Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников
Автор: Гущина Елена Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2013)
Статья просмотрена: 14303 раза
Библиографическое описание:
Гущина, Е. А. Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников / Е. А. Гущина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/4020/ (дата обращения: 16.12.2024).
Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Современные дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. У ребенка лучший друг — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с другими.
Например, по результатам диагностики:
У 70 % детей старшего дошкольного возраста отмечаются трудности в коммуникативной сфере.
80 % детей этой категории имеют нарушение эмоционально-волевой сферы: проявляется тревожность, повышенная обидчивость, увеличивается количество страхов, отмечается повышенная возбудимость, чрезмерная чувствительность к внешним раздражителям или напротив вялость, пассивность, двигательная расторможенность.
Для 40 % характерен низкий уровень развития познавательных процессов
Наблюдения за повседневной деятельностью детей, за их общением показывают, что в детских коллективах присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе. Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения.
Из обязательного минимального содержания образовательной программы, реализуемой дошкольным образовательным учреждением (ДОУ), коммуникативная компетентность дошкольника включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих,умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.
Кроме того, к старшему дошкольному возрасту ребенок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения.
- сотрудничать;
- слушать и слышать;
- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
- говорить самому.
Но практическая работа показывает, что в связи с реализацией других направлений общеобразовательной программы ДОУ, целенаправленное формирование коммуникативных умений у дошкольников часто остается за пределами внимания. Вместе с тем представления о практических методах и приемах работы по данной проблеме были и до сих пор остаются нечеткими, неконкретными и основываются на педагогической интуиции. Дефицит времени на занятиях приводит к тому, что вопросы педагогов предполагают односложные ответы детей, недостаточно часто создаются ситуации для взаимодействия и диалога.
Опыт социального поведения ребенок может накопить и усвоить, не только получая теоретические знания, которые ему дают родители и педагоги, а, скорее всего, в практической деятельности. Большое значение для усвоения норм в дошкольном возрасте имеет игра. В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально — нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощи и др., а также игра является и действенным средством формирования у дошкольников навыков общения.
Опираясь на это, мною был разработан проект «Вместе весело живем», который включает в себя систему коррекционно-развивающих игр по развитию коммуникативности детей старшего дошкольного возраста.
Цель: развитие и коррекция коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.
Задачи:
- Способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения
- Развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе
- Помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние; объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение
- Учить ребенка выражать свои эмоции
- Вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения
- Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения
В основу этой программы легли занятия О. Хухлаевой «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников», дополнена упражнениями, взятыми из книги К. Фоппеля “Как научить детей сотрудничать”, авторскими разработками.
Цикл занятий рассчитан на учебный год и состоит из следующих блоков:
Месяц |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Игры, на сплочение группы |
Игры, направленные на снижение агрессивности, умение владеть своими эмоциями |
Разыгрывание психологических этюдов |
Подвижные игры с правилами |
|
Месяц |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Игры, направленные на сотрудничество |
Командные игры |
Игры на проявление лидерских качеств |
Игры познавательные |
Игры проводятся с группой детей не более 12человек, их продолжительность составляет 25–30минут, один раз в неделю. Занятия проводятся в музыкальном или физкультурном зале, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться. В начале занятия используется ритуальная игра для настроя детей, в конце — релаксационное упражнение. Подвижные игры чередуются со спокойными, малоподвижными. Проведение игр включает работу по изменению мотивационной стороны общения: повышение собственной активности у детей, формирование адекватности эмоциональных реакций и оценок, как себя, так и других, изменение личностной позиции в процессе общения.
При проведении игр и упражнений необходимо:
- Продумывать не только содержание инструкции, но и форму ее подачи
- Воздействовать с помощью интонационно-выразительной окрашенности речи
- Прогнозировать возможные реакции детей на предлагаемые правила и условия
- Помнить, что каждый ребенок имеет свои коммуникативные права: на систему ценностей, на ответственность, на достоинство и уважение этого достоинства, на индивидуальность и своеобразие, на собственные мысли, на отстаивание своих прав
Включать игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно, поэтому на наших занятиях дети знакомятся с правилами игры, играют в нее, после проведения игры анализируют и обсуждают полученный ими опыт. Затем эта игра проводятся воспитателями в группе и на прогулках в течение недели.
Систематически вовлекая детей в обсуждение межличностных конфликтов, поощряю их попытки разрешать конфликт без применения силы, а с помощью высказываний своих мыслей и чувств. Для анализа поведения конфликтовавших детей использую аналогичное поведение сказочных персонажей; привлекая в совместные игры разных детей, создаю ситуацию успеха для каждого ребенка.
Проведение подобных игр с детьми способствует развитию их “эмоционального интеллекта”, помогает педагогу создать в группе, классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и со взрослым, облегчая тем самым процесс совместного обучения.
Цикл занятий помогает формировать у дошкольников умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие недостатки; помогает осознать свои чувства, причины поведения. Играя, дети получают опыт находить силы внутри себя даже в самой сложной ситуации.
Понимая, что работа по данной теме не мыслима без тесного взаимодействия педагогов и родителей использую разнообразные традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями, имеется богатый информационный материал, разработала рекомендации для родителей с целью:
- совершенствования собственных умений межличностного общения;
- формирования гуманных отношений с детьми в процессе общения и совершенствования умений общения у детей;
- «шпаргалка для взрослых» или правила работы с проблемными детьми (гиперактивными, агрессивными, тревожными).
Таким образом, внимание родителей привлечено к совместному решению проблемы и совершенствованию коммуникативных умений самих взрослых.
Анализируя результаты работы по проекту, можно сделать вывод, что проведение коррекционно-развивающих игр позволяет ребенку реализовать свои творческие возможности, в игровой форме развивает речь, коммуникативные умения, способствует положительному эмоциональному настрою детей, позволяет продуктивно решать коррекционно-развивающие задачи.
Литература:
1. Крюкова С. В., Слободняк Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М., 2006.
2. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. — Екатеринбург, 2004.
3. Панфилова М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. — М., 2005.
4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. — М., 2006.
5. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет: психологические игры, упражнения, сказки. — М., 2006.
6. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М., 2007.
7. Чижова С. Ю., Калинина О. В. Детская агрессивность: 100 ответов на родительские «почему?». — Ярославль, 2001.