Возможности оптимизации межличностного общения подростков в условиях общеобразовательной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (153) май 2017 г.

Дата публикации: 12.05.2017

Статья просмотрена: 1033 раза

Библиографическое описание:

Завражнов, В. В. Возможности оптимизации межличностного общения подростков в условиях общеобразовательной школы / В. В. Завражнов, Е. Д. Железнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 271-274. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43343/ (дата обращения: 16.11.2024).



В настоящее время межличностное общение — совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом. В подростковом возрасте наблюдается высокая потребность в общении среди подростков, наряду с низкими коммуникативными и организаторскими навыками. Поэтому, для того чтобы в будущем личность была всесторонне развита, необходимо развивать навыки общения.

Большинство существующих исследований, посвященных данной проблеме, сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками, т. к. оно находится в центре жизни подростка, и во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками. Соответственно, в процессе общения у подростков возникают различные межличностные проблемы, которые являются одной из сложных проблем в психологии и социальной педагогики.

Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности. В то же время актуальным является другая сторона рассмотрения проблемы общения — формирования личности в нем. Как показывают результаты социально-педагогических исследований, именно в общении, и прежде всего, в непосредственном общении со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками и т. д.) происходит становление человеческой личности, формирование важнейших ее свойств, нравственной сферы, мировоззрения.

Человек — существо социальное. Включенность личности в общественные отношения обуславливает тезис о первостепенной роли социального отношения в этом процессе: Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении.

Исследованием проблем межличностного общения подростков со сверстниками занимались такие известные ученые как Б. Г. Ананьев, И. В. Дубровина, Я. Л. Коломинский, В. Н. Мясищев, Р. В. Овчарова, А. В. Петровский и мн. другие. Их исследования позволяют утверждать, что в подростковом возрасте наблюдается высокая потребность в общении среди подростков, наряду с низкими коммуникативными и организаторскими навыками.

Общение понимается в социально-педагогической литературе как процесс обмена информацией между двумя и более людьми. Общение необходимо в процессе совместной деятельности, для координации действий, но при этом само общение может также представлять отдельный вид деятельности, направленный на обмен мнениями, оценками и чувствами. Различные виды общения выделяются, главным образом, на основании характера информации, которой обмениваются партнеры. Однако общение редко связано с каким-либо одним видом информации. Даже при передаче деловой информации общение редко бывает свободно от оценочных суждений. Благодаря этой особенности общения обеспечивается восприятие людьми друг друга, появляется возможность строить межличностное общение. Такое общение имеет три стороны: коммуникативную, необходимую для передачи информации; интерактивную, необходимую для обеспечения взаимодействия участников и перцептивную, отвечающую за восприятие партнерами друг друга. Особенно интенсивно межличностное общение развивается в подростковом возрасте, при этом ему присущи некоторые особенности [1].

В подростковом возрасте существенно изменяется деятельность и условия жизни ребенка, что, в свою очередь, способствует появлению новых форм взаимоотношений между сверстниками. Подростки стремятся осмыслить свои притязания на признание, оценить себя как будущего юношу или девушку, определить для себя свое прошлое и значение личного настоящего, заглянуть в будущее, определиться в социальном пространстве, осмыслить свои права и обязанности [6].

Главным изменением в социальной ситуации в подростковом возрасте по сравнению с младшим школьным возрастом является то, что подростки включаются в разнообразные виды деятельности, что расширяет сферу социального общения подростка, возможности усвоения социальных ценностей, формирование нравственных качеств личности. В коллективе формируются важнейшие мотивы поведения и деятельности подростков: чувство долга, коллективизма, товарищества [3].

Таким образом, в подростковом возрасте общение со сверстниками становится ведущим видом деятельности. Благодаря межличностному общению подростки усваивают необходимые социальные навыки и нормы и учатся вести себя в сложных жизненных ситуациях. Учитывая специфику возраста, личностные особенности подростков, их ближайшее окружение часто возникает необходимость оптимизации межличностного общения подростков со сверстниками.

Деятельность по оптимизации межличностного общения подростков в условиях общеобразовательной школы предполагает работу по следующим направлениям: диагностика, консультативно-просветительская деятельность, профилактика и коррекционно-развивающая работа [2]. Цель диагностики состоит в определении специфики развития подростка и формулировании выводов о проблемах, которые могут создаваться индивидуальными особенностями личности. Консультативно-просветительская деятельность необходима для ознакомления подростков, их родителей и учителей с конструктивными способами решения проблем, возникающих в межличностном общении. Целью профилактической деятельности является — предупреждение возможных проблем в отношениях подростков. При коррекционно-развивающей работе специалист применяет широкий круг методов. К ним относятся лекции, беседы, диспуты. Цель этих методов — помощь подросткам на конкретных примерах оценить сложность ситуаций общения и поиск приемлемых форм действия в них. В работе с подростками может использоваться тренинг, так как этот метод позволяет проиграть важные ситуации в кругу подростков и при этом способен вызвать у них чувство защищенности и комфорта.

На основе выявленных в психолого-педагогической литературе особенностей межличностного общения подростков, было проведено экспериментальное исследование изучаемого феномена. Исследование проводилось в условиях общеобразовательной школы. В состав испытуемых вошли дети подросткового возраста, в количестве 20 человек, учащиеся 7 «А» класса и 7 «Б» класса в возрасте от 13 до 15 лет. Для диагностики использовались методики: тест оценки самоконтроля в общении М. Снайдер, методика «Оценка отношений подростков с классом» Н. В. Бордовской, А. А. Реан и методика «Оценка уровня общительности» (В. Ф. Ряховского). Анализ данных исследования показал, что в 7 «А» классе только 20 % подростков отличаются высоким уровнем самоконтроля в общении. В 7 «Б» классе этот показатель составил 30 %. Эта часть подростков без затруднений способна поддерживать контакт со сверстниками. Особые затруднения в этом возникают у 50 % подростков 7 «А» класса и 30 % детей 7 «Б» класса. В соответствии с этим только 20 % подростков 7 «А» класса воспринимают класс как значимую для себя группу. Остальные 80 % рассматривают класс либо как препятствие в своей деятельности, либо как средство достижения своих целей. Такие же результаты получены и в 7 «Б» классе. Также исследование показало, что 40 % подростков 7 «А» класса отличаются низким уровнем общительности, что не позволяет им успешно контактировать с окружающими. В 7 «Б» классе выявлено 20 % таких подростков. Только у 20 % подростков 7 «А» класса и у 30 % подростков 7 «Б» класса выявлен нормальный уровень общительности. По итогам исследования можно сделать вывод, что оба подростковых коллектива нуждаются в социально-педагогической помощи по оптимизации межличностного общения.

На основании данных диагностики особенностей межличностного общения подростков нами была разработана программа по оптимизации межличностного общения подростков со сверстниками. Теоретической основой для программы послужили методические рекомендации А. А. Осиповой [4], Н. В. Самоукиной [5].

Цель программы: помощь подросткам в оптимизации межличностного общения со сверстниками. Система коррекционно-развивающих занятий для подростков основана на специально смоделированных коллективных упражнениях и включает несколько этапов: ориентировочный, реконструктивный, закрепляющий. Данная программа состоит из 10 занятий и рассчитывается на срок 5 недель. Занятия проводятся в виде социaльно-психологического тренинга в классном кабинете, где можно свободно располагаться и передвигаться. Продолжительность занятий не превышает одного школьного урока. Занятия проводятся два раза в неделю. Каждый участник на занятии имеет возможность быть открытым, проявить себя, и не бояться ошибок.

Таким образом, общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности. В подростковом возрасте общение со сверстниками становится ведущим видом деятельности. Благодаря межличностному общению подростки усваивают необходимые социальные навыки и нормы и учатся вести себя в сложных жизненных ситуациях. Учитывая специфику возраста, личностные особенности подростков, их ближайшее окружение часто возникает необходимость оптимизации межличностного общения подростков со сверстниками. Деятельность по оптимизации межличностного общения подростков в условиях общеобразовательной школы предполагает работу по следующим направлениям: диагностика, консультативно-просветительская деятельность, профилактика и коррекционно-развивающая работа. Экспериментальное исследование позволило выявить низкий уровень самоконтроля в общении, низкий уровень общительности. На основании данных диагностики разработана программа по оптимизации межличностного общения подростков со сверстниками. Программа нацелена на помощь подросткам в оптимизации межличностного общения со сверстниками.

Литература:

  1. Андреева, Г. М. Социальная психология. / Г. М. Андреева -М.: Аспект Пресс, 2012.-365с.
  2. Дубровина, И. В. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. / И. В. Дубровина — М., 1995. — 188 с.
  3. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебное пособие. / Л. Ф. Обухова — М.: Педагогическое общество России, 2013. — 442 с.
  4. Осипова, А. А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. / А. А. Осипова — М.: СФЕРА, 2004–508с.
  5. Самоукина, Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и корреционные программы. / Н. В. Самоукина — М.: Новая школа, 1993. — 159с.
  6. Фельдштейн, Д. И. Психология развивающейся личности. / Д. И. Фельдштейн. — М.: Просвещение, 2004. — 359с.
Основные термины (генерируются автоматически): межличностное общение, межличностное общение подростков, подростковый возраст, подросток, класс, общение, сверстник, консультативно-просветительская деятельность, коррекционно-развивающая работа, общеобразовательная школа.


Похожие статьи

Возможности психолого-педагогической помощи в развитии межличностных отношений младших школьников со сверстниками

Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания

Психологические особенности интеграции старшеклассников-мигрантов в условиях образовательной среды

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Возможности развития пространственного мышления школьников во внеурочное время

Роль социального педагога в организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде

О роли интерактивного обучения в процессе формирования исследовательской компетентности школьников

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных компетенций младших школьников

Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников

Формирование дизайнерского мышления у обучающихся в условиях дополнительного образования

Похожие статьи

Возможности психолого-педагогической помощи в развитии межличностных отношений младших школьников со сверстниками

Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания

Психологические особенности интеграции старшеклассников-мигрантов в условиях образовательной среды

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Возможности развития пространственного мышления школьников во внеурочное время

Роль социального педагога в организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде

О роли интерактивного обучения в процессе формирования исследовательской компетентности школьников

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных компетенций младших школьников

Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников

Формирование дизайнерского мышления у обучающихся в условиях дополнительного образования

Задать вопрос