Основные направления взаимодействия семьи и дошкольного учреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (180) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 20.11.2017

Статья просмотрена: 3844 раза

Библиографическое описание:

Шестакова, Ю. И. Основные направления взаимодействия семьи и дошкольного учреждения / Ю. И. Шестакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 324-325. — URL: https://moluch.ru/archive/180/46533/ (дата обращения: 16.11.2024).



Семья — это первый воспитательный институт, который встречает ребенка в современном обществе и сопровождает на протяжении всей жизни. Именно этот первый этап становления личности закладывает основы нравственности, раскрывает внутренний мир. И как раз в это время ребенок начинает контактировать с общественностью, а первый его выход в общество конечно детский сад. И очень важно, нам воспитателям наладить взаимодействие с родителями воспитанников. У нас разные методы, приемы, но цель, гармоничное развитие ребенку, у нас одна. Взаимодействие с семьей — это сложный процесс, где показателями эффективности являются взаимопонимание, взаимопознание. В современном дошкольном образовательном учреждении работа с родителями ведется по следующим направлениям:

‒ Внутри организации (информирование родителей о работе сада, изучение особенностей семейного воспитания).

‒ За пределами сада (школы для будущих родителей, лекции для родителей).

Чтобы рассказать родителям о работе детского учреждения организуются дни открытых дверей, открытые мероприятия, оформляются стенды о жизни в детском саду. Во время открытых дверей проводятся экскурсии по саду или круглый стол с привлечением специалистов детского сада. Открытые мероприятия организуются с целью ознакомления родителей с непосредственной образовательной деятельностью. Происходит наблюдение за межличностными отношениями в группе, ознакомление с бытовыми условиями группы. Нельзя проходить мимо использования интернет ресурсов в век информационных технологий, ведь современные родители молоды и являются активными интернет пользователями. Современные сады создают свои сайты, где информируют о своей деятельности.

Работа с родителями проходит в виде индивидуальных и коллективных работ. Коллективная работа предполагает сотрудничество по вопросам, касающимся большинства родителей. Здесь подходят групповые и общие собрания. Тематика групповых собраний отличается от общих. На первых происходит объединение по возрастным признакам, а вторые включают вопросы общего развития, взаимопонимания. Индивидуальные нужны для более основательного изучения семьи, это и беседы, и консультации и т. д.

К формам работы с семьей за пределами детского сада относят тематические выставки, информационные бюллетени. Выставки организуются в доме культуры, кинотеатре, где обобщают темы по опыту семейной педагогики, пропагандируют общественное дошкольное воспитание. Информационные бюллетени, с согласия предпринимателей размещаются в торговых точках, где дают рекомендации покупателям:

‒ какие игрушки рекомендуются в определенном возрасте:

‒ какая одежда походит для определенных занятий;

Все эти мероприятия направленны на усиление сотрудничества с родителями, для выявления общих проблем и налаживания отношений для совместного сотрудничества.

В нашем обществе уделяется большое внимание формированию всестороннего развития личности. Вот почему очень важно повысить эффективность всей воспитательной работы. И прежде всего уровень воспитания в семье, где ребенок получает первые навыки, а также в дошкольных учреждениях, где решаются задачи физического и умственного, нравственного и эстетического воспитания детей с учетом возрастных этапов. Отсюда необходимость взаимодействия родителей и воспитателей. Вместе мы развиваем у ребенка ум, характер, взгляды, от нас зависит, насколько его жизнь будет наполнена полезным трудом и добрыми поступками.

Чтобы работа с родителями носила разнообразный характер, используются разные формы организации:

‒ беседы;

‒ консультации по определенным темам;

‒ общие родительские собрания;

‒ групповые родительские собрания;

‒ вечера вопросов и ответов;

‒ конференции (важнейшими задачами которых являются обобщение лучшего опыта семейного воспитания).

Большинство родителей с доверием относятся к советам воспитателя, но есть и такие которые неохотно идут на контакт. Особенно трудно убедить некоторых из них в необходимости воспитания у детей самостоятельности. Родители не могут, смирится с мыслью, что в год ребенок уже кое-что способен делать сам. В беседе с родителями говорили о том, как положительно влияет на развитие детей своевременно сформированные навыки.

Так же при наблюдениях за поведением детей в группе мы даем родителям более конкретные советы, как договорится о единых требованиях к ребенку и т. д. Таким образом, выясняем, все ли возможности делаются в семье для нормального воспитания ребенка, какая помощь нужна родителям.

При проведении беседы соблюдаем сдержанность, тактичность, используем такие формы обращения как: «Давайте подумаем вместе, как лучше поступить»; «Можно сделать так, а вы как думаете?», А как вы поступите?

Так же мы стараемся выбрать удобное для беседы время, чтобы родители не спешили и тогда можно обстоятельно поговорить о том, что волнует родителей.

Рассказываем родителям о хороших поступках их детей, отмечаем какие навыки ему нужно прививать. Не обо всем можно говорить при ребенке. Например, вопросы в его отсутствие: Слушается ли он, не капризен ли?; Приучен ли к порядку? Как ведет себя со сверстниками? Каков подход к нему со стороны взрослых, каким наиболее податлив, какой тон благоприятно влияет на него: мягкий или строгий?

Если родители видят интерес к их ребенку, то они охотно рассказывают о своих детях. Они ценят, когда прислушиваешься к их мнению, это лучший способ завоевать доверие родителей к воспитателю.

Живо и интересно проходят у нас консультации для родителей, подкрепляемые примерами из жизни группы. Родители с доверием принимают наши советы, интересуются, делятся своими сомнениями. Просто, доходчиво строим с ними не простую беседу.

При проведении собраний не торопимся давать ответы на все вопросы пап и мам, а предлагаем выступить более опытным родителям, тем, у кого есть чему поучиться. И происходит предметный поучительный разговор, обогативший присутствующих ценным опытом. Используем в работе и метод анкетирования, который помогает лучше узнать семью, выработать соответствующие рекомендации.

Нередко мы организуем, общие консультации для родителей в зависимости от темы консультации договариваемся, кто из родителей должен быть на ней обязательно. При подготовке их, используем тематику: «Домашние обязанности детей», «Книги у ребенка дома», «Детские капризы и упрямство, их причины», «Развитие правильной речи у ребенка».

К подобным консультациям подбираем необходимую литературу, организуем выставки пособий, игрушек, оборудования.

Есть и неблагополучные семьи. Беседы в семье начинаем с разговора о положительных качествах ребенка, отмечаем и недостатки, указываем их причины, даем рекомендации, высказываем предложения. Стараемся внушить родителям, что ребенок учится тому, что видит у себя дома. Многие папы и мамы реагируют на наши беседы, делая для себя необходимые выводы.

Работа с родителями ведется систематически и планово коллективно и индивидуально. По мере необходимости организуются субботники. Родители систематически привлекаются к активному участию в жизни группы. Материалы в «Уголок родителя» оформляются по мере надобности и систематически заменяются.

Работу с родителями, о которых идет речь проводить трудно. Некоторые из них настораживаются, хитрят, избегают встреч. Но мы стараемся убедить их в том, искренне, хотим помочь им в воспитании детей.

Литература:

  1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. — М.:— 1993.
  2. Алйксашина И. Ю. Взаимосвязь психолого-педагогических и предметно-методических знаний как условие развития профессиональных потребностей учителя в психолого-педагогических знаниях. — М.: Изд-во АПН СССР. — 1989.
  3. Блонский П. П. Возрастные особенности детей// Избр. Пед. соч. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1969.
  4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968.
  5. Бронзова И. Л. Использование психологических знаний в организации критериев оценки педагогических ситуаций// Профессиональные потребности учителя в психолого-педагогических знаниях.— М.: Изд. АПН СССР, 1989.
  6. Веденов А. В. Воспитание воли у ребенка в семье.- М.: Учпедгиз., 1953.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, ребенок, работа, семья, беседа, большинство родителей, жизнь группы, консультация, семейное воспитание.


Похожие статьи

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в вопросах физического воспитания детей раннего дошкольного возраста

Основные формы взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Социально-педагогическая составляющая системы дополнительного образования детей

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста

Интеграция дополнительного и общего образования в организации учебно-исследовательской деятельности школьников

Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного учреждения

Формирование нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста при тесном взаимодействии ДОУ и семьи

Похожие статьи

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в вопросах физического воспитания детей раннего дошкольного возраста

Основные формы взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Социально-педагогическая составляющая системы дополнительного образования детей

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста

Интеграция дополнительного и общего образования в организации учебно-исследовательской деятельности школьников

Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного учреждения

Формирование нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста при тесном взаимодействии ДОУ и семьи

Задать вопрос