Технологии личностно-ориентированного взаимодействия в социально-коммуникативном развитии дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Колмыкова, И. Г. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия в социально-коммуникативном развитии дошкольников / И. Г. Колмыкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6 (116.6). — С. 69-73. — URL: https://moluch.ru/archive/116/32015/ (дата обращения: 16.12.2024).



Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обозначает следующие основные принципы дошкольного образования:

– «поддержки специфики и разнообразия детства;

– сохранения уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека;

– личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

– уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности».

В требованиях к структуре основной образовательной программы дошкольного образования ФГОС ДО дает«характеристику развития ребенка на этапе завершения дошкольного образования:

– ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

– способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

– обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства;

– активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

– способен договариваться, учитывает интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других;

– умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

– адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты».

Помочь педагогам получить данный результат призваны педагогические технологии. Педагогическая технологияцелостный научно обоснованный проект определенной педагогической системы от ее теоретического замысла до реализации в образовательной практике, отражающий процессуальную сторону обучения и воспитания и охватывающий их цели, содержание, формы, методы, средства, результаты и условия организации. Технологии отвечают на вопрос: как учить, как действовать, чтобы результаты совпали с поставленными требованиями?

Один из подходов к классификации педагогических технологий в дошкольном образовании связан с условным делением на жесткие и мягкие технологии. Жесткие технологии — это такие технологии, которые максимально приближены к идеалу алгоритмизированной и запрограммированной деятельности, гарантирующей посредством четких пошаговых предписаний достижение результата, с наибольшей полнотой соответствующего поставленной цели, как правило, связанной с развитием или формированием социально-типических свойств (качеств) личности. Мягкие технологии — это такие педагогические технологии, которые содержат гибкие рекомендации, способствующие обеспечению возможности саморазвития, самореализации, раскрытия творческого потенциала ребенка с помощью имеющихся педагогических возможностей. Мягкие педагогические технологии лежат в основе личностно-ориентированного образования, опирающегося на принцип свободы в педагогической работе с детьми,личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка [11, с. 9].

Личностно-ориентированное взаимодействие — принятие и поддержка индивидуальности, интересов, потребностей ребенка, развитие творческих способностей, самостоятельности, забота об эмоциональном благополучии.

На сегодняшний день в научной литературе нет четкого определения того, что такое технологии (технология) личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста. Поскольку реализация технологий — это деятельность в первую очередь педагога, при рассматривании понятия «технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми» возможно использование понятия «личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности».

Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный выбор.

Основой любой технологии ЛОВ является — понимание и взаимопонимание. Понимание — это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании. Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова технологии ЛОВ. Поддержка основывается на трех принципах, сформулированных Ш. А. Амонашвили: любить ребенка, очеловечить среду, в которой он живет, прожить в ребенке свое детство [8, с. 72].

В настоящее время существуют различные личностно-ориентированные технологии, такие как:

– «Гуманно-личностная технология» Ш. А. Амонашвили;

– «Педагогика сотрудничества»;

«Целостного развитияребенка-дошкольника как субъекта специфических детских видов деятельности»;

– «Проектной деятельности»;

«Руководства самостоятельной деятельностью детей» и др.

Технологии ЛОВ относятся к здоровьесберегающим педагогическим технологиям.

Применительно к дошкольному образованию выделяют следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

– образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);

– обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения ребенка в педагогическом процессе ДОУ);

– коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастика и др.) [9, с. 7].

«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» обозначает «социально-коммуникативное развитие» как область, которая должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Являясь приоритетным, социально-коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного.

Анализ реальной ситуации, сложившийся в настоящее время в ДОУ показывает, что педагоги, работая по новым программам и технологиям, испытывают значительные трудности в реализации именно направления социально-коммуникативного развития детей.

Причины этого сводятся к следующему:

– социально-коммуникативное развитие детей — носит комплексный характер. Поэтому организация педагогического процесса, направленного на вхождение ребенка в мир социальных отношений, требует от педагога особого мастерства, знания детей, собственного переживания, явно выраженного отношения;

– в настоящее время существует обилие взглядов на процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Педагогам дана полная свобода выбора программ, методов и форм работы с детьми. Именно это вызывает много трудностей при личностно-ориентированном взаимодействии взрослого с ребенком;

– новый подход к социально-коммуниктивному развитию детей предполагает понимание педагогами таких сложных механизмов как самопознание, самоотношение, саморегуляция, саморазвитие — овладеть подобными психологическими знаниями самостоятельно довольно сложно.

Все это способствовало тому, что социально-коммуникативное развитие детей стало одним из приоритетных в работе ДОУ. Были определены основные задачи по реализации данной образовательной области:

  1. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области социально-коммуникативного развития.
  2. Поддержка инновационных форм работы, инновационных программ.
  3. Организация образовательного пространства ДОУ.

Любое обновление педагогического процесса образовательного учреждения требует не только реконструкции содержания образования, но и определенного прогресса в кадровом отношении. Эти линии развиваются параллельно. Именно поэтому повышение компетентности, профессионализма педагогов — одно из важнейших условий улучшения качества образования. Повышение педагогического мастерства занимает особое место в активизации личности, развитии творческого начала педагогов. Данная работа носит опережающий характер и отвечает за постоянное совершенствование работы с детьми в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науках. Именно поэтому актуальными оказываются разнообразные формы работы с педагогами. Наряду с традиционными, оправданными практикой формами, такими как педагогические советы, семинары, консультации, практикумы, открытые просмотры, используются и альтернативные — психолого-педагогические тренинги, деловые игры, конкурсы, решение педагогических ситуаций и др.

Выделяют три интегрированных свойства личности педагога, которые в основном определяют его успешность в личностно-ориентированном взаимодействии.

1. Социально-педагогическая ориентация — осознание педагогом необходимости отстаивания интересов, прав и свобод ребенка на всех уровнях педагогической деятельности.

2. Рефлексивные способности, которые помогут педагогу остановиться, оглянуться, осмыслить то, что он делает: «Не навредить!»

3. Методическая культура — система знаний и способов деятельности, позволяющих грамотно, осознанно выстраивать свою деятельность в условиях выбора образовательных альтернатив; одним из важных элементов этой культуры является умение педагога мотивировать деятельность своих воспитанников [6, с. 4].

Базовым компонентом образовательной работы в ДОУ является примерная образовательная программа дошкольного образования«Детство».Цель программы — помочь ребенку войти в современный мир, научить жить в мире, приобщить к общечеловеческим ценностям, имеющим гуманистическую направленность. В основе программы лежит модель субъект-субъектного взаимодействия педагога с детьми, позволяющая воспитателю, как субъекту педагогической деятельности, творчески использовать весь арсенал педагогических приемов для постановки ребенка в позицию субъекта детской деятельности, исходя из его индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей, половой принадлежности, уровня развития.

В ДОУ реализуются различные личностно-ориентированныетехнологии:

– ЛОВ взрослого и ребенка:

– «Проектной деятельности»;

– «Руководства самостоятельной деятельностью детей»;

– «Освоения старшими дошкольниками субъектной позиции в режиссерских играх»;

– Технологии комплексного подхода к социально-коммуникативному развитию;

– Технология проблемно-диалогового обучения;

– Технология организации жизни детей в группе — утренние и вечерние ритуалы, традиции;

– «Сказкотерапия»идр.

На протяжении многих лет в нашем ДОУ применяются Технологии руководства самостоятельной деятельностью детей «Правил», «Выбора», «Оценки и самооценки», «Пиктограмма дня», которые могут явиться примером использования технологии личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. В настоящее время мы можем говорить об их эффективности в работе с детьми.

В основу технологий «Правил», «Выбора», «Оценки и самооценки», «Пиктограмма дня», легли методические подходы программы социально-эмоционального развития дошкольников «Я — Ты — Мы».

Для организации самостоятельной деятельности детей необходима правильная организация группового пространства, развивающей среды.

Технология правилиспользуется во всех группах дошкольного возраста.

Обязательные условия:

– вырабатываются самими детьми;

– должны быть четкими, краткими;

– учитывать возрастные особенности;

– быть воспроизводимыми;

– иметь зрительный образ.

Виды правил:

– «Правила поведения»,

«Звуковой сигнал»,

– «Цветные ладошки»,

– «Мальчики-девочки».

«Правила поведения»

Самая большая группа правил — правила поведения. Представляет собой карточки правил.

В младшем и среднем возрасте правила обговариваются воспитателем вместе с детьми, он же следит за их выполнением: подбираются картинки к этим правилам.

В старшем возрасте правила вырабатываются самими детьми и за их выполнением следят тоже дети (пиктограммы — напоминание): сами договариваются о том, что будет в случае нарушения того или иного правила (обговаривание санкций).

Правило должно быть четким, кратким: «попроси», «помирись», «помоги», «извинись», «уберись» и т. д. Дети сами решают, где удобно разместить правила (в одном месте — альбом, в разных местах группы). Правило «живет» в группе 1 месяц, затем убирается. Если имеется массовое невыполнение правила, оно возвращается на видное место. Как правило, в группе «приживаются» правила, сформулированные самими детьми, а не воспитателем.

Помимо воспитателей технологию «Правил» используют и специалисты детского сада: музыкальные руководители, инструктор по ФК, пдо по изодеятельности.

«Звуковой сигнал»

При организации самостоятельной деятельности ребенок должен знать, сколько времени на это отводится. С этой целью используется звуковой сигнал (колокольчик, погремушка, велосипедный звонок, «ветерок», бубен и т. д.). Дети сами договариваются о сигнале. Первый звонок — предупреждение, что необходимо заканчивать самостоятельную деятельность, через короткое время прозвенит второй звонок, который означает, что необходимо подойти к воспитателю. Это правило позволяет детям плавно переходить от самостоятельной деятельности к организованной.

«Цветные ладошки»

Самостоятельная игровая деятельность может по какой-либо причине быть не закончена, тогда применяется символ-«ладошка». Именные «ладошки» вырезают из цветного картона по количеству детей. Ребенок кладет свою «ладошку», например, на незаконченную постройку: красная — «Не трогать! Буду заканчивать», зеленая — «Можно достроить», желтая — «Можно разобрать».

«Мальчики-девочки»

Все знают, как любят дети-дошкольники туалетную комнату (можно поиграть с водой и мылом, спрятаться и т. д.) и то, как трудно их от этого отучить. Эта проблема исчезает после введения простого правила: на дверной косяк вешаются две карточки, изображающие мальчика и девочку. Когда в туалете никого нет, обе они перевернуты. Когда вошли девочки, переворачивается карточка с соответствующим изображением. Это сигнал для мальчиков: «Не входить!» и наоборот. Используется во всех возрастных группах.

«Пиктограмма дня»режимные моменты

Гимнастика, завтрак, организованная деятельность, прогулка, обед, сон, полдник, самостоятельная игровая деятельность и т. д.

Информационное сообщение также организует детей. Те виды деятельности, которые меняются можно выделить цветом или формой (утренник, театр вместо НОД и т. д.). Карточки помогают ребенку сориентироваться по времени — что его ожидает в течение дня.

Технология оценки исамооценки

Вводится со средней группы. Для самоанализа своей деятельности (самостоятельной и организованной) используются наглядные символы, которые могут быть как по количеству детей, так и общими.

Средний возраст:

«солнышко» — «я старался, и у меня все получилось»;

«солнышко частично закрытое тучкой» — «я старался, но у меня не все получилось»;

«тучка» — «я старался, но у меня не получилось, но я в следующий раз постараюсь лучше и у меня получится».

Старший возраст:

«большой палец, поднятый вверх» — «я старался, и у меня все получилось»;

«черепаха» — «я старался, но у меня не все получилось, делал медленно, но я буду стараться, и у меня все получится»;

«заяц» — «я старался, но у меня не все получилось, я поторопился, но я буду стараться, и у меня все получится»;

«большой палец, опущенный вниз» — «я старался, но у меня не получилось, но я буду стараться, и у меня все получится»;

Ключевая фраза самоанализа «Но я буду стараться, и у меня все получится».

Данная технология учит детей давать объективную оценку своей деятельности, выравнивать оценку детей, которые занижают или завышают ее.

Выбор деятельности

В процессе личностно-ориентированного взаимодействия ребенку предоставляется право выбора (возможность выбрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности). Предлагая ребенку совершить осознанный выбор, педагог помогает ему формировать свою неповторимость. Создаваемая ситуация выбора — это спроектированная педагогом деятельность, когда детям предоставляется возможность (для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля поведения) отдавать свое предпочтение одному из видов деятельности в свободное время. Ситуация выбора позволяет поставить ребенка в позицию субъекта деятельности, оказывает успешное влияние на развитие его личностных качеств (активности, инициативности, самостоятельности).

Выбор деятельности всегда ограничен, т. к. невозможно детям заниматься одновременно одним видом деятельности. Доска выбора представляет собой поле, на котором символами обозначены игровые уголки с цифрой-ограничителем (количество детей, которые могут одновременно находиться в уголке). У каждого ребенка есть символ (несколько штук), с помощью которого он показывает, чем будет заниматься. Выбор детьми осуществляется дважды в течение дня: утром, по приходу в детский сад, и после сна. «Выбор деятельности» позволяет формировать у детей согласованные действия с другими детьми, считаться с их желаниями, умение договариваться. Всегда есть выбор и ограничение выбора. Вводится в старшей группе.

Обязательные условия:

– наличие доски с выбором;

– символы для каждого ребенка;

– игровые уголки в группе;

– правила;

– пиктограмма дня;

– карточки анализа самостоятельной деятельности

Мы считаем:

Ребенок может

– принимать решения самостоятельно;

– активно принимать участие в процессе своего развития;

– иметь силу голоса;

– проявлять инициативу

Ребенок должен

– быть доволен собой;

– доверять себе;

– быть восприимчивым и отзывчивым;

– быть самим собой.

Целенаправленная работа по социально-коммуникативному развитию дошкольников в процессе использования технологийличностно-ориентированного взаимодействия (ориентированных технологий) способствует созданию в ДОУ личностно-ориентированной образовательной среды, формированию сообщества воспитывающих взрослых, потребности в непрерывном социально-личностном развитии детей и взрослых.

Литература:

  1. Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ//С.-П. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014
  2. Бунеев Р. Н. Еще раз о личностно-ориентированном образовании /Начальная школа до и после, 2006, № 12
  3. Деркунская В. А. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ//Управление ДОУ, 2005, № 3
  4. «Детство», примерная образовательная программа дошкольного образования, С.-П. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014
  5. Загуменная Л. А. Социально-личностное развитие дошкольников//Волгоград, Учитель, 2012
  6. Копытова Н. Н. Организация методической работы старшего воспитателя с педагогическим коллективом ДОУ//С.-П. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014
  7. Князева О. Л. Я-ТЫ-МЫ, программа социально-эмоционального развития дошкольников, Москва, Мозаика-синтез, 2005
  8. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности//Под. ред. Е. Н. Степанова, Москва, ТЦ Сфера, 2003
  9. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы//Москва, АРКТИ, 2009
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
  11. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании//С.-П. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012
  12. Чистякова Н. Д. Развивающее взаимодействие педагога и детей дошкольного возраста в условиях совместной деятельности//Пермский государственный педагогический университет, 2005
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольное образование, вид деятельности, правило, самостоятельная деятельность, социально-коммуникативное развитие детей, детский сад, дошкольный возраст, педагогическая деятельность, педагогический процесс.


Похожие статьи

Гендерные аспекты социально-психологической адаптации старшеклассников

Социально-коммуникативное развитие дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр

Психолого-педагогическое обеспечение формирования гражданской идентичности в воспитательно-образовательном пространстве

Роль современных технологий в развитии коммуникативно-музыкальной личности дошкольника

Формирование экологической культуры дошкольников через информационно-коммуникационные технологии

Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников

Педагогическое взаимодействие в процессе воспитания жизнеспособности у старшеклассников в этнокультурной среде

Социально-психологические аспекты развития межличностных отношений младших школьников со сверстниками

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных компетенций младших школьников

Психолого-педагогические аспекты проблемы взаимодействия родителей и старшеклассников в период выбора профессии

Похожие статьи

Гендерные аспекты социально-психологической адаптации старшеклассников

Социально-коммуникативное развитие дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр

Психолого-педагогическое обеспечение формирования гражданской идентичности в воспитательно-образовательном пространстве

Роль современных технологий в развитии коммуникативно-музыкальной личности дошкольника

Формирование экологической культуры дошкольников через информационно-коммуникационные технологии

Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников

Педагогическое взаимодействие в процессе воспитания жизнеспособности у старшеклассников в этнокультурной среде

Социально-психологические аспекты развития межличностных отношений младших школьников со сверстниками

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных компетенций младших школьников

Психолого-педагогические аспекты проблемы взаимодействия родителей и старшеклассников в период выбора профессии

Задать вопрос