Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного учреждения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мангазеева, Т. Н. Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного учреждения / Т. Н. Мангазеева. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11531/ (дата обращения: 16.12.2024).



Сегодня в сфере дошкольного образования сложилась непростая ситуация. Новое поколение родителей, имеющих детей дошкольного возраста, остро ощущают нехватку дошкольных учреждений. Отвечая потребностям родителей, повсеместно появляются всевозможные центры, школы, домашние детские сады и т. д.

Мы не новички в сфере образовательных услуг, и работаем уже 30 лет. И всё же, в условиях жёсткой конкуренции, педагогическому коллективу «Почемучки», приходится постоянно развиваться и соответствовать требованиям времени. Решение проблемы качественного образования дошкольников в условиях ДОУ, заставило нас пересмотреть Программу развития, формы и методы работы с детьми и родителями.

Сегодня я хочу остановиться лишь на одном аспекте: социально-личностном развитии ребёнка.

Социальное развитие (социализация) — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений.

Развитие социальной компетентности — важный и необходимый этап социализации ребёнка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Именно поэтому в соответствии с Концепцией модернизации содержания образования, Программа развития нашего ДОУ построена в русле личностно-ориентируемого подхода, помогающего ребёнку на ранней стадии развития формироваться, как успешная личность.

Учебный год мы начинаем с анкетирования родителей, задавая один простой вопрос: «Чего ждут родители от детского сада, что он должен дать их ребёнку»? Как правило, сегодняшние родители формируют свой заказ не только в области обучения конкретным дисциплинам, а и в области развития личных качеств ребёнка. То есть им требуется развить в ребёнке те качества, которые так необходимы в реальной жизни. При заказе на такое образование, мы понимаем, что учебный материал выступает уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающий условия для полноценного проявления и развития личностных качеств ребенка. При таком подходе, во время взаимодействия педагога с ребёнком происходит переход от формулы «я тебя учу» к алгоритму «мы с тобой вместе учимся» и «мне интересно, что ты думаешь о …». На занятиях приоритетными становится создание доброжелательного, доверительного общения педагога с детьми. Уважительное отношение к индивидуальности ребёнка, его миропониманию с учётом различных интересов и психологических типов детей. Всё это создаёт атмосферу диалога, побуждает к творчеству, активизирует фантазию, стремление к самовыражению.

Дошкольный возраст — это период формирования внутренней жизни ребёнка и его личности. Понимая, что это возраст активного взросления ребёнка и его социально–личностного развития, педагоги детского сада уделяют много внимания данному направлению.

Социально–педагогическая деятельность в условиях ДОУ — это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребёнку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решение возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе. Предпочтение отдаётся практическим методам организации детского опыта культуры общения, активному использованию жизненных обстоятельств.

Организация разнообразных ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций — одно из актуальных средств социально–личностного развития детей. Ситуации конструируются педагогом как игровые, имитационные, ситуации реального положительного опыта и условные ситуации вербального плана. Необходимо, чтобы их смысл был понятен каждому ребёнку, близок его личному опыту, вызывал эмоциональный отклик и побуждал к проявлению активных действий.

В детском саду созданы условия для реализации интересов детей в разных творческих играх. Педагоги ДОУ развивают умения широко использовать игровую роль для развертывания разнообразных сюжетов, поощряют детскую инициативу в использовании нормативных способов разрешения конфликтов. Дети вместе с воспитателями осваивают множество социальных ролей, значимых для успешной адаптации в обществе, приобщаются к ценностям, традициям нашего общества.

В детском саду ведётся работа по знакомству детей с обычаями и традициями русского народа. Развлечения и праздники: «Масленица», «Рождественские посиделки», «Осенины на Руси», «Зимние забавы», «Пасха», «Пробуждение медведя», «Весёлая ярмарка», «Праздник русского валенка», «День семьи, любви и верности», «Край берёзовый, край Есенина» — стали в дошкольном учреждении традиционными. Но в последнее время в рамках работы по интеркультурному воспитанию дошкольников, коллектив детского сада, не нарушая прав ребёнка на имя, семью и национальность, проводит работу по ознакомлению детей с культурами других народов.

Данная работа обеспечивает воспитание у ребёнка гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, Родине, уважение к людям разных национальностей, государственной символике.

Работа воспитателей и всех специалистов детского сада строится на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, уважении его как личности. Дети с удовольствием посещают кружки: «Здесь Родины моей начало», «Ладонь друга», «Островок безопасности», «Учимся общаться», «Здоровячек».

В своём детском саду мы постарались правильно организовать предметную среду, которая помогает педагогам обеспечить гармоничное развитие дошкольника и его социализацию, одновременно включать всех детей в активную познавательно-творческую деятельность и в лёгкой непринуждённой форме получать и развивать навыки общения.

В ДОУ имеется: комната психологической разгрузки, музей декоративно-прикладного искусства с предметами народного быта и образцами народных промыслов, педагогическая гостиная, в группах уголки социально-личностного и эмоционального развития детей. В уголках сосредоточены следующие разделы:

  1. «Я — семья — группа» — рисунки, альбомы, эмоции, строение человеческого тела. В групповой комнате могут быть семейные фотографии в виде выставок, коллажей, весёлых рассказов, модели возрастных периодов, фото семей на отдыхе, в походах, экскурсиях, занятиях любимым, делом, творчеством и т. д.
  2. «Права ребёнка» — это могут быть шкатулки с секретами, сундучки-сокровищницы, коллекции, выставки, альбомы с рисунками, Конвенция о правах ребёнка, блокноты («Мои мечты, желания», «Что меня огорчает», «Что меня радует»), дидактические игры, групповые газеты.
  3. «Дом, где яживу» — коллажи на разную тематику, карты мира, России, Кемеровской области, города Юрги, флаги, гербы, гимн России, фотографии Президента, губернатора, мэра города. Карточки-схемы участка, города, парка.
  4. «Национальность, возраст, половые различия» — (альбомы, рисунки национальных костюмов). Профессии (дидактические игры, фото и др.).
  5. «Социальные навыки» — групповые правила, способы разрешения конфликтных ситуаций. Правила безопасного поведения дома и на улице, правила этикета, таблицы для приготовления пищи, какой-либо работы, карты — схемы выполнения работы.
  6. «Рукотворный мир» — изделия, выполненные своими руками и руками мастеров, уголок ручного труда по половым различиям.
  7. «Экспериментирование» — описание опытов, таблички наблюдений, схемы, природный материал, образцы бумаги, тканей и т. д.
  8. «Ящик спредметами заместителями» — катушки, прищепки, веревки разной длинны, выключатели, деревянные бруски, колечки, замки, пробки и прочее.
  9. «Сюжетно— ролевые игры» — атрибуты, ряжение, предметы-заместители.
  10. «Бытовой труд исамообслуживание»

Кроме того, с целью создания предметно-развивающей среды, способствующей формированию дружелюбных взаимоотношений дошкольников со сверстниками, в группах созданы условия для сюжетно-ролевой игры, «Экран настроения», «Гора успеха», которые позволяют детям определять эмоциональное состояние каждого ребёнка и выделять тех, кому необходима поддержка.

В театральных уголках групп размещаются различные виды театров. С их помощью дети и взрослые устраивают театрализованные представления с использованием сцен русского быта, различные варианты русских посиделок.

В уголке изо деятельности дети имеют возможность получить изобразительные навыки и умение рисовать предметы народных промыслов, знакомиться с декоративно-прикладным искусством народов России, с творчеством русских художников.

В экологической зоне дети учатся осознанно и бережно относиться к тем объектам природы, которые находятся рядом с ними; получают знание о природе, её явлениях.

В музыкальной зоне, с помощью элементарных музыкальных инструментов, дети всех возрастов поют русские народные песни, водят хороводы, играют в музыкальные игры.

В игровых зонах групп сосредоточены разнообразные народные игры.

С целью развития у детей чувства любви, ответственности и гордости за достижения страны, закрепления знаний о своей малой и большой Родине, формированию, духовно-нравственных, гражданско-патриотических качеств и этнокультурных традиций в группах детского сада созданы уголки «Я — россиянин», «Моя любимая Юрга», «Мой родной Кузбасс».

В воспитании детей огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. Поэтому у педагогов и детей старшего возраста возникло желание организовать в группе мини-музей боевой славы «Эхо войны». В нём представлены боевое обмундирование, экипировки разных родов войск, вещи принадлежавшие участниками ВОВ, которые прошли весь фронтовой путь, боевые ордена и медали, подлинные письмами солдат с фронта и извещение — похоронка 1943г., вырезки из фронтовых газет военных лет, почетные грамоты за боевые заслуги. Кроме разделов «Боевое сражение» и «Военные раритеты» есть в музее разделы: «Моя родословная», «Герои Юрги», «Открытки и книги», «Коллекция песен о войне», «Фотоальбомы «Техника и оружие ВОВ», «Символы Победы», «Дети- герои ВОВ», «Могила неизвестного солдата», «Города — герои». Дети с удовольствием и неподдельным интересом посещают музей, размещают там свои рисунки, поделки, изготовленные совместно с родителями и педагогами дидактические игры. Ко Дню Победы в учреждении проводятся тематические недели, где воспитанники с родителями имеют возможность поучаствовать в выставках, конкурсах, проектах, открытых мероприятиях. С целью сохранения в каждой семье личной памяти о поколении Великой Отечественной войны, наши дети присоединились к всероссийской акции «Бессмертный полк».

Работа по народному календарю, связанному с временами года, помогает лучше почувствовать и полюбить природу, что позволяет не только научиться видеть красоту окружающего мира, но и стать активным его преобразователем.

Новой формой работы с детьми в ДОУ стал проект «Календарь интересных дат», главной целью которого является развитие чувство сопричастности к всенародным торжествам. Так у нас появились новые праздники: «День детских изобретений», «День детской книги», «День мира», «День животных», «День ребенка», «День приветствий», «День объятий», «День доброты», «День Земли», «День птиц», «День друзей» и др.

Низкий уровень компетентности родителей не позволяет им занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ. Следствием этого является не только их низкая активность, но и высокая конфликтность и безответственность. Поэтому мы постарались сделать семью не только нашими неизменными помощниками в социально-личностном развитии детей, но и организовать с ними просветительную работу в этом направлении.

С гордостью можем сказать, что родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса; они принимают участие не только в праздниках, но и активно обсуждают вопросы социально-личностного воспитания на педагогических советах, родительских собраниях, семинарах, курсах для родителей. Вместе с детьми родители участвуют в выставках, познавательных проектах, конкурсах.

Только совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединённых в одну образовательную систему, позволит воспитать у ребёнка чувство гражданственности и патриотизма, толерантного отношения к другим нациям и народам!!!

Поиск новых форм методической работы привел к организации на базе детского сада городской творческой группы «Формирование социальных навыков и коммуникативной компетентности у дошкольников». На протяжении 10 лет творческая группа педагогов города разработала множество материала по данной теме.

Анализируя работу детского сада, приходим к выводу: реализация задач социального развития детей дошкольного возраста наиболее эффективна при наличии целостной педагогической системы, построенной в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии педагогики.

Литература:

  1. Гладкова Ю. А., Баринова Н. М. Технологии педагогического общения с родителями. // Справочник старшего воспитателя. 2010. № -С.- 12–13.
  2. Иванова Н. В., Бардинова Е. Ю., Калинина А. М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Иванова Н. В. Особенности и значение детской субкультуры // Педагогика. 2005. № 7.- С. 24.
  4. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с предметным миром, — М.: Педагогика, 1988.
  5. Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста// Детский сад от А до Я. -2004. — № 5. — С.8–26.
  6. Левшина Н. И. О социализации дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 4. — С. 102–105.
  7. Пятница Т. В. Социализация дошкольника через игру: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Авт.-сост. Т. В. Пятница. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004.
  8. Смирнова Н. В. Игровое сообщество дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 1. — С. 35.
  9. Фалюшина Л. И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ. — М.: Педагогика, 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, День, дошкольный возраст, родитель, группа, игра, окружающий мир, педагог, Программа развития.

Похожие статьи

Социально-эмоциональное развитие детей в условиях детского сада

Социально-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ и его роль в развитии личности

Развитие и воспитание личностных качеств дошкольника в условиях ДОО и семьи

Влияние семьи и социальных институтов на духовно-нравственное воспитание дошкольников

Патриотическое воспитание в условиях дошкольного и семейного образования

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Социально-психологическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС

Методическое сопровождение художественно-эстетического воспитания дошкольников в условиях дошкольного учреждения

Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников

Похожие статьи

Социально-эмоциональное развитие детей в условиях детского сада

Социально-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ и его роль в развитии личности

Развитие и воспитание личностных качеств дошкольника в условиях ДОО и семьи

Влияние семьи и социальных институтов на духовно-нравственное воспитание дошкольников

Патриотическое воспитание в условиях дошкольного и семейного образования

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Социально-психологическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС

Методическое сопровождение художественно-эстетического воспитания дошкольников в условиях дошкольного учреждения

Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников