Культура профессионального общения педагога
Авторы: Петрова Елена Викторовна, Стегачева Надежда Оттовна, Зверева Лариса Сергеевна, Завольская Елена Викторовна, Курдюмова Наталья Викторовна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
II международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, март 2014)
Дата публикации: 03.03.2014
Статья просмотрена: 2892 раза
Библиографическое описание:
Культура профессионального общения педагога / Е. В. Петрова, Н. О. Стегачева, Л. С. Зверева [и др.]. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/110/5213/ (дата обращения: 16.11.2024).
Педагогическое общение — процесс организации и развития коммуникации, взаимопонимания между воспитанниками и педагогами. Педагог выступает в учебном процессе не только как организатор познавательной, учебно-воспитательной и других видов деятельности обучающихся, но и как руководитель коммуникации, т. к. его работа предполагает общение постоянное и длительное.
Можно выделить следующие группы профессионально-коммуникативных умений педагога:
1. Социально-психологические умения — это умения располагать воспитанников к общению, производить благоприятное впечатление (самопрезентационное умение), рефлексировать, адекватно воспринимать своеобразие личности каждого ребенка, ее статусную структуру, прогнозировать развитие межсубъектных отношений, использовать психологические средства — вербальные и невербальные, механизмы коммуникативного воздействия — внушения, убеждения, идентификации и т. д.
2. Нравственно-эстетические умения-умения строить общение на гуманной, демократической основе, руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, утверждать личностное достоинство каждого ученика, организовать творческое сотрудничество с ученической группой и отдельными учениками, инициировать благоприятный нравственный климат общения.
3. Эстетические умения — способность гармонизировать внутренние и внешние личностные проявление, быть артистичным, эстетически выразительным, приобщать подростков к высокой культуре коммуникации, активизировать их эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение.
4. Технологические умения — это умения использовать учебно-воспитательные средства, методы, приемы, многообразие форм взаимодействия, выбирать оптимальный стиль руководства общением, соблюдать педагогический такт, органически сочетать коммуникативное и предметное взаимодействие, выбирать оптимальный стиль руководства общением, соблюдать педагогический такт, органически сочетать коммуникативное и предметное взаимодействие, обеспечивать его воспитательную эффективность.
Актуальным в ДОУ является личностно — ориентированное взаимодействие с детьми, т.е личностно-ориентированные технологии.
Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании — понимание и взаимопонимание. При объяснении — только одно сознание, один субъект, монолог, при понимании — два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Объяснение — всегда взгляд «сверху вниз», всегда назидание. Понимание — общение сотрудничество, равенство во взаимопонимании. Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Ребенку нужна педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования. Поддержка основывается на трех принципах, сформулированных Ш. А. Амонашвили: любить ребенка, очеловечить среду, в которой он живет, прожить в ребенке свое детство. [2. c.31]
Следовательно, можно предположить, что для педагогических технологий, ориентированных на развитие личных качеств ребенка, его индивидуальности, характерно следующее:
- смена педагогического воздействия на педагогического «вектора»- не только от взрослого к ребенку, но и от ребенка к взрослому;
- основной доминантной является выявление личностных особенностей каждого ребенка как индивидуального субъекта познания и других видов деятельности;
- содержание образования не должно представлять собой только лишь набор социокультурных образцов в виде правил, приемов действия, поведения, оно должно включать содержание субъективного опыта ребенка как опыта его индивидуальной жизнедеятельности, без чего содержание образования становится обезличенным, формальным, невостребованным.
К сожалению, на сегодняшний день в научной литературе нет четкого определения, что такое технологии (технология) личностно- ориентированного взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста. Поскольку реализация технологий — это деятельность в первую очередь педагога, при рассматривании понятия «технологии (технология) личности ориентированного взаимодействия педагога с детьми» можно использовать понятие личностно — ориентированного подхода педагогической деятельности. Личностно-ориентированный подход — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на системе взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития ее неповторимой индивидуальности.
При рассмотрении сущности личностно-ориентированного подхода во взаимодействии педагога с детьми необходимо остановиться на ряде понятий, понятие которых при осуществлении педагогических действий является главным инструментом мыслительности педагога.
Индивидуальность — неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни.
Личность — постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойства индивида и характеризующее сущность человека.
Самоактуализация — стремление человека стать тем, чем он может быть, полное использование самим человеком талантов, способностей, возможностей.
Самовыражение — процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей.
Субъект — индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности.
Субъектный опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком в конкретных условиях семьи, образовательного учреждения. К моменту поступления в школу ребенок уже является субъектом образовательного процесса, где он саморазвивается и самореализуется.
Я — концепция — осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим.
Выбор — осуществление человеком или группой людей возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности.
Педагогическая поддержка — деятельность педагогов по оказанию оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.
Определим характерные черты личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в ДОУ.
Замысел личностно-ориентированного взаимодействия — создание педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка (актуализация субъективного опыта детей; оказание им помощи и обретении своего индивидуального стиля и темпа деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов; содействие ребенку в формировании положительной Я — концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания).
Важно признать, что основной формой взаимодействия детей дошкольного возраста с педагогом является их совместная деятельность, которая с позиции личностно-ориентированного взаимодействия не может не быть партнерской. Дошкольный возраст связан с потребностью ребенка в доброжелательном внимании и уважительном отношении со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним.
Следовательно, можно предположить, что сущность личностно — ориентированного взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста заключается в умении выстраивать партнерское общение.
Необходимо организовать такую совместную деятельность, в которой ребенок и взрослый приобретает общее искомое — сам способ ее организации: для ребенка неизвестным выступает принцип решения поставленной перед ним задачи — новый общий способ действия; для взрослого искомым являются конкретные пути поиска и открытия этого принципа детьми — непредсказуемый маршрут путешествия через зону ближайшего развития ребенка. Задачам совместной деятельности в личностно-ориентированном взаимодействии взрослого с детьми соответствуют такие образовательные ситуации, в которых идет равноправный поиск субъектами решений проблемы в ходе совместных наблюдений, рассказов, экскурсий, дискуссий, экспериментирования и др. Эти ситуации можно с полным правом назвать развивающими, так как они являются таковыми как для детей, так и для взрослых: и у тех и у других развивается опыт взаимодействия с миром — расширяется круг средств и способов его познания.
Вполне определенно возникает вопрос о количестве участников такой совместной деятельности.
Совместная деятельность является условием освоения ребенком позиции субъекта деятельности, в процессе которой устанавливаются интересы, склонности, потребности, желания ребенка, развивается его творческий потенциал, формируются его личностные качества (активность, инициативность, самостоятельность, креативность). Освоение субъективной позиции проявляется через:
- мотив деятельности, обеспечивающий потребность ребенка в деятельность;
- цель, в которой прогнозируется результат деятельности;
- содержание, которое представлено в виде знаний, впечатлений, переживаний и желаний ребенка;
- средства, позволяющие реализовать замысел;
- результат, в качестве которого выступает речевая форма поделки детей, новый способ решения задачи, игры, осознанное поведение и др.
В связи с этим в самом общем виде может быть определена следующим образом:
I часть — постановка воспитателем (возможно и детьми) познавательной, проблемной или иной задачи и принятие всеми участниками;
II часть- процесс совместной деятельности -анализ задачи, выдвижение детьми способов решения задачи, обсуждение и выбор способов решения и собственно решение: совместно решение: совместная деятельность детей и взрослых по реализации задачи;
III часть- результаты совместной деятельности, их обсуждение и оценка.
Применительно к совместной деятельности педагога и детей на занятии структура такого занятия может быть представлена следующим образом:
- совместное выделение проблемы, интересующей детей;
- совместное определение цели деятельности детей;
- совместное планирование деятельности детей, дифференцированная помощь педагога;
- обсуждение полученного результата: хода занятия, действий каждого ребенка, обсуждение успехов, выяснение причин неудач.
Очень важно сохранить основной вид деятельности детей дошкольного возраста как игру и использовать здоровьесберегающие технологии, которые направлены на здоровье ребенка.
В рамках использования здоровьесберегающих технологий можно выделить: организацию педагогичских технологий.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом. Среди данных технологий можно выделить технологии:
- организационно-педагогические (определяющие структуру образовательного процесса, часто регламентированную в СанПиНах, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний).
- психолого-педагогические (связанные с воздействием, которое педагог оказывает на детей; с психолого-педагогическим сопровождением всех элементов образовательного процесса);
- учебно-воспитательные (включающие программы по обучению заботе о своем здоровье и формирование культуры здоровья, мотивации к ведению здорового образа жизни предупреждению вредных привычек);
- социально адаптирующие и личностно-развивающие (обеспечивающие формирование и укрепление психологической адаптации личности);
- лечебно-оздоровительные (лечебная физкультура и лечебная педагогика).
Таким образом, педагогическая технология целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта специфических детских видов деятельности должна помочь дошкольнику войти в современный мир, приобщиться к его ценностям, осознать свое «я», научиться строить на гуманистической основе взаимоотношения со взрослыми и детьми в реальных, привычных бытовых ситуациях повседневного общения.
Литература:
1. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе педагога // народное обра- зование,2006.
2. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. — СПб. ООО. Издательство «Детство-Пресс»,2011.