Формирование дружеских отношений среди младших школьников средствами изотерапии в условиях инклюзивного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (208) июнь 2018 г.

Дата публикации: 01.06.2018

Статья просмотрена: 798 раз

Библиографическое описание:

Дуда, И. В. Формирование дружеских отношений среди младших школьников средствами изотерапии в условиях инклюзивного образования / И. В. Дуда, Н. А. Петрик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 312-315. — URL: https://moluch.ru/archive/208/50850/ (дата обращения: 19.10.2024).



Проблеме формирования детского коллектива посвящено множество трудов педагогов и психологов. Например, Т. С. Шацкий основываясь на личном опыте, полученном во время работы с детьми, заметил, что на инстинктивном уровне дети всегда стремятся к объединению со сверстниками, оказывая при этом эффективное воспитательное воздействие друг на друга. В. А. Сухомлинский рассматривал коллектив как средство нравственного и духовного развития ребенка [5]. Безусловно, неоценимый вклад в разработку теории и практики коллектива внес А. С., Макаренко он создал цельный опыт воспитания «в коллективе», и «через коллектив».

Находясь в коллективе, среди сверстников, младший школьник учится взаимодействовать. Опыт межличностного взаимодействия, полученный в детском возрасте, ляжет в основу дальнейшего развития личности ребёнка и сыграет существенную роль в отношении ребёнка к себе, к окружающим, к миру в целом, поэтому для благоприятного всестороннего развития становящейся личности необходимо, чтобы между членами ученического коллектива складывались максимально здоровые отношения.

В 2016 году произошли изменения в системе начального образования, а именно с 1 сентября 2016 года вступают в силу действие приказов № 1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (ФГОС НОО ОВЗ) и № 1599 от 19.12.2014 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС О УО). Это означает, что дети с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) и дети с умственной отсталостью (далее дети с УО) имеют право на получение образования в общеобразовательных учреждениях. Напомним, раннее дети с ОВЗ и дети с УО могли получать образование лишь в коррекционных учебных заведениях, где оставались изолированными от реального мира [4].

Зарубежная практика свидетельствует об эффективности совместного обучения детей с ОВЗ и детей с нормативным развитием. Однако, как показывает российская практика на сегодняшний день можно выделить ряд проблем инклюзивного образования. На наш взгляд одной из самых основных проблем является — неготовность общества к принятию детей с ОВЗ, это проявляется в наличии отрицательных социальных установок по отношению к детям с особенностями в развитии [3].Считаем, что обозначенная проблема является одной основных, поскольку последствия этой проблемы непременно скажутся на формировании межличностных отношений в классном коллективе. Чтобы подтвердить или опровергнуть наше предположение, нами было проведено исследование, с целью изучения актуальных межличностных отношений в инклюзивном классе начальной школы. С результатами полученных данных можно ознакомиться в предыдущей статье [1].

На основании полученных результатов, считаем, что классному руководителю необходимо систематически организовывать мероприятия, способствующие формированию дружеского отношения между обучающимися начальной школы в классах с инклюзией. Очевидно, что обучающиеся с ОВЗ испытывают трудности в социальной адаптации, в установлении дружеских отношений с нормативно развивающимися сверстниками.

В поисках средства формирования дружеских отношений среди младших школьников в классе с инклюзией, мы остановили свой выбор на приемах изотерапии, которая является разновидность арт-терапии.

Исследования, проведенные под руководством Л. Д. Лебедевой, показали, что арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие важные педагогические задачи:

Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.

Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигнуты в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности.

Психотерапевтические. «Лечебный» эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.

Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Арт-терапия выявляет и внутренние, глубинные проблемы личности. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.

Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения [2].

Основываясь на исследованиях Лебедевой Л.Д, на специфику младшего школьного возраста, на особенности социального взаимодействия и изобразительных особенностей каждой нозологической группы обучающихся с ОВЗ, мы разработали программу, цель которой — формирование дружеских отношений среди младших школьников в классах с инклюзией. Мы предполагаем, что наша программа поможет обучающимся с ОВЗ занять иные позиции в коллективе, улучшит их отношение к коллективу и отношение коллектива к ним, а также будет способствовать формированию представления о дружеских отношениях у всех обучающихся.

Программа включает в себя 10 занятий. Каждое занятие длится в течение сорока пяти минут и имеет обязательную структуру. Структура каждого занятия предполагает четыре этапа: 1. установка на работу; 2. психолого-педагогическая разминка; 3. основная часть; 4. заключительная часть.

Первый этап — установка на работу, можно назвать этот этап целеполаганием. На него рекомендуется отводить не больше пяти минут. Так как вся программа прописана в виде путешествия по сказочной планете, то каждое занятие начинается со знакомства с одни из королевств этой планеты. Король или местные жители королевства, на котором сделана остановка, в большинстве случаев, обращаются к обучающимся за помощью. Оказать помощь — это и есть цель на занятии для ученика. Но есть случаи, где помощь не требуется, нужно просто перенять то или иное качество от жителей сказочного государства.

Второй этап — психолого-педагогическая разминка. На этот этап рекомендуется отводить 3– 5 минут. Разминка нужна для того, чтобы настроить учащихся на позитивный лад, т. к. большинство занятий носят творческий характер, но есть и занятия, которые предполагают применение знаний по предмету из школьной программы, например, по окружающему миру. В этом случае, разминку рекомендуется посвятить коллективному обсуждению вопроса, который требует применение знаний по предмету, чтобы в случае индивидуальной работы, учащийся не попал в ситуацию неуспеха.

Третий этап — основная часть работы, которому отводиться большая часть времени, 20 минут. Это этап творчества, это этап, где дети могут в полной мере проявить свою фантазию. Особенность этого этапа заключается в том, что дети рисуют нетрадиционными способами рисования. Это рисование отпечатками пальцев, пальцами, ладошками, штампами и пр.

Четвёртый этап — заключительный. На этот этап отводится 10–15 минут. Здесь идёт представление работ учащихся, именно представление, а не оценивание. Особенность этого этапа заключается в том, что индивидуальная работа ученика становится частью чего-то общего. Ведь, ничто так не сближает, как совместное дело.

Изначально дети работают исключительно индивидуально, постепенно вводится работа в статичных парах, в парах сменного состава, работа в тройках, работа в малых группах по 4 человека. Состав групп рекомендуется организовывать случайным образом, чтобы все члены коллектива смогли найти общий язык. На заключительное 10-е занятие каждый обучающийся должен пригласить одного члена своей семьи. Это не случайно, ведь семья — это та среда, где обучающийся проводит большую часть времени, это люди, которые являются для ребёнка авторитетом, чьё поведение он транслирует, попав в иную среду. Поэтому, необходимо приобщать семью к тем нормам и ценностям, которые мы стараемся донести до ребёнка в школе. Так же на занятии, где будут присутствовать члены семьи, рекомендуется организовать демонстрацию работ обучающихся, изготовленных на протяжении всех занятий. Предлагаем вашему вниманию одно из занятий программы.

Занятие № 5.

Цель: формирование дружелюбного отношения к окружающим.

Оборудование: иллюстрации к сказке Г. Х. Андерсена «Гадкий утёнок», альбомный лист, поролон, гуашь, баночка для воды.

Установка на работу. Педагог:

Сегодня нам предстоит познакомиться с жителями королевства «Зачарованная Лира». Это королевство славится чудесной музыкой и не менее чудесным правителем, которого зовут Санчо Музыканчо. Безусловно, у короля отменный музыкальный слух, он чудесно поёт, но ещё одна его особенность заключается в том, что он, как правитель, с особой чуткостью относится к жителям своего государства, он умеет учитывать настроения окружающих, с уважением относится к ним, решает проблемы, ища различные оптимальные (т. е. удобные для всех) выходы из сложившейся ситуации. Согласитесь, это очень ценное качество. Поэтому, я хочу, чтобы каждый из вас подружился с этим качеством.

Психолого-педагогическая разминка: На экране появляются иллюстрации к сказке Г. Х. Андерсена «Гадкий утёнок».Примерные вопросы к обсуждению:

Почему не хотели дружить с гадким утёнком? Чем он не похож на всех?

— Правильно ли поступали птицы по отношению к утёнку?

— Почему они дружат? Похожи ли они?

— Что значит быть гадким утёнком? Что испытывает утёнок? Чем заканчивается эта сказка?

— Почему они восхищаются утёнком в конце сказки?

—Вывод?

Основная часть. Педагог:

Давайте представим, что каждый из вас решил написать свою историю о гадком утёнке. Какими бы качествами вы наделили жителей птичьего двора (доброта, отзывчивость, милосердие и пр.). Теперь для качества, которое вам больше всего по душе, придумайте образ. Сначала нарисуйте его в своей голове, затем, используя поролон и гуашь, перенесите задуманный образ бумагу.

Заключительная часть. Педагог:

Теперь образ каждого качества нужно поселить в свой домик (педагог рисует на доске дома, которые называет согласно качеству, например, дом «Доброты», туда дети селят образ качества «доброта»). Затем дети презентуют свои работы.

—Как вы думаете, если бы жители птичьего двора обладали этими качествами, то какой бы сюжет был у сказки?

Педагог заслушивает несколько вариантов иных сюжетов развития событий в сказке, делает с детьми вывод, на этом занятие заканчивается.

Литература:

  1. Дуда И. В., Петрик Н. А. Особенности межличностных отношений в инклюзивном классе начальной школы. // Молодой ученый. — 2018. — № 14. — С. 49–52. — URL https://moluch.ru/archive/200/49132/ (дата обращения: 11.05.2018).
  2. Лебедева Л. Д. Педагогические аспекты арт-терапии. — М.: Дидактика 2000, 2016. — 133 с.
  3. Никитина Е. Л. Проблемы развития инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2014.— № 29. — С. 31–35. Режим доступа: URL: https://e-koncept.ru/2014/65278.htm (дата обращения: 13.05.2018).
  4. Письмо Минобрнауки России ОТ 20.02.2017 N 07–818 «О направлении методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ» // КОДИФИКАЦИЯ РФ. URL: http://rulaws.ru/acts/Pismo-Minobrnauki-Rossii-ot-20.02.2017-N-07–818/ (дата обращения: 16.05.2018).
  5. Становление теории коллектива // Наука. URL: https://murzim.ru/nauka/pedagogika/26509-stanovlenie-teorii-kollektiva.html (дата обращения: 16.05.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, занятие, отношение, этап, гадкий утенок, обучающийся, психолого-педагогическая разминка, работа, внутренний мир, заключительная часть.


Похожие статьи

Реализация принципа творчества на уроках русского языка в условиях дистанционного обучения детей-инвалидов

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Формирование познавательных компетентностей у младших школьников через различные виды упражнений на уроках литературного чтения

Стимулирование организационно-управленческих умений студентов педагогических колледжей в условиях студенческого самоуправления

Возможности оптимизации межличностного общения подростков в условиях общеобразовательной школы

Формирование познавательных УУД младших школьников на уроках русского языка посредством этимологического анализа слова

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Формирование личностных результатов школьников в процессе преподавания русского языка по программе «Гармония»

Развитие навыков эффективного общения у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии

Значение тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной образовательной практики

Похожие статьи

Реализация принципа творчества на уроках русского языка в условиях дистанционного обучения детей-инвалидов

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Формирование познавательных компетентностей у младших школьников через различные виды упражнений на уроках литературного чтения

Стимулирование организационно-управленческих умений студентов педагогических колледжей в условиях студенческого самоуправления

Возможности оптимизации межличностного общения подростков в условиях общеобразовательной школы

Формирование познавательных УУД младших школьников на уроках русского языка посредством этимологического анализа слова

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Формирование личностных результатов школьников в процессе преподавания русского языка по программе «Гармония»

Развитие навыков эффективного общения у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии

Значение тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной образовательной практики

Задать вопрос