Формы работы с родителями в консультационном центре | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дрокина, Е. А. Формы работы с родителями в консультационном центре / Е. А. Дрокина, Е. Н. Кох, О. В. Степунина, О. А. Акимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 42 (489). — С. 96-99. — URL: https://moluch.ru/archive/489/106785/ (дата обращения: 16.11.2024).



В последние годы значительно возрос интерес государства и общества к проблеме дошкольного образования. Это обусловлено как его социально-экономическим значением, так и тем, что дошкольное образование является первым уровнем системы общего образования и направлено на формирование общей культуры, предпосылок учебной деятельности, развитие интеллектуальных и личностных качеств ребенка. Дошкольное детство является самоценным возрастным периодом. В современном мире формируются новые образовательные потребности: родителей в получении педагогической грамотности и поддержке в воспитании детей, а ребенка в образованных родителях.

Учеными доказано решающее влияние семьи на развитие личности ребенка-дошкольника. Важным моментом при этом является существующая в семье система внутрисемейных и детско-родительских отношений. В семье дети приобретают первый опыт взаимодействия с окружающими, усваивают первые свои социальные роли, а также нормы и ценности общества. Именно в семье формируются многие качества личности ребенка, характер которых зависит от образца поведения взрослых, поэтому в педагогической и психологической науке продолжает активно изучать образовательный потенциал семьи, характер детско-родительских отношений.

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т. д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании.

Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной, а в настоящее время она приобрела особый смысл в связи с реализацией требований ФГОС дошкольного образования к организации психолого-педагогической поддержки семьи в воспитании детей.

Вопросам взаимодействия детского сада и семьи посвящено множество отечественных исследований. Речь идет как о поиске путей и условий, повышающих успешность родителей в вопросах обучения и воспитания детей (Т. В. Андреева, Т. И. Антонова, Н. Ф. Виноградова, А. Г. Гогоберидзе и др.), так и о реализации родительских возможностей анализа собственного опыта по взаимодействию со специалистами дошкольной образовательной организации (Т. А. Березина, Н. Е. Веракса, Ю. Хямяляйнен и др.). Среди проблем взаимодействия авторы отмечают отсутствие доверия, взаимопонимания и сотрудничества между детским садом и родителями, а также недостаточную педагогическую компетентность родителей. (Т. И. Антонова, Е. С. Бабунова, Н. Ф. Виноградова, И. А. Шаповалова и др.). Родители не всегда откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству, не проявляют интереса к объединению усилий по воспитанию своих детей, а воспитатели ждут от взаимодействия с родителями гораздо большего. Это позволяет предположить, что воспитатели в большей степени соответствуют ожиданиям со стороны родителей, в то время как родители ожиданиям воспитателей соответствуют в значительно меньшей степени, т. е. взаимодействие родителей и воспитателей в определенной мере носит односторонний характер.

Сегодня большинство родителей испытывают потребность в квалифицированной психолого-педагогической помощи. Как показывает анализ научных работ (С. И. Абрамов, Е. П. Арнаутова, О. И. Давыдова, Е. С. Евдокимова, О. Л. Зверева, А. А. Майер и др.) и передового педагогического опыта (И Т. Е. Иванова, Н. Ф. Лагутина, И. Л. Свиридова), центром повышения психолого-педагогической культуры родителей может стать детский сад, а именно консультационный центр.

Главная задача педагогов по работе с семьёй — разрушить ныне существующий барьер между детским садом и родителями. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности. Нужно отказаться от формального общения, монолога в пользу диалога с родителями, отказаться от скучной подачи информации, необходимо создать атмосферу общности, взаимопонимания и участия в жизни каждой семьи. Быть доступным и открытым педагогом, человеком в целом, подарить свое время, иногда даже нерабочее время и это обеспечит благотворную прочную основу для продолжительного плодотворного взаимодействия «педагог-ребенок-родитель»

Работа с семьей должна учитывать инновационные формы к этой проблеме, одной из которой является побуждение родителей к самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения характера взаимодействия в системе «ДОУ — семья», требует усилий от педагогического коллектива.

Как утверждают ученые, перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Открытость дошкольного учреждения включает «открытость внутрь» и «открытость наружу».

Наш консультационный центр проводит планомерную целенаправленную работу с родителями. Ведущие цели нашей работы по взаимодействию консультационного центра с семьёй — создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, поддержка его индивидуализации и социализации выступающая как необходимый элемент образовательной деятельности, информационно-просветительская поддержка родителей детей дошкольного возраста в вопросах воспитания и развития.

Консультационный центр выполняет определенные функции, которые позволяют родителям (законным представителям) получить своевременную и качественную помощь:

— информационная функция дает возможность совершить сбор информации о детях дошкольного возраста, не посещающих ДОО, выявить социальный запрос по местоположению ДОО (район, город) сформировать базу данных;

— диагностическая функция способствует проведению мероприятий по диагностике развития ребёнка, определению перспективных путей развития, диагностике семейных взаимоотношений;

— консультативная функция подразумевает проведение консультаций с родителями по обозначенной проблематике;

— координационно-организационная способствует организации деятельности по оказанию помощи родителям ребёнка, координации действий педагогов консультационного центра;

— аналитическая дает возможность изучать и оценивать особенности социальной среды, анализировать проблемы оказания помощи детям, не посещающим ДОО;

— методическая функция нацелена на разработку методического обеспечения деятельности консультационного центра, оказания методической помощи педагогам консультационного центра по планированию.

Таким образом, встреча родителей с педагогами консультационного центра и включение их в процесс взаимодействия «педагог — ребёнок — родитель» в условиях комфортной ситуации, оказывается наиболее полезной для родителей, так как у родителей появляется возможность поделиться с педагогами своими проблемами, мыслями, но и семейным опытом.

В своей практике мы используем различные формы работы с семьями воспитанников.

Наименование

Цель использования

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

— Проведение социологических опросов анкеты, индивидуальные беседы (по диагностике развития ребёнка, определению перспективных путей развития, диагностике семейных взаимоотношений)

— «Банк педагогических знаний» — сформированный педагогами консультационного центра дает возможность родителям создать дома развивающую предметно-пространственную среду для полноценного развития ребенка и выбрать самостоятельно подходящий индивидуальный образовательный маршрут.

— Ярмарки педагогических идей

— Переписка по электронной почте, WhatsApp

— создание официального сайта в сети Интернет нашего детского сада

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

— Семинар-практикум

— Игровая гостиная

— Педагогическая мастерская

— Мастер-классы

— Деловая, ролевая игра

Досуговые

Призваны устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт Родители становятся более открытыми для общения. Эта форма может стать в детском саду культурным центром, сплачивающим родителей-единомышленников.

Праздники:

— «Встреча Нового года»,

— «Масленица»,

— «Золотая осень»,

— «23 февраля»,

— «Праздник мам»,

— «Весёлые старты».

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

— Буклеты

— Дни открытых дверей

— Выпуск стенгазет

— родительские уголки

— папки-передвижки

— фотовыставки

Литература:

  1. Абрамов С. И. Технологии сотрудничества педагога с родителями [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов / С. И. Абрамов; Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет, Педагогический факультет, Кафедра общей педагогики. — Москва: Изд-во ПСТГУ, 2018. — 155 с.
  2. Антонова Т. И., Волкова Е. П., Мишина Н. А. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание.- 2008. № 6, С. 10–12.
  3. Арнаутова Е. П. В помощь воспитателям ДОУ в работе с родителями [Текст] / Е. П. Арнаутова. — М.: Школьная Пресса, 2012.-120 с.
  4. Бабунова Е. С. Психология семьи и семейного воспитания [Электронный ресурс] [Текст]: учебно-методическое пособие. — 2-е издание, стереотипное. — Москва: Издательство «ФЛИНТА», 2015. — 60 с.
  5. Волошина Л. Н. Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи: учебно-методическое пособие / Л. Н. Волошина, М. В. Садовски, Г. Е. Воробьева. — Белгород: Белгород: НИУ «БелГУ», 2019. — 133 с.
  6. Давыдова О. И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями [Текст] / О. И. Давыдова. — СПб.: ООО «Издательство Детство Пресс», 2013. — 128 с.
  7. Данилюк О., Дронь А. В. Взаимодействие ДОО с родителями дошкольников.-СПБ:Детство-Пресс, 2011.
  8. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями.- М., 2002
  9. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 96 с.
  10. Интерактивные формы сотрудничества с родителями воспитанников [Текст]: сборник практических материалов / [ред. И. Л. Свиридова]. — Старый Оскол: Ассистент Плюс, 2016. — 44 с.
  11. Коробкова В. В. Развитие воспитательного потенциала семьи: учебное пособие / В. В. Коробкова. — Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2018. — 221 с
  12. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: Учеб. пособие. — М.: Изд. Моск. Психолого-социального ин-та, 2006. — 496 с.
  13. Репринцева Г. И. Технологии социально-педагогической деятельности по гармонизации детско-родительских отношений в сельской семье: методическое пособие / Г. И. Репринцева, С. П. Понарина, Т. Т. Рыбакова. — Москва: ИСПС РАО, 2006. — 121 с.
  14. Родители и дети: Психология взаимоотношений / Под ред. Е. О. Смирновой, Е. А. Савиной. — М.: Когито-Центр, 2003.— 230 с.
  15. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка — М.: Педагогика, 1989. — 154 с.
  16. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы: Книга для воспитателей детского сада и родителей.-М.: Издательство: Просвещение, 1993.-112 с.
  17. Шаповалова И. А. Повышение профессиональной родительской компетентности в воспитании детей в возрасте 6–10 лет и гармонизации семейных отношений [Текст]: программа и учебно-методические рекомендации по профессиональной подготовке родителей / И. А. Шаповалова, В. В. Трунаева. — Москва: Современное образование, 2012. — 110 с.
Основные термины (генерируются автоматически): консультационный центр, детский сад, Родитель, воспитание детей, дошкольное образование, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, педагог, семья, педагогическая грамотность.


Задать вопрос