Организация предметно-пространственной среды в рамках реализации регионального компонента, парциальной программы «Крымский веночек» и ООПДО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (167) август 2017 г.

Дата публикации: 21.08.2017

Статья просмотрена: 2796 раз

Библиографическое описание:

Ильмиева, С. Р. Организация предметно-пространственной среды в рамках реализации регионального компонента, парциальной программы «Крымский веночек» и ООПДО / С. Р. Ильмиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 33 (167). — С. 58-62. — URL: https://moluch.ru/archive/167/45399/ (дата обращения: 19.11.2024).



Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) подразумевает создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

ФГОС ДО нацеливает на личностно-ориентированный подход каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. Документ делает акцент на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в дошкольных организациях.

Учитывая выше сказанное, при создании развивающей предметно-пространственной среды ДОУ (далее РППС ДОУ) необходимо обеспечить реализацию следующих компонентов.

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации.

В рамках современных тенденций развития дошкольного образования, возможны разные варианты создания РППС при условии, что учитываются возрастная и гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы.

Также при организации РППС взрослым участникам образовательного процесса следует соблюдать принцип стабильности и динамичности, окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям.

В то же время, следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать поисково-исследовательскую детскую деятельность.

Для достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание РППС, необходима обязательная смена игрушек, оборудования и прочих материалов. Если игры, игровые материалы находятся в группе длительное время, интерес ребенка к ним постепенно угасает. При ограниченных возможностях замены элементов РППС можно менять местоположение. Если постоянно и целенаправленно осуществлять смену материалов, со временем дети более внимательно начинают относиться к пространству и осуществлять поиск нового, более интересного.

В нашем саду большое значение отводится народоведнической предметно-развивающей среде, которая включает в себя элементы, способствующие уточнению, расширению и конкретизации представлений детей о Крыме, крымских народах, флоре и фауне полуострова, межнациональной толерантности, нравственности, воспитанию семейных ценностей, традициям. С этой целью у нас оформлены уголки знакомства с Крымом, в состав которых входит: альбомы растений и животных Крыма, городов, достопримечательностей Крыма. В старших группах есть карты Крыма, Красная книга.

Чтобы познакомить дошкольников с бытом, культурой, традициями, обычаями народов Крыма в группах оформлены национальные центры (русский, украинский, крымско-татарский) в которых центральными фигурами являются куклы в национальных костюмах и национальные блюда, сделанные из соленого теста, там же расположены предметы быта, национальная символика и мн. др.

При организации народоведническойпредметно-развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки.

Для детей младшего дошкольном возраста необходимо свободное пространство, где они могут быть в активном движении — лазании, катании. Основная цель работы в данном возрасте — ознакомление с ближайшим окружением. В уголке по народоведению размещают:

– Материал по приобщению детей к истокам народной культуры — предметы старины, народные игрушки (различные куклы-закрутки из соломы, ткани разных видов, ниток, кожи и т. д.; куклы из деревянных чурбаков, обереги), предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка и пр.), куклы в национальных костюмах.

– Художественную литературу по фольклору (песни, потешки, сказки и т. д.)

В среднем дошкольном возрасте жизни ребенку необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими. В уголке по народоведению размещают:

– Дидактические игры по теме, предметы старины, народные игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, различные макеты (крестьянские избы, комнаты- горницы, крестьянского подворья), куклы в национальных костюмах

– Художественную литературу по фольклору — сказки, песенки, пословицы, поговорки

В старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры. Кроме того, в предметно-развивающей среде должно учитываться формирование психологических новообразований в разные годы жизни. В уголке по народоведению размещают:

– Иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья, «Народный календарь», предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, различные макеты, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.

– Материал, дающий детям первоначальное представление о религии (это может быть подборка иллюстраций с изображением храмов и их архитектурных особенностей, подбор открыток на тему «Русская икона», макет храма, детская Библия).

– Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания)

Элементы народоведения могут быть включены в уже созданные уголки предметно-развивающей среды в группе, к примеру, элементы народного декоративно-прикладного искусства как дополнение к уголку художественного творчества.

Уголок может быть оформлен предметами декоративно-прикладного народного творчества: дымковской игрушкой, подносами, расписанными под хохлому, гжельская роспись, искусство жостовской росписи, расписными тарелками Р.Скибина и др.

Все оформление должно быть ярким, красивым, эстетичным, привлекать внимание детей. Педагогами нашего детского сада старательно подобран материал о географических, ландшафтных особенностях, а также о флоре и фауне родного Крыма.

В уголках книг, расположенных в каждой группе, всегда можно найти и прочесть детям интересное литературное произведение, отображающего культуру этноса, проживающего на территории Крыма. Также в книжных уголках приводятся интересные исторические факты о Крымском полуострове, написаны детские стихи на разных языках, описывается животный и растительный мир Крыма и многое другое и все это обличено в интересные рассказы и сказки.

Дети часто проводят много времени в уголке театра, листают страницы книг, знакомятся с пьесами сказок. Весь подобранный материал должен соответствовать сюжетам произведений уже известных детям, быть легким для запоминания.

Среда должна побуждать детей и к двигательной активности, давать им возможность выполнять разнообразные движения, испытывать радость от этого. А что может быть доступней народных игр, сопровождаемых художественным словом?

Поэтому физкультурные уголки кроме привычного спортивного оборудования содержат атрибуты для подвижных народных игр. В каждой возрастной группе находятся игровые уголки, включающие в себя как традиционные игры (дидактические, сюжетно-ролевые игры и пр.), так и народоведческого характера, такие как: «Зоологическое лото» (животные Крыма), «Сказки» (сказки народов Крыма).

Требования к предметному содержанию РППС можно разделить на две группы. Критерии первой группы указывают на такие качества, которые должны категорически у них отсутствовать, т. к. они оказывают негативное влияние на психическое и физическое здоровье ребенка, а критерии второй группы — наоборот, присутствовать.

Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям согласно их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности. В РППС должны быть включены также предметы для совместной деятельности ребенка с взрослым (педагогом).

Предметное содержание РППС должно выполнять информативные функции об окружающем мире и передачи социального опыта детям. Все игрушки, оборудование и другие материалы должны быть разнообразны и связаны между собой по содержанию и масштабу для обеспечения доступности среды.

В каждой возрастной группе можно оформить уголок народоведения. В нашем саду есть русские, крымскотатарские и украинские народные центры, а также элементы народного творчества присутствуют во всех тематических зонах и уголках.

Для дошкольника приобщение к культуре разных народов — это мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений, потребность бывать в музее, ценить достоинства культур других народов, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития.

Чтобы отразить особенности нашего региона и удовлетворить потребности и интересы детей — носителей различных культур и языков, существует вариативная часть государственного стандарта, которая допускает создание программно-методических материалов, к котором относится, к примеру, региональная парциальная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста вКрыму «Крымский веночек»

Процесс воспитания и обучения по приобщению детей дошкольного возраста к культуре народов мира строится с опорой на опыт ребенка в познании себя, истории и культуры своего народа, в первую очередь, через процесс «погружения» ребенка в исторический образ, интегрированный в разные виды детской деятельности, обеспечивающий всестороннее восприятие и проживание ребенком исторических знаний.

На первом этапе дети младшего дошкольного возраста знакомятся с историей своей семьи и получают первоначальные представления о культуре народов Крыма.

На второмэтапе детям средней группы продолжает прививаться устойчивый интерес к познанию истории и культуры своего народа, дети готовятся на основе подбора коллекций к посещению музея народного быта русская изба, украинская хата, къырымтатар эви (кымскотатарский дом).

На третьемэтапе у детей старшего дошкольного возраста формируется устойчивый интерес к познанию изучаемой культуры, уважительное отношение к культуре других народов, познания о музее как источнике культурной информации.

Педагог развивает познавательные способности детей, создает условия для появления опыта эмоциональных переживаний, через разнообразные способы восприятия детьми информации для познания особенностей культуры каждого из изучаемых народов.

Работа ведется по всем пяти образовательным областям.

  1. Образовательная область «Социально-коммуникативна», «Познавательное развитие» включает в себя изучение тем: Природа Крыма и Люди Крыма и их культуры, включающие в себя под темы.
  2. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» подразумевает работу в разных направлениях, это и рисование, аппликация, музыка и лепка.

Дети с удовольствием выполняют задания воспитателей и украшают ими интерьер группы или пополняют своим экспонатами постоянно проводимые выставки.

  1. Образовательная область «Физическое развитие» включает работу по народоведческим играм подвижным, сюжетно-ролевым, календарно-обрядовым, народным играм.
  2. Образовательная область «Речевое развитие» наиболее полно раскрывает работу по народоведению во всех возрастных группах через работу по направлениям:

Составление рассказов по картинам:

Составление Загадок о семье, о Родине, о Крыме

Составление рассказов по пословицам

Творческое рассказывание: «Крым — моя малая Родина».

Чтение художественной литературы

Работа по ознакомлению детей дошкольного возраста по направлению народоведения построена на основе базового дидактического принципа — от простого к сложному.

Процесс познания состоит из следующих компонентов:

Объект (что развивать?);

Способ (как развивать?);

Результат (для чего развивать?).

Что развивать?

Основная цель — эмоциональное погружение дошкольников в ходе восприятия и переживания культурно-исторических сведений. Развитие устойчивого интереса к познанию истории своего народа и воспитание уважительного отношения к культуре других народов.

По мере восприятия ребенком исторических сведений через разные виды рецепторов (зрение, слух, вкус, тактильные ощущения, кинестетические упражнения), развития чувства эстетического наслаждения, у детей повышается уровень и прочность знаний.

Как развивать?

В работе используются приемы:

Познание культурно-исторических сведений через систему «круга знаний», которое позволяет детям выбрать разные источники получения знаний:

– взрослый (родитель, воспитатель);

– компьютер (Point-презентации культур разных стран компьютерные развивающие программы);

– библиотека группы, детского сада, развивающая среда группы;

– телевизор + видеомагнитофон (подборки исторических мультфильмов, видео энциклопедий, DVD обучающих фильмов, программ, просматривание семейных записей национальных праздников, домашнее видео детей);

– музыкальный центр (прослушивание аудио записей музыки разных стран),

– привлечение сотрудников детского сада как источников знаний (повар — кухни народов мира, инструктор по физкультуре

– исследование индивидуальной темы ребенком через семейный проект;

– обсуждение с педагогом полученных знаний;

– использование детьми полученных знаний в игровой, художественно-творческой деятельности;

В своей работе мы опираемся на принцип включения ребенка в конкретную ситуацию и освоение определенной культурной обстановки. Работа построена в соответствии с психологическими особенностями ребенка. Непринужденная форма проведения развивающих занятий помогает заинтересовать детей и поддерживать устойчивый интерес на протяжении всего занятия.

У каждого народа существуют ценности, не утратившие своего значения и в наши дни, — любовь к Родине, почитание предков, уважение к старшим. Эти ценности легли в основу работы. Из всего богатства мировой культуры выбрано культурное наследие нескольких стран и народов.

Для чего развивать?

Для каждой возрастной группы в нашем ДОУ определены основные задачи по каждому возрасту (на примере изучения русской культуры)

Совместно с родителями мы продолжаем пополнять и обогащать уголок народоведения. Для детей была создана папка с рисунками к русским народным сказкам, которые выполнены родителями с детьми дома. Дети очень любят, находясь в уголке, пролистывать папку с рисунками и делится своими впечатлениями, какую сказку они рисовали с родителями.

При активном участии родителей в уголок были оформлены стихи и потешки про матрёшку, в виде сборника «Матрёшкины стихи и потешки», которые воспитатели читают детям в режимных моментах.

Мы продолжаем знакомить наших детей спотешками, закличками, песенками, шутками, прибаутками. Мы не только воспитываем и развиваем самих детей с помощью народного слова, но и убеждаем, просвещаем и настраиваем родителей детей на то, чтобы народные жанры заняли достойное место в жизни, сердце каждого ребёнка.

Таким образом, в МБДОУ № 97 реализуется работа по народоведению во всех возрастных группах в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования группе и создается развивающая среда, способствующая закреплению у детей имеющихся представлений согласно теме занятий по разделам:

  1. островок «лента времени», интерактивные модели временных периодов (первобытный человек, средневековье, настоящее, будущее),
  2. дидактические игры с культурно — историческим содержанием,
  3. оборудование для национальных подвижных игр,
  4. мини-библиотека (энциклопедические источники, тематические и семейные альбомы).
  5. аудио и видео записи (песни, музыка, DVD-мультфильмы, энциклопедии, презентации).
  6. традиционная кухня, костюмерная, отражающая элементы национальной одежды, костюмы для драматизаций и сюжетно-ролевых игр.

В нашем детском саду организация предметно-пространственной среды по народоведению врамках выполнения регионального компонента «Крымский веночек» показала высокую практическую значимость в работе с детьми. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

Предметно-пространственная среда носит развивающий и воспитывающий характер. Она составлена на основе принципов доступности и последовательности, включает конкретные задачи, способы их решения. Программа востребована не только воспитателями детских дошкольных заведений, но и родителями.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Крым, дошкольное образование, игра, группа, детский сад, народное декоративно-прикладное искусство, образовательная область, устойчивый интерес, художественная литература.


Похожие статьи

Игровая поддержка как условие организации предметно-пространственной развивающей среды в компенсирующей группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ в контексте ФГОС ДО

Создание развивающей предметно-пространственной среды на основе духовно-нравственного воспитания для ознакомления дошкольников с историей и культурой Белгородского края

Обогащение предметно-пространственной развивающей среды через проектную деятельность учителя-логопеда

Элективный курс «Среда обитания и человек» в предпрофильной подготовке школьников по экологической безопасности

Создание условий для организации игровой деятельности в развивающей предметно-пространственной среде по ФГОС (из опыта работы)

Взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса в развитии художественно-творческих способностей дошкольников, через организацию проектной деятельности «Музыкальные картины. Времена года»

Инновационные подходы к внедрению в практику ДОУ элементов воспитывающей среды музейно-педагогической направленности

Взаимодействие колледжа и школы в рамках деятельности инновационной площадки с использованием материально-технической базы мастерских, созданных в соответствии с движением «Молодые профессионалы (WSR)»

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Похожие статьи

Игровая поддержка как условие организации предметно-пространственной развивающей среды в компенсирующей группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ в контексте ФГОС ДО

Создание развивающей предметно-пространственной среды на основе духовно-нравственного воспитания для ознакомления дошкольников с историей и культурой Белгородского края

Обогащение предметно-пространственной развивающей среды через проектную деятельность учителя-логопеда

Элективный курс «Среда обитания и человек» в предпрофильной подготовке школьников по экологической безопасности

Создание условий для организации игровой деятельности в развивающей предметно-пространственной среде по ФГОС (из опыта работы)

Взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса в развитии художественно-творческих способностей дошкольников, через организацию проектной деятельности «Музыкальные картины. Времена года»

Инновационные подходы к внедрению в практику ДОУ элементов воспитывающей среды музейно-педагогической направленности

Взаимодействие колледжа и школы в рамках деятельности инновационной площадки с использованием материально-технической базы мастерских, созданных в соответствии с движением «Молодые профессионалы (WSR)»

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Задать вопрос