Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Реализация образовательного потенциала пространства прилегающей территории ДОО

Деятельность дошкольного учреждения
29.04.2019
268
Поделиться
Библиографическое описание
Новикова, Л. А. Реализация образовательного потенциала пространства прилегающей территории ДОО / Л. А. Новикова, И. А. Крамная, М. Н. Пьянова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 5 (22). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/124/4169/.


Развивающая предметно-пространственная среда, в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, должна обеспечивать: максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольной организации, группы, а также территории, прилегающей к детскому саду, возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Учитывая эти требования, наша дошкольная организация важную роль отводит организации прилегающей территории. Ежегодно в рамках проекта «Детский сад — дом радости!», участниками которого являются сотрудники детского сада, родители и дети, деятельность направляется на благоустройство и озеленение территории для организации различной деятельности дошкольников на свежем воздухе, для поддержки гармоничного развития, организации занятий дошкольников по физическому развитию и укреплению здоровья.

Проект охватывает образовательные области (предполагает их интеграцию): социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей, которые могут реализовываться в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, трудовой.

На территории детского сада совместными усилиями созданы тематические уголки разной направленности, в которых воспитатели и специалисты имеют возможность организовать образовательную деятельность с детьми, беседы, наблюдения и любые другие формы работы. Для каждого уголка, в помощь педагогам, оформлен методический материал: конспекты, беседы, иллюстрации, стихотворения, песни, загадки, пословицы и многое другое.

Например: тематический уголок «Русская изба», представляет собой деревянный домик, внутри которого оформлено убранство в русском народном стиле: красный угол, печь, стол, лавки и т. д.; уголок «Моя малая Родина» (на стене игрового павильона оформлена фотовыставка достопримечательностей поселка Маслова Пристань), уголок «Этнографический уголок» (территория огороженная плетнем, на «ковре» из клевера располагаются домашние животные: корова с теленком, лошадь, курица с цыплятами, петушок, утка с утятами, и даже щенок, на заднем фоне деревянная мельница, колодец, мостик, плоскостное изображение деревянных избушек).

Организация работы с детьми в данных уголках направлена на познавательное развитие: формирование представлений о малой родине и Отечестве, истории, традициях и социокультурных ценностях русского народа; художественно-эстетическое развитие: формирование элементарных представлений об искусстве и ремесле, о мастерах, проживающих на территории поселка, района и области. Речевое развитие предполагает организацию рассказов и бесед с детьми на краеведческом материале способствует развитию связной, диалогической и монологической речи, а так же обогащению активного словаря детей. Кроме этого тематические уголки являются условиями для реализации парциальной программы «Белгородоведение», под редакцией Т. М. Стручаевой, Н. Д. Епанчицевой.

Красочным и позитивным на территории детского сада является тематический уголок «Африка», в котором имеются искусственные пальмы, животные жарких стран (зебра, жираф, слоны, крокодил, черепаха, попугай и даже обезьяна). В «Африке» всегда тепло, всегда светит солнце, дети с удовольствием отправляются в путешествие, где познают интересные факты о материке, о многообразном мире животных, поют песни, отгадывают загадки и даже могут «прокатиться» на жирафе, слоне или крокодиле. Все это способствует познавательному развитию детей. Они знакомятся с миром природы и животных, с понятием, что Земля большая, что есть другие страны, имеющие свои особенности; кроме этого, для детей созданы условия для рисования и лепки, что является условием для художественно-эстетического развития.

Каждый игровой павильон на детских площадках оформлен для развития детей: лабиринты, цифры и буквы, различные шнуровки, игрушки на липучках, замочках, напольные шашки развивают логическое мышление. Сцена с занавесом, ширма, для организации театрализованной деятельности (костюмы, различные сюжетные картинки).

Для организации работы по формированию экологических представлений у дошкольников, формированию основ безопасного поведения в природе, на территории ДОО оформлена экологическая тропа (три маршрута для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста). Во время проведения целевых прогулок, экскурсий (на и за территорией детского сада), детей сопровождает сказочный герой Лесовичок. С помощью плана-схемы экологической тропы дети путешествуют по удивительному миру природы, знакомятся с особенностями растительного мира родного края. На остановках экологической тропы оформлены зоны отдыха, установлены таблички. Для проведения наблюдений с детьми за природными явлениями на территории детского сада оформлена метеоплощадка: посажены растения — барометры «портулак», установлено метеооборудование, ящик с песком, ограждение.

Для формирования позитивных установок детей к труду людей, приобщения детей к труду, на территории детского сада имеется детский огород. В течение весеннего, летнего и осеннего периода педагогами организовывается работа с детьми дошкольного возраста по уходу за овощными, полевыми, лекарственными, цветочно-декоративными и плодово-ягодными культурами (посадка, полив, подкормка, прополка, рыхление почвы, сбор семян). Таким образом, созданные условия направлены на реализацию и интеграцию познавательного и социально-коммуникативного развития детей.

Одной из актуальных проблем в работе с детьми является обучение правилам дорожного движения. Дети в игре знакомятся с пешеходным переходом, светофором, знаками дорожного движения, что очень важно и необходимо для самосохранения и безопасного пребывания их на улицах поселка и города. Для этого на территории детского сада имеется площадка с дорожной разметкой для транспорта и пешеходов, перекрестками, остановками, и конечно дорожными знаками.

Бывают такие моменты, когда детям грустно, плохое настроение, хочется побыть одному, для этого педагогами и родителями на территории оформлены: уголок релаксации (уголок уединения, игрушки снимающие нервное напряжение: сухие бассейны, кружки-кричалки, молоточки, игрушки-раскладушки и т. д.), уголок ароматерапии (лекарственные растения, аромат, которых оказывает успокаивающее, антисептическое воздействие: мята, мелиса, ромашка аптечная и мн.др.). Создание условия для возможности уединится, так же является одним из условий реализации стандарта дошкольного образования.

Многообразие цветников (цветочные бордюры, рабатки, многомерные и смешанный цветники, миксбордер, альпийская горка, цветочные вазоны), элементов малой архитектуры из керамики, цемента, дерева (гномы, грибы, ежи, медвежонок, заяц, белка, крот, цапли, лягушки, филин, жучки, гусеницы, и др.), фитоскульптур (бабочки, павлин, зонт, коты, дельфин), вертикального озеленения, звуки фонтана, так же благоприятно влияют на нервную систему детей и развитие их эстетического вкуса.

Для реализации образовательной области физическое развитие на каждой игровой площадке для ребят педагоги и родители изготовили наборы для игры в бокс, турники, мини-баскетбол, установили сетки для игры в волейбол, бадминтон, оборудовали городошную площадку.

Таким образом, мы стараемся создавать предметно-пространственную среду на прилегающей территории к нашему детского сада, соответствующую требованиям ФГОС дошкольного образования и возрастным особенностям наших воспитанников. Созданные условия направлены на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия, на развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Литература:

1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

2. Приказ Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. № 613 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований».

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный