Особое место в развитии человека занимает подростковый возраст — переход от детства к взрослой жизни. Это очень сложный период, не зря его часто называют переломным или критическим. С одной стороны идет серьезная физиологическая перестройка организма, с другой стороны — поиск себя, становление как личности. Характерным проявлением этого периода является протест в отношениях со взрослыми, изменение интересов.
Все большее значение для подростка приобретает самооценка, которая формируется в ходе общения со сверстниками. С одной стороны, существует стремление быть такими же, как все, с другой — желание выделиться, отличиться; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой — бравирование собственными недостатками. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки.
Как помочь подростку в этот трудный для него период адаптироваться и развиваться дальше? В специальной литературе этот процесс адаптации получил название жизнеспособности. Следующее определение термина «жизнеспособность» мы находим Энциклопедическом словаре педагога: «Жизнеспособность — степень приспособленности человека к жизни, к резким колебаниям условий жизнедеятельности. Жизнеспособность проявляется как стойкость, оптимизм, мобильность, адаптация к новым условиям…» [2]
Одновариантного определения понятия «жизнеспособность» в настоящее время не существует. Одна из вероятных причин этого — использование данного термина в широком междисциплинарном пространстве различных наук — философии, антропологии, биологии, психологии, педагогики, политологии, социологии. Поскольку понятие «жизнеспособность» применимо ко всем категориям науки, мы можем говорить о жизнеспособности клетки, организма, новорожденного, подростка, студента, специалиста, народа, государства, человека, личности, организации, учреждения, корпорации, программы, проекта и так далее.
Жизнеспособность как «общесистемное, интегративное свойство, релевантное человеку как саморазвивающейся системе и характеризующее потенциальную возможность сохранять свою целостность, удерживая жизнь в постоянном сопряжении с требованиями социального бытия и человеческого предназначения», «жизнеспособность как интегральная возможность становления человека в социуме, которая реализуется в форме универсальной смыслотворческой коммуникабельности». [5, с. 96]
А. А. Нестерова определяет жизнеспособность как устойчивую диспозицию личности, которая включает в себя такие компоненты как:
‒ способность к активности и инициативе;
‒ способность к самомотивации и достижениям;
‒ эмоциональный контроль и саморегуляция;
‒ позитивные когнитивные установки и гибкость мышления;
‒ самоуважение;
‒ социальная компетентность;
‒ адаптивные защитно-совладающие стратегии поведения;
‒ способность организовывать свое время и планировать будущее. [4]
Воспитать в подростке жизнеспособность — это задача взрослых, прежде всего, родителей. Но, конечно же, немаловажную роль в этом процессе занимают и педагоги, так как подросток значительную часть времени проводит в школе. Школа должна не только давать образование, но и воспитывать. «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества», — писал Теодор Рузвельт.
Однако в современных реалиях сделать это становится все сложнее и сложнее. По мнению учителей, дети стали «другими». Особенно, на это сетуют педагоги с большим опытом работы, которым есть с кем сравнивать. Педагоги почти ежедневно сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, которые, по их мнению, в прошлом были редкостью и характеризовались как из ряда вон выходящие. Речь идет о повышенной нетерпимости, агрессивности и эгоизме. Альтруизм и коллективизм как ценности уходят, их место все чаще занимают прагматизм и индивидуализм. Отсутствие нравственных ориентиров и обилие негатива формирует у подростков соответствующее поведение, отмечают и родители, и педагоги. Моральные нормы постепенно заменяются прагматичными правилами поведения.
Возникает вопрос, что может послужить своеобразным ориентиром, тем, на что можно опереться и из чего черпать нравственные и духовные идеалы? Ответ очевиден. Это национальная культура. Совокупность характеристик региональных и национальных культур объединяется в один термин «этнокультурная среда».
В современной России этнокультурное воспитание приобретает все большую актуальность, поскольку обладает мощными рычагами воспитания у молодежи нормы уважения к «другому», воспитания терпимости «к проявлениям национальных особенностей, <…> взаимопонимания между представителями этносов, тесно общающихся и живущих на одной территории» [1, с. 33]. Уважение к культуре «другого» можно воспитать, лишь обращаясь к духовным ценностям своего народа, которые сосредоточены в этнокультурных традициях и фольклоре, в художественном творчестве народных умельцев, в традиционных устоявшихся для данного этноса формах общения [1].
Этнокультурное воспитание ученые рассматривают как целостный процесс становления личности, «как процесс передачи личности культурных ценностей, традиций, социальных норм поведения того этноса, представителем которого она является и в среде которого она живет» [7].
Полноценное использование народных традиций, несомненно, послужит серьезным фактором повышения эффективности процесса нравственного формирования подрастающего поколения. Использование средств этнопедагогики, тесно связанных с укладом жизни, ценностями и психологией народа, в учебно-воспитательном процессе школы является, таким образом, очень актуальным.
Вопросам энокультуры и этнопедагогики посвящен целый ряд исследований, в частности Г. Н. Волкова — автора целого ряда работ, в которых определены содержание и сущность народной педагогики, обоснована методология, введено понятие «этнопедагогика». Духовно-нравственный потенциал этнопедагогики разных народов и его значение в воспитании подрастающего поколения нашли отображение в работах А. Ф. Афанасьева (Якутия), Д. М. Бурхиного (Бурятия), И. А. Шорова (Адыгея) и др.
Сегодня задача этнокультурного воспитания должна решаться в деятельности всех социальных институтов, и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности. В контексте сказанного одним из важнейших институтов является образование, в процессе которого необходимо создавать условия этнокультурного воспитания молодежи, сталкивающейся с различными вызовами на основе межконфессиональных или этнокультурных конфликтов.
В России этнокультурное воспитание рассматривается как часть религиозной культуры, которое содействует духовно-нравственному становлению человека. Принципы любви, сострадания, добра, гармонии в душе человека и обществе, проповедуемые религиями мира, безусловно обладают воспитательными возможностями [7].
Актуальность данной проблемы обусловлена также и тем, что существует необходимость сохранения этнокультурного наследия, поскольку культура каждого народа отражает его многовековые традиции, обычаи и нравы, выражает его мировосприятие и самосознание. Вместе с тем эта задача осложняется тем, что сохранение живого «не музейного» культурного наследия возможно лишь в процессе активного усвоения этнокультурных ценностей, его трансляции последующим поколениям, что возможно осуществить в специально организованном образовательном процессе. Не вызывает сомнения, что обращение к ценностям национальной культуры является основой для формирования национального самосознания отдельного индивида и духовно-нравственного воспитания целых поколений в целом [7].
Литература:
- Абдулина Г. Ф. Этнокультурная среда как условие формирования нравственных и эстетических ценностей личности// Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(52). URL: https://sibac.info/archive/guman/4(52).pdf (дата обращения: 31.03.2018)
- Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). — Екатеринбург, 2000. URL: https://spiritual_culture.academic.ru (дата обращения:31.03.2018)
- Бессарабова И. С. Этнокультурное воспитание в народной педагогике // Фундаментальные исследования. — С-Пб, 2006.
- Нестерова А. А. Взаимосвязь жизнеспособности и успешности адаптации молодежи в ситуации потери работы // Человеческий капитал. 2010. № 22.
- Палаткина Г. В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования. — М.,2003. — 403с.
- Селезнева Н. Т., Рубленко Н. В., Тодышева Т. Ю. Жизнеспособность личности. Красноярск, 2015.
- Таов П. К. Нравственные проблемы современного общества России. — КБР, 2012. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://intercircass.org/?p=781 (дата обращения: 31.03.2018).