Дошкольный образование рассматривается как сфера социокультурной человеческой деятельности, связная с целенаправленным, специально-организованным процессом становления растущей личности путем «введения» ее культуру и социум. Сегодня социальный заказ государства — воспитание подрастающего поколения и личностное развитие каждого ребенка, и призваны удовлетворять его дошкольные образовательные организация разных типов. Ребенок, пребывающий в дошкольной организации, включается в образовательный процесс, в повседневную жизнь других детей, вступает в определенные отношения с некоторыми из них, погружается в атмосферу детского сада, в тот «дух», который ему свойственен. Поэтому дошкольное образовательное учреждение значимо для личностного роста воспитанников, причем в некоторых случаях остается основным каналом позитивного влияния.
Вступивший в силу с 1 января 2014 года Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования на основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155, который ставит задачи дифференцировать содержание программ, реализуемых в образовательном учреждении, выделять несколько направлений, среди которых важное место отводится социальной коммуникации, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, становления самостоятельности и стремление к познанию, развития общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, развитию эмоционального интеллекта, формированию уважительного отношения к окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей [5]. В современном мире особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам личностного развития связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т. п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий личностного развития дошкольников. Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Личностное развитие дошкольника предполагает овладение умениями адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Начало развития личности скрывается в детском возрасте, именно тогда особую актуальность приобретают тесное взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество для более эффективного процесса социализации ребенка-дошкольника. Очевидно, что семья и дошкольное учреждение, выполняя свои особые функции в жизни ребёнка, не могут исключить или заменить друг друга и должны взаимодействовать во благо полноценного развития ребенка. Родители детей или законные представители их, могут и имеют право, не проходить первую ступень образования, то есть не посещать дошкольное учреждение, но в таком случае социализация личности ребёнка формируется однобоко. Семья и их представители не являются для ребёнка «чужими» взрослыми, с которыми будет необходимо создавать среду межличностного общения в социуме. Развитие личности ребёнка происходит стихийно при взаимодействии с улицей, с случайными взрослыми будь то соседи, медработники, люди торговой сферы. Очень много черпает для своего формирования с помощью средств массовой информации, что ни всегда приводит к положительному становлению полноценной личности.
Дошкольное образовательное учреждение, устанавливая взаимоотношения с семьей, создает условия для наиболее полноценного целенаправленного процесса формирования личности ребенка-дошкольника. Согласно Стандартам необходимо активно вовлекать родителей в общую жизнь образовательного учреждения, на благо ребёнка и его дальнейшей социализации в социуме. «В этом случае действует закон единства и общения, так как формирование ребёнка обусловлено характером общения участников процесса воспитания» [4]. Социально-педагогическая деятельность в условиях дошкольного учреждения — это не только та работа, которая включает в себя непосредственно педагогическую и психологическую деятельность педагог-ребёнок, но и педагог-родитель. Совместная работа педагога и родителя направлена на помощь ребенку для успешного развития собственной индивидуальности, для его эмоционального и интеллектуального состояния; решение возникающих проблем и их преодолении в общении.
Педагоги создают возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми. Для этого следует поощрять совместные игры детей, организовывать и направлять их совместную деятельность, направленную на создание общего продукта. Педагоги заботятся об эмоциональном благополучии ребенка (поддерживают, подбадривают, помогают поверить в свои силы и возможности), уважают и ценят независимо от его достижений, достоинств и недостатков, необходимо установить с детьми доверительные отношения; которые способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время).
С нашей позиции, личностное развитие дошкольника — это открытая система, эффективность развития которой определяется не только ее системными качествами, но и условиями среды, которые постоянного изменяются. Для эффективного развития системы ею необходимо профессионально управлять. Проанализировав разные подходы к пониманию природы личностного развития в раннем онтогенезе, отметим ведущую идею: детская личность целостна, ее качества и характеристики нельзя формировать «по частям»; каждый ребенок уникален, его развитие, неотделимо от саморазвития; процесс личностного становления.
Протекающий внешне, в конкретной социокультурной обстановке, детерминирован изнутри. Иначе говоря, развиваясь как личность, ребенок присваивает предметы культуры, обретает круг значимых лиц, раскрывает свою собственную природу. Чтобы обеспечить личностное развитие дошкольников в детском саду, требуется содержательный анализ категории «развитие», центральной в понятийном аппарате исследования. Открытое образовательное пространство является условием включения ребенка в социокультурные отношения, что позволяет сформировать у него целостный образ бытия, а в его рамках — образ человека. Открытое образовательное пространство, в котором все его составляющие взаимосвязаны, восприимчивы друг к другу, позволяет информации входить внутрь и выходить за его пределы, способствует решению этой важной педагогической проблемы. У дошкольников развитие личности прослеживается в формировании самосознания, которое состоит из знаний ребёнка о себе, своём месте в реальной жизни и способности оценить собственные поступки, действия по сравнению с другими. Именно в дошкольном возрасте появляется критичность мышления, складывается адекватная дифференцированная самооценка. Так же в период дошкольного детства происходят существенные изменения в личностном развитии, что отражается:
- в перестройке мотивационной стороны психической деятельности, проявляющейся в преобладании познавательных и социальных мотивов;
- в формировании социальной позиции, навыков саморегуляции и произвольности;
- в формировании самостоятельности в практической и познавательной деятельности;
- в способности адаптации к изменяющимся условиям.
Реализация личностно-ориентированного образования в ДОУ выдвигает ряд требований к педагогам: кроме высокого профессионализма, психолого-педагогической компетентности, они должны обладать свободой от стереотипов и педагогических догм, способностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к детям, понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса, обучать, опираясь на сильные стороны каждого воспитанника.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов дошкольного учреждения — помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Существующая педагогическая технология личностного развития детей осуществляется поэтапно:
- сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;
- перспективное планирование работы с детьми по личностному развитию;
- систематическая работа с детьми по личностному развитию;
- коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.
Большую роль в успешном личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, учителя- логопеда, инструктора по ФИЗО, музыкальных руководителей. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Специалисты ведут работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.
Литература:
1. Абраменкоʙа В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка ʙ детской субкультуре. М.: Московский психолого-социальный институт, 2010. — 416 с.
2. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л. М. Шипицина, О. В. Защиринская, А. П. Вороноʙа и др. М.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2003. — 384 с.
3. Боброва М. П. Дидактическая подготовка педагогических кадров дошкольных учреждений в контексте профессиональной деятельности: Методическое пособие. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1997. С. 48–57.
4. Дошкольное образование. — 2005. — № 5. — С. 7–10.
5. Современное дошкольное образование. Теория и практика 1(43) /2014 г, — с. 24.
6. Тоцкая Е. Н. Формирование навыков общения у детей ʙ период предшкольной подготовки // Начальная школа плюс до и после. — 2008. — № 12. — С. 29–31.