Игра как средство общения дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (69) июль-1 2014 г.

Дата публикации: 30.06.2014

Статья просмотрена: 7536 раз

Библиографическое описание:

Юрьева, Л. А. Игра как средство общения дошкольников / Л. А. Юрьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 10 (69). — С. 461-463. — URL: https://moluch.ru/archive/69/11892/ (дата обращения: 16.12.2024).

Игра всегда считалась универсальным методом обучения, воспитания, отдыха. Она имеет важное значение в жизни ребенка. Игра, как вид непродуктивной деятельности человека, доставляет эмоциональное переживание удовольствия, наслаждения от процесса свободного проявления духовных и физических сил личности.

Игра — это школа социальных отношений, в которой человек усваивает нормы социального и культурного поведения. Вообще, игра является одним из самых древних занятий людей. Наверное, с появлением человека у него родилась потребность играть.

Игра издревле считалось универсальным методом воспитания и обучения. На протяжении длительного времени изучению понятия «игра» посвящали свои работы многие исследователи: философы, педагоги, социологи. Они рассматривали игру с разных позиций, во многих аспектах. Дать единственное, правильное определение понятия игры весьма трудно, она слишком многогранна. Первым это подметил Й. Хейзинга. Он установил, что в древнегреческом языке было три понятия игры: пэдия (собственно детская игра), атиро (игра- забава, пустое развлечение), агон (поединок, соревнование). В санкрите он выделяет пять значений игры: игра детей; игра- шутка; игра- представление, фокусы; игра, как ряд случайных совпадений; игра как притворство. [1, с.43].

«Психологический словарь» рассматривает понятие «игра» следующим образом: «Игра- один из видов деятельности человека и животных. Детская игра- исторически возникающий вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности». [2, с. 117].

Философы утверждают, что игра представляет собой особую форму детской жизни, выработанную или созданную обществом для управления развитием детей; в этом плане она есть особое педагогическое творение, хотя творцом ее были не отдельные люди, а общество в целом.

Исследователи данной проблемы указывают на то обстоятельство, что в теоретической литературе игра рассматривается следующем образом:

1.                 Игра представляет собой отношение личности к окружающему миру;

2.                 Игра рассматривается как особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность;

3.                 Игра представляет собой социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности(или отношение к миру);

4.                 Игра является деятельностью, в ходе которой происходит развитие психики ребенка;

5.                 Игра определяется как социально — педагогическая форма детской жизни, «детского общества».

Следовательно, все эти функции детской игры определяются ее психологическими особенностями, раскрытыми в исследованиях Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др. [3, с. 6].

Интерес человека к игровой деятельности постоянен. В процессе игры ребенок совершенствуется, приобретая в игре все необходимые для жизни навыки.

Ребенку, который не доиграл в детстве, будет труднее налаживать контакты с другими людьми, чем детям, имеющим богатый жизненный опыт совместной игры со сверстниками. В процессе игровой деятельности ярко проявляются индивидуальные особенности детей. В игре происходит то самое главное, что дает нам игра- это самосовершенствование, стремление стать лучше.

Исторически сложившись как средство приобщения ребенка к культуре общества, игра сама стала элементом культуры, передающимся детям. Игра приобретает свою вещественную сторону в специальных предметах для игры — игрушках, текстах, в которых записываются правила и сюжеты.

Вообще, сущность игры состоит в том, сто в ней важен не результат, а сам процесс. Процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Д. Б. Эльконин считает, что мнимая ситуация, в которой ребенок берет на себя роли других людей и реализует типичные для них действия и отношения в особых игровых условиях, есть основная единица игры. Причем существенным моментом создания такой игровой ситуации является перенос значений с одного предмета на другой [4, с. 5].

Таким образом, когда ребенок играет, можно сказать, что он присутствует в этом целиком. Следовательно, игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувство контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат. [5,с. 22].

Проанализировав все что выше сказано мною была разработана программа «Веселые минутки» для детей дошкольного возраста, в ней учитываются психологические особенности детей. В этом возрасте происходит интенсивное развитие познавательной и интеллектуальной сферы ребенка. Это наиболее благоприятный период для развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления и воображения.

Целью программы стало изучение возможности игры, как средство формирования навыков общения детей дошкольного возраста.

Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач: наполнить игровую деятельность детей дошкольного возраста активно-деятельным и эмоционально комфортным содержанием; выявить творческие возможности детей дошкольного возраста посредством игр; сформировать основы «игровой культуры»; создать условия для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми; расширить кругозор ребенка посредством игры; развить коммуникативные способности детей; сформировать художественно — эстетический вкус детей дошкольного возраста.

Программа разработана в три этапа:

Подготовительный этап, включает в себя несколько задач: познакомить с разнообразием игр; раскрыть индивидуальность каждого ребенка; развить основы коллективных отношений. И основная задача воспитателя, на этом этапе, не объяснять как надо играть, а принимать позицию партнера, играть вместе с ребенком.

На данном этапе у детей дошкольного возраста формируется позитивное отношение к игровой деятельности.

К концу подготовительного этапа дети должны: знать и соблюдать при организации игр «главные правила»; уметь выбрать среди участников игры «водящего», «голящего» с помощью разнообразных считалок; принимать активное участие в игровой деятельности; иметь навыки совместной, коллективной деятельности.

Продолжать работу по развитию личности в коллективе и формированию внутри коллективных отношений продолжает общеразвивающий этап. Он также включает в себя следующие задачи: обучать детей основным приемам проведения игры; реализовать творческие возможности ребенка путем самостоятельного проведения игры под руководством воспитателя. На данном этапе следует постепенно переходить к более сложным способам игры, используя для этого особые формы игры и развертывая сюжет.

Игровая методика данного этапа направлена на пополнение запаса игрового материала, овладения навыками проведения игры.

К концу общеразвивающего этапа дети должны: уметь быть участником и организатором игр; проявлять фантазию и творчество; иметь навыки коллективной деятельности; активно участвовать в различных формах социально- культурной деятельности.

И заключительный этап программы: практико-действенный этап. Задачи этого этапа: закрепить полученные знания, умения, навыки; создание творческого коллектива. На данном этапе большое внимание уделяется развитию коммуникативных способностей, формированию художественно- эстетических вкусов и нравственных качеств воспитанников. Ребенок должен научится согласовывать игровые действия с партнерами. Для этого следует приучать его пояснять смысл игровых действий. В конце этого этапа дети должны уметь использовать многообразие игр в предлагаемых обстоятельствах; принимать участие в игровых программах.

Таким образом, предмет игра является основным предметом программы «Веселые минутки». В этой программе игру можно определить как вид деятельности детей, способствующий их физическому и психическому развитию, эмоциональному состоянию, сплочение коллектива.

Для успешного решения поставленных в программе педагогических задач требуется выполнения условий:

1.      Организационные условия — проведения игровой деятельности с детьми два раза в неделю;

2.      Научно-методические условия — разработка планов работы на учебный год, обеспечение методической литературой;

3.      Материально- технические условия — спортивный зал, игровой реквизит, музыкальный материал для оформления занятий;

4.      Мотивационные условия — создание комфортных и благоприятных условий для проведения игр.

В последнее время в досуговой деятельности у дошкольников широкое распространение получили театрализованные программы и конкурсы, которые включают в себя комплексное использование различных типов игр: подвижных, спортивных, игр- аттракционов, игр- конкурсов. Каждая игра имеет свои цели, задачи, сюжет, своих героев. Игровые программы развивают у детей внимательность, стремление к победе, общительность, способность сопереживать, способность предвидеть нестандартное решение. Поэтому были включены в программу «Веселые минутки» ряд сценариев.

Таким образом, игровая деятельность развивает у детей чувство ритма, фантазию, чувство гармонии к себе и к окружающему миру, учит владению своим эмоциональным состоянием, речью, голосом и физическим телом.

В данном случае программа «Веселые минутки» воспитывает у детей, среднего дошкольного возраста, навыки коллективной творческой деятельности, ответственное решение к результатам своей работы и всего коллектива сверстников, тем самым адаптируя его к социокультурной деятельности.

И в заключении хотелось бы отметить, что игра в дошкольной сфере занимает достаточно важное место. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики.

Литература:

1.      Хейзинга Й. Человек играющий в тени завтрашнего дня.- М.: Прогресс, 1992

2.      Психологический словарь.- М.: Сов. Энциклопедия, 1987

3.      Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. как играть с ребенком.- М.: Педагогика, 2000

4.      Эльконин Д. Б. Психология игры.- М.: Владос, 1999

5.      Лентрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений.- М., 1994

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, дошкольный возраст, игровая деятельность, детская игра, программа, этап, детская жизнь, коллективная деятельность, подготовительный этап.


Задать вопрос