В данной статье рассмотрена система мероприятий, направленная на развитие дружеских взаимоотношений и навыков сотрудничества старших дошкольников.
Помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это результат совместных усилий педагога и детей,
маленькое произведение искусства, в создании которого все принимают участие подобно музыкантам одного оркестра.
К. Фопель
Отношения между людьми выстраиваются естественным образом; но в реальности кто-то общается легко и непринужденно, а кому-то это стоит большого труда. А каково детишкам, которые впервые приходят из дома в детский коллектив!
Посещение ребенком дошкольного учреждения далеко не всегда гарантирует полноценное формирование у ребенка мотивации общения и коммуникативных навыков. Напротив, серьезные нарушения в сфере общения со сверстниками могут обрести стойкий характер в результате рано сложившихся неблагоприятных взаимоотношений с детьми в группе детского сада.
Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полноценному формированию личности ребенка. Связанное с нарушением общения отрицательное эмоциональное самочувствие часто приводит к появлению неуверенности в себе, недоверчивости к людям, вплоть до элементов агрессивности в поведении. В конечном итоге, возникающие осложнения иногда приводят к «выпадению» ребенка из коллектива.
Воспитатели не всегда в полной мере осознают значимость общения для детей, ведь в современном образовательном пространстве иные приоритеты, так например интеллектуальное развитие. Постоянные занятия, кружки не оставляют времени ни на сюжетно-ролевую игру, ни на совместную деятельность. А ведь именно они оказывают определяющее влияние на развитие взаимоотношений у дошкольников.
Зачастую, педагоги испытывают трудности во взаимодействии с конфликтными детьми, агрессивными, гиперактивными, порой не хватает навыков партнерского общения. Особенности отношений воспитателя с детьми, коммуникативная компетентность педагога оказывают влияние на установление доброжелательных отношений между детьми, отражаются на психологическом микроклимате группы.
Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Актуальность данной проблемы определяет необходимость проведения системы мероприятий, направленных на развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в детском саду. Психологический подход к решению проблемы развития дружеских взаимоотношений представлен в трудах М.И.Лисиной [1], Т.А.Репиной [3], Е.О.Смирновой, В.М. Холмогоровой [4]; В.А. Петровского [5], Г.Мониной, Е.Лютовой [2], К. Фопеля [6].
В ходе работы решались следующие задачи:
выявление основных причин, вызывающих трудности в общении у старших дошкольников.
составление программы групповых занятий для детей старшего дошкольного возраста на формирование дружеских взаимоотношений и сотрудничества.
повышение социально-психологической компетентности воспитателей и родителей.
Для успешной реализации задач мы выделили несколько этапов работы:
1 этап. Диагностический этап позволил выявить «изолированных» и «непринятых» детей с помощью метода социометрического выбора, игры «Секрет». Для анализа взаимоотношений в группе не всегда достаточно иметь данные о принадлежности ребенка к той или иной социометрической подгруппе. Для того, чтобы получить наиболее полную информацию о взаимоотношениях в группе детей, более точно определить статус каждого члена группы была использована методика «Два дома» Р.И. Бардиной. На основе полученных данных, а также анализа аргументов детей по поводу своих выборов, составлены характеристики, определяющие реальное положение каждого ребенка среди сверстников.
Анкетирование воспитателей групп, а также метод наблюдения за детьми в естественных условиях позволили изучить уровень игровых умений и навыков, навыки культуры общения и особенности поведения в конфликтных ситуациях «непринятых» и «изолированных» детей, а также детей с низким личностным статусом.
Беседы с родителями и анкетирование выявили особенности эмоционального развития ребенка, семейной атмосферы, наличие потребности в общении, проявление эгоцентризма, конфронтации в семье, сотрудничества, семейных и внутрисемейных предпочтений.
Исходя из наблюдений и полученных данных диагностики, можно сказать, что трудности в общении вызваны:
недостаточной развитостью у ребенка игровых умений и навыков, а также уровня общих знаний (в 66% случаев);
неумением строить взаимоотношения со сверстниками, недостаточной развитостью коммуникативных навыков (в 83 % случаев);
отсутствием умения управлять своим поведением (импульсивные дети в большинстве случаев оказываются вне игры из-за того, что невольно дезорганизуют ее, а медлительные дети, не «устраивают» сверстников, так как не могут обеспечить необходимый в игре динамизм действий);
несформированностью потребности в общении со сверстниками (ребенок предпочитает совместным играм игру в одиночестве).
2 этап. Систематизируя и проводя анализ имеющихся программ, способствующих развитию эмоционального мира и навыков общения, способности к эмпатии и использованию конструктивных способов решения конфликтных ситуаций, исходя из опыта практического применения этих программ, а также выявленных трудностей в общении у старших дошкольников была составлена программа «Тропинка дружбы».
Составленная программа позволяет решать следующие задачи:
- Формировать чувство принадлежности к группе, позитивное отношение к своему «Я» и к сверстникам.
- Прививать дошкольникам социальные навыки и навыки сотрудничества: умение выслушивать другого, согласовывать свои действия, оказывать взаимопомощь, делиться со сверстником и т.д.
- Развивать способность к эмпатии и сопереживанию, учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от гнева, разрешать конфликтные ситуации и др.).
Программа рассчитана на детей 5-6 лет, включает в себя 17 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю в форме мини-тренингов.
Первый этап программы направлен на сплочение группы, формирование уверенности в себе и позитивного отношения к сверстникам.
Второй этап позволяет отработать с детьми тему «Дружба». Большую роль в развитии эмпатии, сопереживания, формировании дружеских взаимоотношений играют сказки. Поэтому в программе особое место отведено работе со сказкой.
Третий этап включает игры и упражнения на снятие конфликтности и оказание помощи в совместной деятельности. Отрабатываются навыки реагирования в конфликтных ситуациях («Ссора», «Примирение»), дети учатся решать небольшие проблемы путем переговоров, принимать совместные решения («Сладкая проблема», «Коврик мира»). Совместные работы: « Рисуем всей группой», «Буря», «Мастер и подмастерья» способствовали развитию навыков совместной деятельности, учили детей договариваться, развивали творческое воображение, формировали навыки групповой работы, развивали умение слушать и понимать других.
Важную роль на занятиях отводится наглядности. Для этого используются сюжетные картинки, схематические изображения, маски, карта тренинга «Тропинка дружбы». Для занятий изготовлен ряд дидактических игр. Среди них: «Азбука настроения», «Пиктограммы», «Ситуации», «Ролевая гимнастика», а также авторские разработки «Лото настроения», «Путешествие в мир эмоций».
Помимо групповой работы, с детьми, имеющими трудности в общении, проводилась индивидуальная работа. Она строилась, исходя из причин и природы трудностей, вызывающих неблагополучие взаимоотношений. Так, помощь детям с недостаточной развитостью игровых умений и навыков осуществлялась путем систематически проводимых совместных игр-занятий.
Эта работа проводилась в тесном взаимодействии с воспитателями группы. Ведь обучение игровым навыкам еще не гарантирует, что ребенок будет принят в игру. Необходимым условием являлась также переориентация негативного отношения к нему сверстников, «активное устроение» ребенка в жизни коллектива, которое представляло, как правило, длительный процесс и требовало систематической поддержки со стороны педагога. Для достижения большей эффективности в установлении отношений таких детей со сверстниками мы объединяли их сначала с наиболее доброжелательными детьми в группе, с ярко выраженными положительными качествами.
С детьми, трудности в общении у которых вызваны отсутствием умения управлять своим поведением, импульсивностью, двигательным беспокойством индивидуальная работа должна стать предварительной к групповой.
Посредством индивидуальной работы можно обучить ребенка не только слушать, но и слышать — понимать инструкции взрослого: проговаривать их вслух, формулировать самому правила поведения во время занятий и правила выполнения конкретного задания, преодолевать двигательное беспокойство. С этой целью можно использовать игры, предложенные Г.Д. Черепановой «Клубочек», «Послушай тишину», «Маленькая птичка», И.В.Щевцовой «Разговор с руками», «Разговор с телом», Н.Л.Кряжевой, Г.Мониной, Е.Лютовой, психогимнастику Чистяковой М.И.
3 этап. Огромное значение для установления положительных взаимоотношений имеет организация благоприятного климата в группе, атмосферы непосредственного свободного общения и эмоциональной близости, а также построение педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей детей. Одной из наиболее значимых задач в профессиональной деятельности старшего воспитателя является повышение компетентности воспитателей в развивающем общении с детьми. Обучение воспитателей партнерскому общению в тренинговых группах с использованием активных социально-психологических методов таких как: анализ педагогических ситуаций, работа со сказкой, мозговой штурм, блиц-опрос, проективные тесты, тренинговые упражнения – наиболее целесообразно. Разработанный цикл занятий для воспитателей «Учимся общаться с ребенком» проводится с целью – помочь педагогам преодолеть привычный для нашей системы образования учебно-дисциплинарный подход к ребенку, вооружить их навыками партнерского, личностно-ориентированного общения с детьми, а также новыми педагогическими технологиями. Среди подобранных тем, особую значимость мы придаём рассмотрению специфики работы с детьми, имеющими эмоционально – волевые отклонения, ведь именно категория этих детей зачастую попадает в разряд «отвергнутых» и «непринятых».
Продолжая данную тему, необходимо сказать о важности проведения психологической работы с семьей. Предложенный родителям материал содержал различные игры, упражнения и советы для тех родителей, рядом с которыми растут дети с определенными трудностями в общении: застенчивость, агрессивность, замкнутость и конфликтность.
При встречах с родителями, мы старались в непринужденной форме помочь им увидеть себя со стороны, глазами ребенка, используя при этом результаты проективных тестов «Рисунок семьи», социометрической пробы «День рождения». Были предложены циклы печатных консультаций для родителей, а также отдельные консультации с использованием материалов Н.Л. Кряжевой об особенностях эмоционального мира дошкольников, влиянии родительских установок на развитие детей.
Эффективной формой работы с родителями являются – фотоотчеты с тренинга. При помощи воспитателей эти фотовыставки сопровождаются стихами и приобретают замечательное оформление. При этом и воспитатели, и дети получают огромное удовлетворение, а родители проникаются доброжелательностью и отзывчивостью.
Разработанная система мероприятий, направленных на улучшение взаимоотношений между сверстниками в группе детского сада, формирование навыков сотрудничества показала положительный результат.
Анализируя полученные данные диагностики, можно констатировать:
- рост уровня благополучия взаимоотношений;
- увеличение коэффициента взаимности;
- снижение индекса изолированности.
Изменился характер взаимоотношений ранее неавторитетных детей со сверстниками. Наблюдается повышение активности в установлении контактов со сверстниками, дети стали более доброжелательными, приветливыми, почувствовали себя более уверенными. В конце года большинство неавторитетных детей получили выборы, некоторые из них по несколько выборов, в том числе и взаимных. Среди «изолированных» остается категория детей, редко посещающих детский сад. В большинстве случаев – это дети, часто болеющие и гиперопекаемые, дети с кратковременным пребыванием.
Несмотря на это, проведенная работа способствовала уменьшению количества отверженных детей. В целом, воспитатели отмечают, что отношения между детьми стали более дружными, прочными, стабильными и взаимными.
В играх, вне занятий дети чаще стали оказывать помощь друг другу, проявлять умение сотрудничать, находить общие решения в конфликтных ситуациях.
Литература:
- Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М., 1997.
- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых. СПб.: Речь. 1999.
- Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт социально-психологического исследования/ Под ред.Т.А. Репиной.М, 1978.
- Смирнова Е.О. Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников. Владос., 2005
- Учимся общаться с ребенком. / Под ред. В.А. Петровский, А.М, Виноградова, Л.М. Кларина. М., 1993.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать (1—4 части). М., 1998.