Специфика создания предметно-развивающей и речевой среды в ДОУ для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Автор: Данилова Екатерина Олеговна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (74) апрель 2024 г.
Дата публикации: 30.03.2024
Статья просмотрена: 21 раз
Библиографическое описание:
Данилова, Е. О. Специфика создания предметно-развивающей и речевой среды в ДОУ для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / Е. О. Данилова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 4 (74). — С. 24-28. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/265/9123/ (дата обращения: 16.12.2024).
Предметно-развивающая среда — неотъемлемая составляющая дошкольного образовательного учреждения. В группе компенсирующей направленности для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) она приобретает особое значение, ведь обеспечивает выполнение не только образовательных, но и диагностических, проективных, коррекционно-развивающих и пропедевтических задач, направляется на проявление познавательной и речевой активности каждого ребенка в частности.
Предметно-развивающее среда формируется как самим социальным, так и пространственно-предметным окружением с целью стимулирования и развития различных видов деятельности дошкольников. Основными группами ресурсов образовательной среды являются:
— предметные, то есть использование специального оборудования;
— организационные, включающие режим, определенные дозировки, правила, алгоритмы и т. д;
— пространственные, предполагающие структурирование пространства на специально организованные функциональные зоны и их использование во время игр-занятий;
— социально-психологические, имеющие целью организацию сотрудничества и содействие лучшему социальному статусу ребенка, в частности социальные отношения, нормы, привычки, потребности.
Предметно-развивающая среда должна отвечать требованиям ФГОС ДО и учитывать возрастные и индивидуальные психофизические особенности дошкольников логопедической группы.
В микрозонах или так называемых «ячейках деятельности» целесообразно выделить сектора, ведь каждый из них является составляющей целостного гармоничного развития детской личности и речевого развития в частности, подчинен определенной цели, имеет специфическое оборудование и соответствующий речевой материал. Все сектора прямо или косвенно осуществляют задачи речевого развития дошкольников логопедической группы, что значительно способствует повышению эффективности коррекционно-развивающей работы.
Мною разработана ориентировочная структура предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности.
Сектор |
Цели |
Оборудование |
ГРУППОВАЯ КОМНАТА |
||
Учусь хорошо разговаривать |
Уточнение четкого произношения звукоподражания, гласных и простых по артикуляции согласных звуков, правильного речевого дыхания. Развитие мышц артикуляционного аппарата. Обогащение словарного запаса. Отработка основных грамматических категорий. Формирование связной речи Воспитание целенаправленного внимания на звуковое оформление речи |
— зеркало; — столик, стульчики; — дидактические игры, лото, наборы предметных и сюжетных картинок, игрушки в соответствии с учебным материалом |
Открывает двери сказка |
Активизация творчества детей на основе различных видов театра. Развитие связной речи и ее просодической стороны. Воспитание интереса к театрализованной деятельности |
— ширма, маленькие ширмочки для настольного театра, ковролиновое полотно (фланелеграф), картинки, соответствующие учебному материалу; — различные виды театра (плоскостной, кукольный, настольный, пальчиковый, теневой), маски, элементы костюмов, фрагменты декораций к знакомым сказкам |
В гостях у книжки |
Расширение представлений об окружающем. Формирование навыков пользования книгой. Развитие связной речи. Воспитание интереса к книге и бережного отношения к ней |
— полочка для книг, столик, два стульчика; — детские книжки в соответствии с темой недели, временем года, а также книжки-малютки, книжки-игрушки, книжки-ширмочки, книжки-пазлы, |
Радужные цвета |
Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, зрительного восприятия. Активизация словаря качественными и относительными прилагательными. Воспитание эстетического вкуса |
— толстые восковые мелки, цветные мелки, разноцветные карандаши, гуашь, мягкий и твердый пластилин, глина; — цветная и белая бумага, картон; — наклейки, готовые формы, вырезанные из цветного картона, трафареты, раскраски; — кисточки, поролон, штампики, клише (образцы), клей (клейстер); — соленое тесто; — дощечки, салфетки, стеки; — глиняные и деревянные изделия; альбомы с образцами; — детские работы; — наборное полотно, доска, ковролиновое полотно, магнитная доска; — шнуровки с разноцветными шнурочками; — мозаика |
Счетовод |
Знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов. Закрепление знания основных цветов. Определение количества и величины предметов. Обогащение словаря количественными и порядковыми числительными. Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнение, мелкой моторики. Воспитание усердия при выполнении заданий |
— ковролиновое полотно, наборное полотно, магнитная доска; — комплект геометрических фигур, — предметов различной геометрической — формы, счетный материал на липучках; — картонные полоски, однородные игрушки для счета; — счетные палочки, цифры, знаки; — сюжетные картинки на придумывание задач; — математические игры (соответствующие возрасту детей) |
Любимые игрушки |
Формирование коммуникативных навыков в игре. Обогащение словаря. Формирование дружеских отношений |
— подбирается в соответствии с возрастной группой |
В гостях у Поиграй-ки |
Развитие совместной сюжетно-творческой игры. Формирование навыков диалогической речи. Воспитание моральных качеств личности |
— кукольная одежда, игрушечная посуда, кукольная мебель, коляска для куклы; — атрибуты к творческим играм, элементы одежды в рост ребенка |
Искусные пальчики |
Формирование умения составлять конструктивные модели различной сложности. Усвоение операций вложения, наложения, составление целого из частей. Развитие психических процессов, ориентировки в пространстве, мелкой моторики. Воспитание удовольствия от самого процесса работы и ее результатов, терпеливости и настойчивости при выполнении задач, умение доводить работу до конца |
— крупная мозаика, вкладыши, сборные игрушки, шнуровки, игры с элементами моделирования, лото, парные картинки; — нетрадиционный игровой материал: закрытые емкости с прорезями для заполнения предметами различного цвета, размера, крупные пуговицы и бусины для нанизывания на шнурки |
Мы строим |
Формирование и развитие пространственных представлений, конструктивного праксиса и мелкой моторики. Обогащение словаря. Воспитание умения доводить дело до конца |
— строительные конструкторы различного размера; — нетрадиционный строительный материал: пластмассовые емкости разных размеров, деревянные брусочки, контейнеры разных размеров с крышками; — игрушечный транспорт различного размера и назначения |
Маленькие исследователи |
Формирование умения экспериментировать с разными предметами и материалами. Развитие мыслительных операций анализа, сравнения. Воспитание наблюдательности |
— стол для воды и песка, резиновый коврик, халатики, нарукавники; — природный сменный материал: песок, вода; — разнообразные емкости, совочки, ложки, леечки, сито, игрушки для игр с водой и песком |
Листочек |
Обогащение знаний об окружающем. Формирование временных представлений. Воспитание трудолюбия, интереса и бережливого отношения к природе |
— комнатные растения (в соответствии с программными требованиями той или иной возрастной группы), лейки, опрыскиватель, тряпочки, фартуки, совочки; — ковролиновое полотно, игра «Времена года» на липучках, календарь погоды соответственно возрасту; — дидактическая кукла, одетая соответственно поре года |
Подсолнушек |
Ознакомление с национальными оберегами, с обычаями кубанского народа. Развитие познавательной активности. Воспитание интереса к традициям русского народа, русскому слову (пословицы, поговорки, прибаутки, заклички, загадки, песенки) |
— российская и кубанская символика; — куклы (мальчик и девочка) в народных костюмах; — образцы национальной посуды; — интерьер кубанской хаты; — рушничок, обереги; — альбомы «Родной край», «Моя Родина» — образцы вышивки, образцы росписи — произведения кубанских писателей и художников |
Веселые музыканты |
Совершенствование слухового и слухо-пространственного восприятия. Развитие слухового внимания, развитие чувства ритма |
— музыкальные инструменты: металлофон, барабан, погремушки, треугольник, маракасы, бубен, колокольчики, игрушки — пищалки; — пластиковые прозрачные емкости, наполненные желудями, горохом, камешками |
Я расту |
Совершенствование координированных самостоятельных и совместимых движений. Формирование навыков сопровождения действий речью. Развитие общей моторики |
— мячи разных размеров, обручи, толстая веревка (шнур), флажки, гимнастические палки, погремушки, кубики; — атрибуты к подвижным играм |
Приятного аппетита! |
Формирование навыков дежурства по столовой. Совершенствование умения понимать и выполнять словесные инструкции. Обогащение словаря существительными, относительными прилагательными, глаголами различных временных форм. Воспитание культуры приема пищи |
— уголок дежурств; — фартуки, совочки, щеточки, салфетки |
Продуманно организованная предметно-развивающая среда позволяет педагогу сформировать у детей полноценную речь и выступает необходимой составляющей созданной непосредственно речевой среды, как основание для роста целостной личности, всем понятного интересного собеседника.
Речевая среда может быть естественной, если ребенку читают книжки, рассказывают сказки, он слышит образцы правильной речи взрослых, и искусственной, когда создаются специальные условия для развития его речевой деятельности. В компенсирующей группе для детей с ФФНР сочетание природной и искусственной речевой среды является залогом эффективного формирования речи дошкольников.
Важной составляющей предметно-развивающей и речевой среды это наглядность — та составляющая игр-занятий, которая помогает сделать их не только познавательными, но и интересными и эмоционально насыщенными.
Выдающийся педагог К. Д. Ушинский отмечал, что детская природа нуждается в наглядности, поэтому игры-занятия, особенно в логопедической группе, должны обязательно гармонично сочетать в себе речевой и наглядный материал.
Во время игр-занятий крайне необходимо организовывать взаимодействие с детьми так, чтобы педагогу было удобно демонстрировать наглядность, а дошкольникам — воспринимать ее. Отбор и использование наглядности осуществляется:
— с соблюдением параллельно-последовательного усложнения комплексных составляющих игры-занятия (вербального материала и наглядных средств);
— в соответствии с темой, намеченных учебно-воспитательных и коррекционно-развивающих задач игры-занятия;
— с соблюдением определенной последовательности в отборе и использовании наглядных средств — от объемных (муляжи, игрушки) до графических и символических (буквы, цифры, пиктограммы, схемы);
— с учетом логики усложнения использования наглядного материала: презентация, узнавание, актуализация, активизация, обобщение, дифференциация, контекстуализация;
— с одномоментным или параллельным привлечением всех анализаторов;
— обязательно принимая во внимание педагогические условия, психофизиологические возрастные нормы и требования психогигиены и техники безопасности;
— учитывая количество детей, принимающих участие в игре-занятии: во время фронтальных и подгрупповых игр-занятий желательно использовать реальные предметы и яркие игрушки больших размеров, на индивидуальных возможно использование мелких игрушек и небольших картинок.
Продуманное использование наглядности педагогами логопедической группы способствует:
— автоматизации и дифференциации звуков у детей;
— обогащению словарного запаса;
— уточнению грамматических категорий;
— формированию связной речи;
— обучению в рамках наглядно-действенного мышления;
— развития зрительного восприятия, внимания и памяти, основных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации);
— поддержанию у дошкольников интереса к познавательной деятельности и речевой активности.
В логопедической группе педагогам нужно постоянно озвучивать бытовые, игровые, учебно-воспитательные и др. действия, что позволяет вырабатывать у детей умение связывать содержание событий с речевыми формами их выражения.
Стимулирование речевой активности дошкольников, закрепление приобретенных речевых навыков происходит путем:
— спонтанных разнообразных речевых ситуаций (ребенок — ребенок, взрослый — ребенок);
— моделирование речевых ситуаций (учитель-логопед — ребенок);
— сочетание во время игр-занятий и режимных моментов слушания и проговаривания;
— свободной самостоятельной речевой деятельности детей при обязательном контроле со стороны педагогов;
— использование диалогических форм речи во время игровой деятельности или сотрудничества ребенка и взрослого;
— постоянного речевого сопровождения разнообразных ситуаций (повседневных, игровых, учебно-воспитательных и тому подобное);
— применение различных видов продуктивной и игровой деятельности;
— наличие в предметно-развивающей среде группы секторов речевого развития.
Итак, в правильно организованной игровой деятельности предметно-развивающей и речевой среде происходит свободное взаимодействие между дошкольниками с нарушениями речевого развития, что положительно влияет не только на формирование детской речи, но и на их интеллектуальное развитие в целом.