Педагогические и психологические вопросы развития личности ребенка в современной модели дошкольного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 17.04.2015

Статья просмотрена: 1749 раз

Библиографическое описание:

Красовских, Т. И. Педагогические и психологические вопросы развития личности ребенка в современной модели дошкольного образования / Т. И. Красовских, А. В. Млечко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 852-855. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17554/ (дата обращения: 16.12.2024).

Дошкольный образование рассматривается как сфера социокультурной человеческой деятельности, связная с целенаправленным, специально-организованным процессом становления растущей личности путем «введения» ее культуру и социум. Сегодня социальный заказ государства — воспитание подрастающего поколения и личностное развитие каждого ребенка, и призваны удовлетворять его дошкольные образовательные организация разных типов. Ребенок, пребывающий в дошкольной организации, включается в образовательный процесс, в повседневную жизнь других детей, вступает в определенные отношения с некоторыми из них, погружается в атмосферу детского сада, в тот «дух», который ему свойственен. Поэтому дошкольное образовательное учреждение значимо для личностного роста воспитанников, причем в некоторых случаях остается основным каналом позитивного влияния.

Вступивший в силу с 1 января 2014 года Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования на основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155, который ставит задачи дифференцировать содержание программ, реализуемых в образовательном учреждении, выделять несколько направлений, среди которых важное место отводится социальной коммуникации, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, становления самостоятельности и стремление к познанию, развития общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, развитию эмоционального интеллекта, формированию уважительного отношения к окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей [5]. В современном мире особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам личностного развития связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т. п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий личностного развития дошкольников. Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Личностное развитие дошкольника предполагает овладение умениями адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Начало развития личности скрывается в детском возрасте, именно тогда особую актуальность приобретают тесное взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество для более эффективного процесса социализации ребенка-дошкольника. Очевидно, что семья и дошкольное учреждение, выполняя свои особые функции в жизни ребёнка, не могут исключить или заменить друг друга и должны взаимодействовать во благо полноценного развития ребенка. Родители детей или законные представители их, могут и имеют право, не проходить первую ступень образования, то есть не посещать дошкольное учреждение, но в таком случае социализация личности ребёнка формируется однобоко. Семья и их представители не являются для ребёнка «чужими» взрослыми, с которыми будет необходимо создавать среду межличностного общения в социуме. Развитие личности ребёнка происходит стихийно при взаимодействии с улицей, с случайными взрослыми будь то соседи, медработники, люди торговой сферы. Очень много черпает для своего формирования с помощью средств массовой информации, что ни всегда приводит к положительному становлению полноценной личности.

Дошкольное образовательное учреждение, устанавливая взаимоотношения с семьей, создает условия для наиболее полноценного целенаправленного процесса формирования личности ребенка-дошкольника. Согласно Стандартам необходимо активно вовлекать родителей в общую жизнь образовательного учреждения, на благо ребёнка и его дальнейшей социализации в социуме. «В этом случае действует закон единства и общения, так как формирование ребёнка обусловлено характером общения участников процесса воспитания» [4]. Социально-педагогическая деятельность в условиях дошкольного учреждения — это не только та работа, которая включает в себя непосредственно педагогическую и психологическую деятельность педагог-ребёнок, но и педагог-родитель. Совместная работа педагога и родителя направлена на помощь ребенку для успешного развития собственной индивидуальности, для его эмоционального и интеллектуального состояния; решение возникающих проблем и их преодолении в общении.

Педагоги создают возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми. Для этого следует поощрять совместные игры детей, организовывать и направлять их совместную деятельность, направленную на создание общего продукта. Педагоги заботятся об эмоциональном благополучии ребенка (поддерживают, подбадривают, помогают поверить в свои силы и возможности), уважают и ценят независимо от его достижений, достоинств и недостатков, необходимо установить с детьми доверительные отношения; которые способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время).

С нашей позиции, личностное развитие дошкольника — это открытая система, эффективность развития которой определяется не только ее системными качествами, но и условиями среды, которые постоянного изменяются. Для эффективного развития системы ею необходимо профессионально управлять. Проанализировав разные подходы к пониманию природы личностного развития в раннем онтогенезе, отметим ведущую идею: детская личность целостна, ее качества и характеристики нельзя формировать «по частям»; каждый ребенок уникален, его развитие, неотделимо от саморазвития; процесс личностного становления.

Протекающий внешне, в конкретной социокультурной обстановке, детерминирован изнутри. Иначе говоря, развиваясь как личность, ребенок присваивает предметы культуры, обретает круг значимых лиц, раскрывает свою собственную природу. Чтобы обеспечить личностное развитие дошкольников в детском саду, требуется содержательный анализ категории «развитие», центральной в понятийном аппарате исследования. Открытое образовательное пространство является условием включения ребенка в социокультурные отношения, что позволяет сформировать у него целостный образ бытия, а в его рамках — образ человека. Открытое образовательное пространство, в котором все его составляющие взаимосвязаны, восприимчивы друг к другу, позволяет информации входить внутрь и выходить за его пределы, способствует решению этой важной педагогической проблемы. У дошкольников развитие личности прослеживается в формировании самосознания, которое состоит из знаний ребёнка о себе, своём месте в реальной жизни и способности оценить собственные поступки, действия по сравнению с другими. Именно в дошкольном возрасте появляется критичность мышления, складывается адекватная дифференцированная самооценка. Так же в период дошкольного детства происходят существенные изменения в личностном развитии, что отражается:

-          в перестройке мотивационной стороны психической деятельности, проявляющейся в преобладании познавательных и социальных мотивов;

-          в формировании социальной позиции, навыков саморегуляции и произвольности;

-          в формировании самостоятельности в практической и познавательной деятельности;

-          в способности адаптации к изменяющимся условиям.

Реализация личностно-ориентированного образования в ДОУ выдвигает ряд требований к педагогам: кроме высокого профессионализма, психолого-педагогической компетентности, они должны обладать свободой от стереотипов и педагогических догм, способностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к детям, понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса, обучать, опираясь на сильные стороны каждого воспитанника.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов дошкольного учреждения — помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Существующая педагогическая технология личностного развития детей осуществляется поэтапно:

-          сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;

-          перспективное планирование работы с детьми по личностному развитию;

-          систематическая работа с детьми по личностному развитию;

-          коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.

Большую роль в успешном личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, учителя- логопеда, инструктора по ФИЗО, музыкальных руководителей. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Специалисты ведут работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.

 

Литература:

 

1.         Абраменкоʙа В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка ʙ детской субкультуре. М.: Московский психолого-социальный институт, 2010. — 416 с.

2.         Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л. М. Шипицина, О. В. Защиринская, А. П. Вороноʙа и др. М.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2003. — 384 с.

3.         Боброва М. П. Дидактическая подготовка педагогических кадров дошкольных учреждений в контексте профессиональной деятельности: Методическое пособие. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1997. С. 48–57.

4.         Дошкольное образование. — 2005. — № 5. — С. 7–10.

5.         Современное дошкольное образование. Теория и практика 1(43) /2014 г, — с. 24.

6.         Тоцкая Е. Н. Формирование навыков общения у детей ʙ период предшкольной подготовки // Начальная школа плюс до и после. — 2008. — № 12. — С. 29–31.

Основные термины (генерируются автоматически): личностное развитие, детский сад, дошкольное учреждение, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, личностное развитие дошкольника, личностное развитие дошкольников, открытое образовательное пространство, современный мир, социальный мир.


Похожие статьи

Психологические аспекты управления развитием личности ребенка дошкольного возраста

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Педагогические модели духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве

Психолого-педагогические средства и формы развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Проблемы физического воспитания дошкольников в условиях современного дошкольного образования

Методы и технологии формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Состояние проблемы преемственности воспитания нравственных качеств личности в теории и практике образования

Психолого-педагогические особенности игры в развитии детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические аспекты процесса саморазвития педагога

Похожие статьи

Психологические аспекты управления развитием личности ребенка дошкольного возраста

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Педагогические модели духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве

Психолого-педагогические средства и формы развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Проблемы физического воспитания дошкольников в условиях современного дошкольного образования

Методы и технологии формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Состояние проблемы преемственности воспитания нравственных качеств личности в теории и практике образования

Психолого-педагогические особенности игры в развитии детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические аспекты процесса саморазвития педагога

Задать вопрос