Организация и содержание деятельности консультационного пункта в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Архипова, Е. Н. Организация и содержание деятельности консультационного пункта в ДОУ / Е. Н. Архипова, Н. В. Емельянова, Е. С. Копица. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11.1 (353.1). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/archive/353/77540/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье рассматривается опыт работы по организации деятельности консультационного пункта для родителей детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Сформулированы цели и задачи деятельности консультационного пункта, раскрыты основные направления и алгоритм его работы в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: консультационный пункт, родитель, дошкольное образование, информирование родителей, ребенок, дошкольный возраст.

Лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям.

Т. Харрис

Система дошкольного образования как первая ступень системы образования является одним из приоритетных направлений образовательной политики государства. В число наиболее важных составляющих данного направления входит разработка и внедрение вариативных моделей дошкольного образования, повышение его общедоступности.

В соответствии пунктом 2 статьи 17 [1, стр. 35], пунктом 2 статьи 44 [1, стр.78] Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, одной из форм получения детьми образования (в том числе, и дошкольного) является семейное образование. Однако в современных семьях, несмотря на возрастающий уровень информированности, родители не всегда имеют достаточные педагогические и психологические знания, не умеют установить правильные отношения между собой и с ребёнком, в связи с чем у них может возникнуть необходимость в квалифицированной психолого-педагогической помощи со стороны специалистов [2, стр. 4]. Право получения родителями подобной помощи закреплено пунктом 3 статьи 64 № 273-ФЗ, предлагающим в качестве одного из вариантов получения методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи обращение родителей в консультационные центры, созданные на базе образовательных учреждений [1, стр.113].

Консультационный пункт МДОУ д/с № 80 создан с целью обеспечения доступности дошкольного образования, обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, повышения педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста на дому, в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья. Консультационный пункт обеспечивает помощь семьям, не имеющим возможность посещать дошкольные учреждения, и семьям воспитанников, посещающих другие ДОУ г. Волжского (других городов области), которые не имеют в штатном расписании педагога-психолога, учителя-логопеда.

Основными задачами консультационного пункта являются:

– оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) в обеспечении условий для развития детей, не посещающих дошкольные учреждения;

– оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;

– оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные учреждения;

– оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) и детям 5–6 лет, не посещающим образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу.

Организация психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) в консультационном пункте строится на основе интеграции деятельности специалистов ДОУ. Непосредственную работу с семьей осуществляют специалисты МДОУ: учитель-логопед, педагог-психолог, старший воспитатель и другие работники по запросу родителей.

Консультационный пункт в МДОУ д/с № 80 работает с октября 2012 года. На данном этапе, систематизировав работу в рамках консультационного пункта, мы определили наиболее актуальные направления и формы его работы.

Основные направления работы консультационного пункта:

– диагностическое;

– коррекционно-развивающее;

– консультативное;

– информационное.

  1. Диагностическое направление

Данное направление включает в себя работу педагога-психолога и учителя-логопеда. Специалисты проводят диагностику развития ребенка — психолого-логопедическое изучение ребенка, определение индивидуальных особенностей личности, потенциальных возможностей, а также состояние уровня речевого развития ребенка.

Выбор инструментария для проведения диагностики осуществляется специалистами самостоятельно в зависимости от круга решаемых задач. В числе наиболее актуальных для обследования детей в рамках консультационного пункта — следующие диагностические методики:

психологические: «Экспресс-диагностика в детском саду» (Павлова Н. Н., Руденко Л.Г), «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» (Стребелева Е. А.), «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» (Забрамная С. Д., Боровик О. В.), «Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе» (Ясюкова Л. А.).

логопедические: «Схема обследования ребенка раннего и младшего дошкольного возраста» (Соломаха Л. С., Серебрякова Н. В.), «Схема обследования ребенка с фонетико-фонематическим нарушением» (Лопатина Л. В.), «Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи» (Соломаха Л. С., Серебрякова Н. В.).

  1. Коррекционно-развивающее направление

На основе результатов диагностики выстраивается индивидуальный образовательный маршрут на каждого ребенка. Кроме того, в рамках данного направления специалистами проводятся индивидуальные консультативные занятия с детьми, проводимых для родителей (законных представителей) с целью обучения игровым методам и приемам коррекционно-развивающей работы. Например, родителям предлагается комплекс игр на развитие у детей слухового восприятия, фонематического слуха, на развитие произвольной сферы и др.

  1. Консультативное направление

Родителям предлагаются индивидуальные консультации:

– Психологическое консультирование — информирование родителей о психологических особенностях развития ребенка, основных направлениях воспитательных воздействий, преодолении кризисных ситуаций.

– Логопедическое консультирование — информирование родителей о состоянии речевого развития ребенка. В случае необходимости предлагаются пути преодоления задержки речевого развития.

– Педагогическое консультирование — информирование родителей о наличии в нашем ДОУ модели дошкольного образования для детей раннего возраста от 1 года до 3 лет в форме детско-родительской группы кратковременного пребывания «Первые шаги».

  1. Информационное направление

Информирование родителей о деятельности Консультационного пункта с помощью средств массовой информации (сайта ДОУ).

Опыт организации деятельности консультационного пункта в нашем дошкольном учреждении показал, что, в соответствии с выбранными направлениями деятельности, наиболее целесообразными являются индивидуальные формы работы с родителями : индивидуальные консультации, диагностические занятия с ребенком в присутствии родителя, фрагменты коррекционно-развивающих занятий с детьми и родителями и др.

Алгоритм получения помощи на консультационном пункте

1) Родители получают информацию о наличии консультационного пункта в МДОУ из различных источников (сайт ДОУ, рассказы других родителей и т. п.).

2) Родители делают предварительный звонок в ДОУ, который регистрируется в «Журнале регистрации обращений в консультационный пункт». Во время разговора родители сообщают возраст ребенка и интересующие их вопросы, а специалист назначает дату и время встречи.

3) В назначенное время родитель (законный представитель) с ребенком встречается со специалистом (учителем-логопедом, педагогом-психологом, медицинской сестрой, воспитателем). Это фиксируется в «Журнале посещений консультационного пункта».

4) Для установления контакта с ребенком специалистами может использоваться интересные пособия (комплект психолога «РЕRTRА», световая песочница и др.) и современное интерактивное оборудование (интерактивная доска).

5) Далее проводится диагностическое обследование ребенка по указанному выше перечню методик или показ фрагмента коррекционно-развивающего занятия.

6) После занятия с ребенком специалист дает рекомендации родителю (законному представителю). В это время ребенку предлагается самостоятельная игровая или изобразительная деятельность.

7) По итогам встречи специалист оформляет протоколы диагностического обследования, разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут ребенка с указанием направлений развивающей деятельности и образовательных ресурсов.

8) При необходимости повторного посещения родители делают следующую заявку.

Результаты деятельности консультационного пункта

Количество индивидуальных обращений в консультационный пункт за период с октября 2012 года по октябрь 2018 года составило:

2012 г. — 4 обращения;

2013 г. — 6 обращений;

2014 г. — 8 обращений;

2015 г. — 12 обращений;

2016 г. — 9 обращений;

2017 г. — 10 обращений;

2018 г. — 13 обращений.

Основная тематика запросов родителей на консультационном пункте:

– Особенности психоречевого развития ребенка.

– Особенности развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы ребенка.

– Вопросы подготовки ребенка к школе.

– Направление ребенка на ТПМПК.

– Вопросы гармонизации детско-родительских отношений.

– Возможность кратковременного пребывания ребенка в ДОУ (например, по состоянию здоровья).

По всем обращениям специалистами ДОУ была оказана помощь родителям (законным представителям) в рамках диагностического, коррекционно-развивающего, консультативного направлений работы консультационного пункта.

Можно отметить повышение интереса родителей к работе консультационного пункта, о чем говорит увеличение числа обращений. По отзывам родителей, работа педагогов оценивается положительно; родители указывают на пользу полученных в рамках консультационного пункта теоретических знаний и практического опыта в вопросах воспитания и образования детей дошкольного возраста. Таким образом, можно сделать вывод, что работа в рамках консультационного пункта является актуальным и действенным средством содействия повышению социально-педагогической компетенции родителей.

Литература:

  1. Федеральный Закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». — М. ООО «Издательство» «Эксмо», 2014
  2. Методические рекомендации по организации деятельности консультационно-методического пункта. Практико-ориентированное пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. — Тюмень: ТОГИРРО, 2013. — 47 с.
Основные термины (генерируются автоматически): консультационный пункт, родитель, дошкольный возраст, дошкольное образование, информирование родителей, ребенок, обращение, Схема обследования ребенка, всесторонняя помощь, законный представитель.


Ключевые слова

дошкольное образование, ребёнок, дошкольный возраст, родитель, консультационный пункт, информирование родителей

Похожие статьи

Организация консультативной работы педагога-психолога с родителями дошкольников

В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения компетенции родителей. Представлено исследование эмоционально-психологических особенностей членов семьи, стили и методы воспитания. Отражены основные аспекты д...

Подходы к организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассматривается понятие «методическая работа», а также выделяются основные подходы, формы и методы организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Деятельность педагога дополнительного образования детей в дошкольных образовательных учреждениях

В статье рассматривается деятельность педагога дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях. Особое внимание авторы уделяют деятельности педагога по расширению пространства самореализации личности воспитанника. Рассматривается...

Особенности процесса приема детей мигрантов в дошкольные образовательные организации

В статье автор рассматривает основные аспекты, которые нужно учесть руководителю дошкольного учреждения при приеме детей мигрантов в дошкольные образовательные организации. Опыт работы в рамках данного вопроса оформлен в виде перечня рекомендаций, во...

Особенности мотивации персонала в бюджетных учреждениях дошкольного образования

В статье рассматриваются особенности мотивации персонала в бюджетных учреждениях дошкольного образования. Рассмотрение данного вопроса производится путем изучения теоретической стороны вопроса — сущность мотивации, понятия мотива и стимула и практиче...

Роль методической службы дошкольного образовательного учреждения в повышении профессиональной компетентности педагогов

В статье рассматривается деятельность методической службы дошкольного образовательного учреждения и ее роль в профессиональном развитии педагога. Анализируются формы работы методической службы, предлагаются наиболее эффективные решения для ее продукт...

Обоснование актуальности комплексного подхода в подготовке ребенка младшего дошкольного возраста к посещению ДОУ

В статье рассматривается проблема отсутствия у родителей устойчивого положительного отношения к деятельности по подготовке ребенка раннего возраста к посещению младшей группы дошкольного образовательного учреждения и актуальность решения этой проблем...

Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.

Современный педагог ДОУ

В данной статье рассмотрены основные требования, которые предъявляются на сегодняшний день к современным педагогам, работающим в дошкольном образовательном учреждении, а также навыки, умения личные качества, которыми должен обладать педагог, работающ...

Особенности профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО

Статья посвящена обсуждению особенностей профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО. В ней отдельно рассматривается проблема квалификации педагогических работников. А также в статье большое значение уделяется методической ...

Похожие статьи

Организация консультативной работы педагога-психолога с родителями дошкольников

В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения компетенции родителей. Представлено исследование эмоционально-психологических особенностей членов семьи, стили и методы воспитания. Отражены основные аспекты д...

Подходы к организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассматривается понятие «методическая работа», а также выделяются основные подходы, формы и методы организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Деятельность педагога дополнительного образования детей в дошкольных образовательных учреждениях

В статье рассматривается деятельность педагога дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях. Особое внимание авторы уделяют деятельности педагога по расширению пространства самореализации личности воспитанника. Рассматривается...

Особенности процесса приема детей мигрантов в дошкольные образовательные организации

В статье автор рассматривает основные аспекты, которые нужно учесть руководителю дошкольного учреждения при приеме детей мигрантов в дошкольные образовательные организации. Опыт работы в рамках данного вопроса оформлен в виде перечня рекомендаций, во...

Особенности мотивации персонала в бюджетных учреждениях дошкольного образования

В статье рассматриваются особенности мотивации персонала в бюджетных учреждениях дошкольного образования. Рассмотрение данного вопроса производится путем изучения теоретической стороны вопроса — сущность мотивации, понятия мотива и стимула и практиче...

Роль методической службы дошкольного образовательного учреждения в повышении профессиональной компетентности педагогов

В статье рассматривается деятельность методической службы дошкольного образовательного учреждения и ее роль в профессиональном развитии педагога. Анализируются формы работы методической службы, предлагаются наиболее эффективные решения для ее продукт...

Обоснование актуальности комплексного подхода в подготовке ребенка младшего дошкольного возраста к посещению ДОУ

В статье рассматривается проблема отсутствия у родителей устойчивого положительного отношения к деятельности по подготовке ребенка раннего возраста к посещению младшей группы дошкольного образовательного учреждения и актуальность решения этой проблем...

Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.

Современный педагог ДОУ

В данной статье рассмотрены основные требования, которые предъявляются на сегодняшний день к современным педагогам, работающим в дошкольном образовательном учреждении, а также навыки, умения личные качества, которыми должен обладать педагог, работающ...

Особенности профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО

Статья посвящена обсуждению особенностей профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО. В ней отдельно рассматривается проблема квалификации педагогических работников. А также в статье большое значение уделяется методической ...

Задать вопрос