).



Работа специалистов консультативного пункта направлена на тесное сотрудничество дошкольного учреждения с родителями и решение проблем воспитания, обучения, развития и оздоровления детей с ОВЗ. Обеспечение максимального сокращения социальной изоляции семей, воспитывающих детей с ОВЗ, не посещающих детский сад, предоставляя им квалифицированную помощь специалистов.

Одним из приоритетов социальной политики в области образования является расширение доступности качественного дошкольного образования. Важным шагом в обеспечении этого приоритета является наибольший охват детей дошкольным образованием. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1014 от 30.08.2013 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» одной из основных задач является: взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Существующая сеть дошкольных образовательных учреждений не всегда удовлетворяет в полной мере растущие запросы населения в услугах дошкольного образования. В этой связи возникла необходимость в организации вариативных форм дошкольного образования, которые наравне с традиционными дошкольными учреждениями могли бы оказывать помощь семье в воспитании ребенка и подготовки его к обучению в школе.

Одной из вариативных форм дошкольного образования является консультативный пункт, особенность которого заключается в возможности получения ребенком образования опосредованно через родителей.

Цель Консультативного пункта — обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого — педагогической помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста с ОВЗ.

Задачи — обеспечение доступности общего образования, социализация ребенка, формирование навыков социального поведения и коммуникативных качеств личности.

Консультативный пункт оказывает помощь родителям детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих детский сад, в зависимости от актуальных для них воспитательных потребностей.

Консультативный пункт проводит диагностику развития детей, что позволяет своевременно выявить трудности и проблемы в развитии ребенка и вовремя оказать квалифицированную помощь семье. Специалисты определяют индивидуальные особенности и склонности личности, ее потенциальных возможностей, а также выявляют причины и механизмы нарушений в развитии, социальной адаптации, дают рекомендации по дальнейшему развитию и воспитанию ребенка. Специалисты КП разрабатывают (моделируют из нескольких) индивидуально-ориентированную программу развития ребенка в соответствии с заключениями, план и график работы с данным ребенком, рассматривается вопрос о возможности участия ребенка в групповых игровых сеансах. Это отражается в плане работы специалиста. Работа с ребенком происходит после заключения договора с родителями. Заканчивается по результатам освоения ребенком индивидуально-ориентированной программы и решения проблемы.

Родители или лица, их заменяющие получают рекомендации по дальнейшему образовательному маршруту для ребенка.

Консультативный пункт проводит диагностику уровня готовности ребенка к школе и детскому саду.

Консультации старшего воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда и других специалистов Консультативного пункта помогает родителям подобрать дошкольное учреждение с учетом индивидуальных особенностей каждого малыша, что в свою очередь улучшает качество образования детей.

Для родителей в Консультативном пункте проводятся семинары, лекции, тренинги по заявленным проблемам в соответствии с планами и графиком Консультативного пункта. Родители получают информацию о физиологических и психологических особенностях развития ребенка, основных направлениях воспитательных воздействий, преодолении кризисных ситуаций. Таким образом, информирование родителей, направленное на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, формирует положительные взаимоотношения в семье.

На базе Консультативного пункта проводятся коррекционные и развивающие занятия на основе индивидуальных особенностей развития ребенка, направленных на обучение родителей организации воспитательного процесса в условиях семьи. Также осуществляется социальная адаптация ребенка в детском коллективе — развитие у ребенка навыков социального поведения и коммуникативных качеств личности.

Родители могут обратиться в Консультативный пункт по телефону или лично. Предварительная беседа с родителями до записи на консультацию к педагогу-психологу осуществляется с целью выяснения причин обращения и получения рекомендаций, куда обратиться с данной проблемой. Родители могут получить информацию о целях и задачах КП через информационный стенд.

На первичной консультации проводится анкетирование родителей или лиц, их заменяющих, беседа сотрудника КП с родителями или лицами, их заменяющими по заявленной проблеме. Установление контакта с ребенком. Диагностика ребенка и родителей с учетом оговоренной проблемы. По результатам первичной консультации при необходимости назначается дополнительная консультация педагога-психолога, ребенок направляется к другому специалисту либо определяется образовательный маршрут ребенка. Родители или лица, их заменяющие, получают рекомендации специалиста.

С родителями или лицами их заменяющими, которые будут посещать игровые сеансы, проводится беседа о правилах работы КП, о взаимных правах и обязанностях, заключается договор.

Родители имеют право посещать индивидуальные игровые сеансы КП, наблюдать за игрой детей, задавать вопросы специалистам. Консультативный пункт работает 2–3 раза в неделю в утренние и вечерние часы.

Периодически педагог-психолог беседует с родителями для обмена информацией о ребенке, его проблемах и достижениях. Проводятся индивидуальные и групповые консультации для родителей. Родители имеют наглядное представление о работе КП, достижениях своих детей. Родители и педагоги полностью согласуют свои действия в отношении детей, посещающих КП.

Таким образом, консультирование как одна из форм взаимодействия с родителями всегда была актуальна в системе образования. В связи с изменившимися запросами социума, консультативный пункт является одной из эффективных вариативных форм дошкольного образования, наиболее доступной в реализации и внедрении, имеющий гибкий график посещений, не требующих больших дополнительных финансовых вложений.

В 2008 году, проведя анализ течения адаптационного периода детей за 2007–2008 учебный год, мы пришли к выводу, что при поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Кроме того, нередко переживания и страх родителей за своего малыша усугубляют протекание адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения. Таким образом, главная роль в проведении адаптации принадлежит родителям и педагогам, взаимодействующим с детьми раннего возраста. И мы решили — чем раньше начнется включение родителей и детей в воспитательно-образовательный процесс, тем легче пройдет у них процесс адаптации.

Проблема неподготовленности детей, а в большей степени и родителей к поступлению в ДОУ была выведена в рамки работы консультационного пункта с родителями детей, не посещающих ДОУ.

Эта работа проводится на базе детских садов во многих городах России. Но в последние годы направленность работы нашего консультативного пункта изменилась.

Мы увидели проблему в следующем: с каждым годом увеличивается количество детей с ОВЗ, для которых необходимо обеспечить доступность образования и их успешную социализацию в обществе. Даже посещая дошкольные образовательные учреждения, дети не всегда могут получать необходимую коррекционную помощь из-за отсутствия там необходимых квалифицированных кадров (нет логопедов и психологов). А качество услуг, предоставляемых в различных частных центрах развития, не всегда соответствуют потребностям ребенка с ОВЗ.

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение такими детьми качественного образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах социальной деятельности.

В качестве основной задачи в области реализации прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

Приоритетным направлением этой деятельности является максимально раннее выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения. Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала его обучения на ступени начального общего образования и таким образом подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.

Второе важнейшее направление деятельности по реализации прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья — создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Кроме того, в последние годы в России развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования, других ОУ, не являющихся коррекционными (далее — ОУ общего типа).

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в процессе учебы.

Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья в установленном порядке может осуществляться по индивидуальному учебному плану.

Таким образом, проблема коррекционной помощи детям с ОВЗ, не посещающим ДОУ, просвещения родителей об индивидуальных особенностях их ребенка и основных направлениях его развития, была выведена в рамки работы консультационного пункта с родителями детей с ОВЗ.

Открытие консультационного пункта проходило поэтапно. Использование проектирования деятельности консультационного пункта позволило наиболее эффективно собрать и упорядочить информацию, спрогнозировать результат и определить способы и средства его достижения.

Этапы создания и развития консультативного пункта.

Работа консультативного пункта нашего учреждения началась в 2008 году с создания группы социальной адаптации, когда мы решили уделить внимание проблеме подготовки ребенка раннего возраста к поступлению в ДОО, и чтобы снизить уровень тревожности родителей за своего ребенка.

Ведь главная роль в проведении адаптации принадлежит родителям и педагогам, взаимодействующим с детьми. Чем раньше мы познакомимся друг с другом, тем легче пройдет процесс адаптации. Ребенок получит навыки социального поведения и коммуникативных качеств.

Начиная с 2010 года наш КП продолжал действовать, но его направленность изменилась в связи с увеличением в нашем детском саду групп компенсирующей направленности, мы стали работать с детьми с ОВЗ.

Дело в том, что дети с ОВЗ, поступающие в такие группы, тоже проходят адаптационный период. Их родители имеют свои особенности и с ними тоже бывает трудно работать.Они очень настороженно относятся к началу обучения ребенка в новом детском саду. И часто это усугубляется тем, что такие дети еще тяжелее переживают изменяющиеся условия их окружения в силу своих возрастных особенностей. Ребенок в 5 лет «вырывается» из привычной обстановки. Он нуждается в социализации, необходимо научить взаимодействовать с новым коллективом детей и педагогов.

К нам обращаются родители, дети которых прошли ТПМПК, но ДОО по каким-либо причинам не посещают (по возрасту, по медицинским показаниям, по месту жительства)

Еще мы работаем с детьми, имеющими проблемы в развитии, они посещают КП до прохождения ТПМПК.

Дети приходят разные: с ФНР (нарушение звукопроизношения), ФФНР и более серьезными проблемами.

Родители узнают о работе КП по отзывам тех, кто уже посещал КП, по рекомендациям других специалистов, по объявлениям, из интернет — ресурсов, по направлению с ТПМПК.

Структура взаимодействия специалистов консультационного пункта.

Координирует работу КП руководитель дошкольного учреждения.

Принимает обращения родителей старший воспитатель (заполнение анкеты родителями, установление контакта с ребёнком, беседа с родителями: сбор анамнеза, выяснение причин обращения) и направляет их к нужному специалисту в соответствии с запросами родителей.

Проводится диагностика ребёнка с учётом оговорённой проблемы.

По результатам первичной консультации назначают дополнительную консультацию специалистов (педагога-психолога, дефектолога, логопеда). Родители получают рекомендации специалиста.

После обследования проводится психолого-педагогический консилиум, на котором определяется образовательный маршрут ребёнка, в соответствии с которым ведется коррекционно-развивающая работа, консультирование родителей.

Организуется сопровождение семьи в консультативном пункте в различных формах.

Если специалисты не могут оказать помощь ребенку в рамках КП, то родители получают рекомендации для прохождения ТПМПК, чтобы определить дальнейшую программу обучения.

Таким образом, прослеживается структурное взаимодействие всех специалистов КП.

Рис. 1. Структура Консультативного пункта

Результативность работы КП.

Наш консультативный пункт функционирует в течение 5 лет.

Анализируя работу с детьми, вновь поступающими в ДОУ и их родителями, мы проследили за тем, как протекала адаптация после проведенной работы на КП.

Мы увидели, что значительно снизился показатель неготовности детей к поступлению в ДОУ и основная часть детей достаточно спокойно прошли период адаптации.

Проведя анализ работы с детьми с ОВЗ, за основные направления мы взяли следующие показатели:

Нарушение моторной координации. Уменьшилось на 37 %

Мотивация к обучению в школе. Увеличилось на 67 %

Умственное развитие. Увеличилось на 47 %

Развитие эмоционально-волевой сферы. Увеличилось на 45 %

Нарушение речи. Уменьшилось на 39 %

Вывод.Консультативный пункт — такая форма дошкольного образования, которая позволяет осуществлять раннее психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с проблемами в развитии, не посещающим ДОО.Таким образом, осуществляется взаимодействие всех параллельных служб ДОО с родителями, с выходом на ТПМПК.

Литература:

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
  2. «ФГОС дошкольного образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155.
  3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1014 от 30.08.2013 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».
  4. «Консультативные пункты как вариативная форма дошкольного образования: методические рекомендации/сост. Т. А. Майорова, Н. В. Шмелькова, Ю. В. Жильцова, С. К. Галахова. Рязань 2012
Основные термины (генерируются автоматически): консультативный пункт, ребенок, родитель, ограниченная возможность здоровья, дошкольное образование, консультационный пункт, детский сад, дошкольное учреждение, первичная консультация, социальное поведение.


Похожие статьи

Организация системы комплексного сопровождения дошкольников с ОВЗ

Процесс обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ достаточно сложен и его успешность в большей степени зависит от взаимоотношений, сложившихся между специалистами образовательного учреждения и родителями детей. Всесторонний многогранный подход специал...

Подготовка педагогов дошкольных учреждений к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье рассматриваются вопросы подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования, выделены педагогические компетенции, а также показано краткое содержание модульной програ...

Взаимодействие педагогов и родителей как основа успешной социализации детей с ОВЗ в условиях ДОО

В статье рассматриваются одно из направлений работы дошкольной образовательной организации: взаимодействие педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Обозначены основные проблемы, возникающие в семьях, воспитывающих ребенка с...

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семей и повышения компетентности родителей (законных представителей), имеющих детей с ОВЗ в возрасте от 1, 5 до 7 лет

В статье представлен опыт работы учреждения по психолого-педагогической поддержке семей, имеющих детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, в том числе родителей (законных представителей) детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассм...

Студия «Игра — это серьезно!»

В данном материале представлен опыт работы специалистов дошкольной организации по взаимодействию с семьями детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Установление взаимодействия предполагает поиск новых форм работы, выбора методического подхода, повышение эффекти...

Организация взаимодействия образовательного учреждения с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена вопросу организации взаимодействия школы и семьи ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. В материале описывается действующая система педагогического взаимодействия с образовательным учреждением, включение родителей в кор...

Взаимодействие дошкольной организации с родителями детей (в том числе детей с ОВЗ) в условиях ФГОС ДО

Одной из главных задач является обеспечение возможности любой семье, посещать дошкольное учреждение в шаговой доступности от дома, расширять социальные связи семьи, что в конечном итоге способствует успешной социализации как ребенка, так и его родите...

Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые и множественные отклонения и нарушения в развитии, проживающими в условиях Центра содействия семейному воспитанию

Наша работа направлена, прежде всего, на развитие и социализацию детей с тяжелыми и множественными нарушениями и перед нами задача: компенсировать имеющиеся отклонения в развитии на основе формирования системы практических навыков и умений, обеспечив...

Консультационный центр как одна из форм работы с родителями детей с ОВЗ, не посещающих дошкольные образовательные организации

В статье рассматривается актуальный вопрос включения субъектов образовательных отношений в единое пространство детского развития, где образовательные задачи решаются с помощью предоставления психолого-педагогической поддержки семьи с детьми с ОВЗ и п...

Организация физкультурно-оздоровительной работы и пропаганды здорового образа жизни в дошкольном образовательном учреждении

В статье представлены материалы по организации методического и психолого-педагогического сопровождения работы по пропаганде здорового образа жизни в муниципальном дошкольном образовательном учреждении; освещены причины низкой эффективности традиционн...

Похожие статьи

Организация системы комплексного сопровождения дошкольников с ОВЗ

Процесс обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ достаточно сложен и его успешность в большей степени зависит от взаимоотношений, сложившихся между специалистами образовательного учреждения и родителями детей. Всесторонний многогранный подход специал...

Подготовка педагогов дошкольных учреждений к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье рассматриваются вопросы подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования, выделены педагогические компетенции, а также показано краткое содержание модульной програ...

Взаимодействие педагогов и родителей как основа успешной социализации детей с ОВЗ в условиях ДОО

В статье рассматриваются одно из направлений работы дошкольной образовательной организации: взаимодействие педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Обозначены основные проблемы, возникающие в семьях, воспитывающих ребенка с...

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семей и повышения компетентности родителей (законных представителей), имеющих детей с ОВЗ в возрасте от 1, 5 до 7 лет

В статье представлен опыт работы учреждения по психолого-педагогической поддержке семей, имеющих детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, в том числе родителей (законных представителей) детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассм...

Студия «Игра — это серьезно!»

В данном материале представлен опыт работы специалистов дошкольной организации по взаимодействию с семьями детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Установление взаимодействия предполагает поиск новых форм работы, выбора методического подхода, повышение эффекти...

Организация взаимодействия образовательного учреждения с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена вопросу организации взаимодействия школы и семьи ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. В материале описывается действующая система педагогического взаимодействия с образовательным учреждением, включение родителей в кор...

Взаимодействие дошкольной организации с родителями детей (в том числе детей с ОВЗ) в условиях ФГОС ДО

Одной из главных задач является обеспечение возможности любой семье, посещать дошкольное учреждение в шаговой доступности от дома, расширять социальные связи семьи, что в конечном итоге способствует успешной социализации как ребенка, так и его родите...

Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые и множественные отклонения и нарушения в развитии, проживающими в условиях Центра содействия семейному воспитанию

Наша работа направлена, прежде всего, на развитие и социализацию детей с тяжелыми и множественными нарушениями и перед нами задача: компенсировать имеющиеся отклонения в развитии на основе формирования системы практических навыков и умений, обеспечив...

Консультационный центр как одна из форм работы с родителями детей с ОВЗ, не посещающих дошкольные образовательные организации

В статье рассматривается актуальный вопрос включения субъектов образовательных отношений в единое пространство детского развития, где образовательные задачи решаются с помощью предоставления психолого-педагогической поддержки семьи с детьми с ОВЗ и п...

Организация физкультурно-оздоровительной работы и пропаганды здорового образа жизни в дошкольном образовательном учреждении

В статье представлены материалы по организации методического и психолого-педагогического сопровождения работы по пропаганде здорового образа жизни в муниципальном дошкольном образовательном учреждении; освещены причины низкой эффективности традиционн...

Задать вопрос