Реализация образовательного потенциала пространства прилегающей территории ДОО
Авторы: Новикова Людмила Алексеевна, Крамная Ирина Алексеевна, Пьянова Маргарита Николаевна
Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (22) май 2019 г.
Дата публикации: 29.04.2019
Статья просмотрена: 258 раз
Библиографическое описание:
Новикова, Л. А. Реализация образовательного потенциала пространства прилегающей территории ДОО / Л. А. Новикова, И. А. Крамная, М. Н. Пьянова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 5 (22). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/124/4169/ (дата обращения: 16.12.2024).
Развивающая предметно-пространственная среда, в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, должна обеспечивать: максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольной организации, группы, а также территории, прилегающей к детскому саду, возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Учитывая эти требования, наша дошкольная организация важную роль отводит организации прилегающей территории. Ежегодно в рамках проекта «Детский сад — дом радости!», участниками которого являются сотрудники детского сада, родители и дети, деятельность направляется на благоустройство и озеленение территории для организации различной деятельности дошкольников на свежем воздухе, для поддержки гармоничного развития, организации занятий дошкольников по физическому развитию и укреплению здоровья.
Проект охватывает образовательные области (предполагает их интеграцию): социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей, которые могут реализовываться в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, трудовой.
На территории детского сада совместными усилиями созданы тематические уголки разной направленности, в которых воспитатели и специалисты имеют возможность организовать образовательную деятельность с детьми, беседы, наблюдения и любые другие формы работы. Для каждого уголка, в помощь педагогам, оформлен методический материал: конспекты, беседы, иллюстрации, стихотворения, песни, загадки, пословицы и многое другое.
Например: тематический уголок «Русская изба», представляет собой деревянный домик, внутри которого оформлено убранство в русском народном стиле: красный угол, печь, стол, лавки и т. д.; уголок «Моя малая Родина» (на стене игрового павильона оформлена фотовыставка достопримечательностей поселка Маслова Пристань), уголок «Этнографический уголок» (территория огороженная плетнем, на «ковре» из клевера располагаются домашние животные: корова с теленком, лошадь, курица с цыплятами, петушок, утка с утятами, и даже щенок, на заднем фоне деревянная мельница, колодец, мостик, плоскостное изображение деревянных избушек).
Организация работы с детьми в данных уголках направлена на познавательное развитие: формирование представлений о малой родине и Отечестве, истории, традициях и социокультурных ценностях русского народа; художественно-эстетическое развитие: формирование элементарных представлений об искусстве и ремесле, о мастерах, проживающих на территории поселка, района и области. Речевое развитие предполагает организацию рассказов и бесед с детьми на краеведческом материале способствует развитию связной, диалогической и монологической речи, а так же обогащению активного словаря детей. Кроме этого тематические уголки являются условиями для реализации парциальной программы «Белгородоведение», под редакцией Т. М. Стручаевой, Н. Д. Епанчицевой.
Красочным и позитивным на территории детского сада является тематический уголок «Африка», в котором имеются искусственные пальмы, животные жарких стран (зебра, жираф, слоны, крокодил, черепаха, попугай и даже обезьяна). В «Африке» всегда тепло, всегда светит солнце, дети с удовольствием отправляются в путешествие, где познают интересные факты о материке, о многообразном мире животных, поют песни, отгадывают загадки и даже могут «прокатиться» на жирафе, слоне или крокодиле. Все это способствует познавательному развитию детей. Они знакомятся с миром природы и животных, с понятием, что Земля большая, что есть другие страны, имеющие свои особенности; кроме этого, для детей созданы условия для рисования и лепки, что является условием для художественно-эстетического развития.
Каждый игровой павильон на детских площадках оформлен для развития детей: лабиринты, цифры и буквы, различные шнуровки, игрушки на липучках, замочках, напольные шашки развивают логическое мышление. Сцена с занавесом, ширма, для организации театрализованной деятельности (костюмы, различные сюжетные картинки).
Для организации работы по формированию экологических представлений у дошкольников, формированию основ безопасного поведения в природе, на территории ДОО оформлена экологическая тропа (три маршрута для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста). Во время проведения целевых прогулок, экскурсий (на и за территорией детского сада), детей сопровождает сказочный герой Лесовичок. С помощью плана-схемы экологической тропы дети путешествуют по удивительному миру природы, знакомятся с особенностями растительного мира родного края. На остановках экологической тропы оформлены зоны отдыха, установлены таблички. Для проведения наблюдений с детьми за природными явлениями на территории детского сада оформлена метеоплощадка: посажены растения — барометры «портулак», установлено метеооборудование, ящик с песком, ограждение.
Для формирования позитивных установок детей к труду людей, приобщения детей к труду, на территории детского сада имеется детский огород. В течение весеннего, летнего и осеннего периода педагогами организовывается работа с детьми дошкольного возраста по уходу за овощными, полевыми, лекарственными, цветочно-декоративными и плодово-ягодными культурами (посадка, полив, подкормка, прополка, рыхление почвы, сбор семян). Таким образом, созданные условия направлены на реализацию и интеграцию познавательного и социально-коммуникативного развития детей.
Одной из актуальных проблем в работе с детьми является обучение правилам дорожного движения. Дети в игре знакомятся с пешеходным переходом, светофором, знаками дорожного движения, что очень важно и необходимо для самосохранения и безопасного пребывания их на улицах поселка и города. Для этого на территории детского сада имеется площадка с дорожной разметкой для транспорта и пешеходов, перекрестками, остановками, и конечно дорожными знаками.
Бывают такие моменты, когда детям грустно, плохое настроение, хочется побыть одному, для этого педагогами и родителями на территории оформлены: уголок релаксации (уголок уединения, игрушки снимающие нервное напряжение: сухие бассейны, кружки-кричалки, молоточки, игрушки-раскладушки и т. д.), уголок ароматерапии (лекарственные растения, аромат, которых оказывает успокаивающее, антисептическое воздействие: мята, мелиса, ромашка аптечная и мн.др.). Создание условия для возможности уединится, так же является одним из условий реализации стандарта дошкольного образования.
Многообразие цветников (цветочные бордюры, рабатки, многомерные и смешанный цветники, миксбордер, альпийская горка, цветочные вазоны), элементов малой архитектуры из керамики, цемента, дерева (гномы, грибы, ежи, медвежонок, заяц, белка, крот, цапли, лягушки, филин, жучки, гусеницы, и др.), фитоскульптур (бабочки, павлин, зонт, коты, дельфин), вертикального озеленения, звуки фонтана, так же благоприятно влияют на нервную систему детей и развитие их эстетического вкуса.
Для реализации образовательной области физическое развитие на каждой игровой площадке для ребят педагоги и родители изготовили наборы для игры в бокс, турники, мини-баскетбол, установили сетки для игры в волейбол, бадминтон, оборудовали городошную площадку.
Таким образом, мы стараемся создавать предметно-пространственную среду на прилегающей территории к нашему детского сада, соответствующую требованиям ФГОС дошкольного образования и возрастным особенностям наших воспитанников. Созданные условия направлены на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия, на развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Литература:
1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
2. Приказ Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. № 613 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований».