Система работы ДОО по развитию социальных навыков дошкольников
Автор: Дидора Ольга Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 04.02.2019
Статья просмотрена: 3392 раза
Библиографическое описание:
Дидора, О. Н. Система работы ДОО по развитию социальных навыков дошкольников / О. Н. Дидора. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/322/14835/ (дата обращения: 16.12.2024).
Социальные и экономические изменения, нестабильность в обществе предъявляют требования к организации дошкольного образования. В сложившейся ситуации остро ощущается дефицит культуры общения, понимания, доброты, внимания, терпимости друг к другу. Целью социально-коммуникативного развития является поддержка в ребенке уверенности в собственных силах, развитие у него эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, коммуникативных способностей.
Важнейшими становятся такие направления социально-коммуникативного развития, как:
– развитие у дошкольников эмоционально-положительного отношения к самому себе и окружающим людям;
– развитие у ребенка умений ориентироваться в эмоциональных проявлениях, окружающих и своих собственных;
– формирование у детей социальных навыков поведения и правил безопасного взаимодействия с незнакомыми взрослыми;
– формирование социально-одобряемых моделей поведения в обществе сверстников и взрослых. [5, с.23]
В виду этого выступает необходимость формирования у дошкольников социальных навыков, выражающихся в приобретении ребенком структурированных представлений о социальной действительности, овладении адекватными моделями поведения в обществе взрослых и сверстников, воспитании у него нравственных проявлений, уважительного отношения к окружающим людям.
Основы социально-коммуникативного развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствия среди людей.
На протяжении всего дошкольного возраста представления ребенка о себе существенно изменяются: он начинает более правильно представлять себе свои возможности, понимать, как относятся к нему окружающие, чем вызывается это отношение. К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей складываются первичные формы самосознания — знание и оценка ребенком своих качеств и возможностей, открытие им для себя своих переживаний, что составляет основное новообразование этого возраста. По словам Д. Б. Эльконина, ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от выделения себя среди других к самосознанию, открытию своей внутренней жизни.
Сформированность социальных навыков предполагает готовность детей в соответствии со своими возрастными особенностями вступать во взаимоотношения с окружающими сверстниками и взрослыми: договариваться, согласовывать, координировать свои действия и мнения с действиями и мнениями других людей. В научной литературе (исследования Н. Ф. Виноградовой, С. А. Козловой), отмечается, что социальное развитие детей осуществляется более успешно, если используются доступные возрасту дошкольников виды детской деятельности (игра, конструирование, рисование, лепка), содержание, эффективные методы и формы работы. [3, с. 67]
Согласно ФГОС дошкольного образования от 17 октября 2013 г. направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
В настоящее время в дошкольной педагогике актуальна проблема формирования социальных навыков, привития навыков социального поведения детям дошкольного возраста. Важно отметить, что развитие социальных навыков происходит на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, пронизывает все виды деятельности дошкольников: игровую, конструктивную, учебную, изобразительную и др. Задача формирования социальных навыков частично решается на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, на индивидуальных и групповых занятиях с психологом, воспитателем. Однако, в режиме дня не выделено время для формирования социальных умений и навыков.
Центр практической психологии образования Академии социального управления Министерства образования Московской области проанализировав опыт ведущих специалистов в области развития социальных умений детей 5–7 лет составили список социальных компетенций [4, с. 238]
Этот перечень базовых социальных компетенций детей старшего дошкольного возраста содержит 45 навыков и умений, объединенных в 5 групп:
– Навыки адаптации к образовательному учреждению
– Навыки общения со сверстниками
– Навыки обхождения с чувствами
– Навыки альтернативы агрессии
– Навыки преодоления стресса
Базовые социальные навыки ребенка в ДОУ:
– навык соблюдать правила этикета;
– навык соблюдать правила безопасности;
– навык сотрудничества и взаимодействия с окружающими;
– навык соблюдения общих правил, договоренности;
– навык применения позитивных способов решения конфликтных ситуаций.
Если дети правильно применяют социальные навыки, то они лучше знают, что говорить и делать, общаясь с другими людьми, и в целом лучше взаимодействуют с окружающими. Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться.
Дошкольная организация в основу своей жизнедеятельности кладет те социальные ориентиры, социальный заказ, который определён государством и различными социальными институтами (семьёй, учредителем, школой и др.).
Элементы системы работы детского сада:
- Цели работы детского сада.
- Принципы организации образовательного процесса.
- Методы работы воспитателя с детьми.
- Организация предметной развивающей образовательной среды и ее насыщение оборудованием.
- Режим организации образовательного процесса в течение дня, недели, месяца и др.
- Взаимодействие с родителями дошкольников.
- Механизм контроля и оценки деятельности педагогических кадров.
- Использование потенциала окружающей внешней среды.
- Осуществление преемственности со школой.
Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
– создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
– обучение умению слушать и слышать другого;
– развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
– развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
– обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
– воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
– формирование чувства симпатии между участниками общения;
– объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;
– обучение умению детей владеть собой;
– развитие умения анализировать ситуацию;
– целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.
Формы реализации программы по развитию социальных навыков: познавательные эвристические беседы; чтение художественной литературы; игры (сюжетно-ролевые, драматизации, подвижные, на снятие затруднений в общении, развитие эмоциональной сферы, повышение уверенности в себе и своих силах); наблюдения; праздники и развлечения; индивидуальные беседы; ситуации общения; создание проблемных ситуаций; инсценирование; проектная деятельность.
Успешность формирования у дошкольников социальных навыков обуславливается взаимодействием педагогов с родителями воспитанников. Формами организации взаимодействия с семьями воспитанников по формированию у детей дошкольного возраста социальных навыков являются совместные экскурсии, встречи, ярмарки, конкурсы, концерты, проекты социальной направленности, позволяющие исследовать региональные профессиональные традиции, профессиональную деятельность родителей, способы проведения семейного досуга и т. д.
Воспитателям необходимо проводить работу с родителями воспитанников: беседы, консультации, оформлять уголки для родителей. Темы могут быть различными, например, «Если ваш ребёнок застенчив», «Духовно-нравственное воспитание дошкольников», «Как научить ребёнка справляться с гневом», «Растите детей заботливыми», «Воспитание добрых чувств (ответственности) у детей», «Учим ребёнка общаться (сотрудничать)», «Как научить ребенка быть вежливым?», «Рекомендации по устранению агрессивного поведения ребенка», «Воспитание дружеских отношений в игре», «Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка», «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» и т. д.
Для развития социальных навыков у детей воспитатели ДОО могут пользоваться следующими программами и педагогическими технологиями: «Я — человек» С. А. Козловой, «Дружные ребята» Р. Е. Буре, «Я — ты — мы» О. Л. Князевой, Р. Б. Стёркиной, «Воспитание у дошкольников социальных норм поведения в деятельности на занятиях. Социальное развитие ребёнка» под ред. О. Л. Зверевой, «Этические беседы с детьми 4–5 лет» В. И. Петровой, Т. Д. Стульник, «Цветик-семицветик» (3–4 г., 4–5 л., 5–6 л.) Н. Ю. Куражевой и др., «Уроки добра» С. И. Семенака, «Мы с друзьями — целый мир» М. Д. Махнёвой и т. д.
Педагоги ДОО должны уделять внимание организации развивающей среды и проведению сюжетно-ролевых и режиссерских игр, таких, как «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Школа», «Больница», «Спасательная служба», «Мастерская», «Кафе», «Уголок добрых дел», «Уголок дружбы» и тому подобное.
В ДОО необходимо организовывать совместные с родителями воспитанников праздники и развлечения, например, «День матери», «Рождественский вечер», «День Защитника Отечества», «Осенняя ярмарка», «Масленичные гулянья», «С весной поздравим маму», «День Победы», «День защиты детей», «Дружная семья», «День знаний» и другие.
Литература:
- Апарина, И. И. Детские проблемы Российской Федерации, на пороге третьего тысячелетия: краткий аналитический обзор/ И. И. Апарина. — М.: НТЦ Развитие, 2011. — 133 c.
- Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике/ Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: ИКЦ «МарТ», 2005. — 448 с.
- Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью/ С. А. Козлова. — М.: Академия, 2004. — 150 с.
- Новикова, Л. И. Педагогика воспитания. Избранные педагогические труды/ Л. И. Новикова. — М.: ПЕР СЭ, 2010. — 336 с.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 96 с.