На современном этапе школьного обучения начальная ступень становится основой для дальнейшего успешного освоения учебного материала. Особенностью содержания начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Проблема формирования познавательных учебных действий, в том числе логических умений младших школьников, на уроках русского языка при изучении различных лингвистических тем анализировалась достаточно подробно в работах современных исследователей [1; 2; 5]. Следует отметить, что последовательное формирование познавательных УУД становится возможным и в рамках этимологического анализа слов. Знания, умения и навыки при этом рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учеников.
С целью анализа возможности использования заданий, ориентированных на этимологической анализ слов, для формирования познавательных универсальных учебных действий были проанализированы учебники по русскому языку 3 класса (часть 1, часть 2) по программе «Школа 2100» (авторы учебников: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина).
Задания к упражнениям, способствующим формированию познавательных УУД, могут трактоваться следующим образом: умение работать с информацией, т.е. самостоятельно находить, осмысливать и использовать ее. Проанализируем подобные задания.
Упражнение № 83.
Прочитай текст. Что нового для себя ты узнал?
Ты, наверное, удивишься тому, что слова крест (и окрестность) раньше были однокоренными. В древности в русском языке было слово окрест, что означало «вокруг, около, на все четыре стороны». А окрестность – это место вокруг чего-то или по соседству с чем-то, например: город и его окрестности. Догадайся, кто такие окрестные жители?
Выпиши однокоренные слова. Сначала выпиши проверочные, а затем слова с орфограммой – непроизносимой согласной в корне слова [3, с. 63].
При выполнении данного упражнения у младших школьников формируются следующие познавательные УУД: умение выделять необходимую информацию из текста; умение строить логическую цепь рассуждений; умение построение строить речевое высказывание в устной форме; умение анализа объекта с целью выделения существенных признаков.
Упражнение № 111.
Диктант с подготовкой.
Прочитай. Какие буквы ты напишешь на месте пропусков? Почему? Объясни. Напиши эти буквы простым карандашом.
Какие ещё орфограммы есть в словах и между словами? Подчеркни их. Объясни написание.
Было раньше в ру__ком _зыке слово коло. Оно означало круг. От него образовалис_ многие сл_ва с буквой о в корне: к_льцо, к_лесо, к_л_бок, к_лея (след от колеса), к_лб_са и даже около, околица, околесица.
Проверь написанное по учебнику.
Как связаны по смыслу слова круг и около, околица, околесица? [3, с. 80].
При выполнении данных заданий формируются следующие познавательные УУД: умение извлекать информацию из текста; умение на основе анализа выявлять особенности объектов; умение строить логическую цепь рассуждений; умение делать выводы; умение строить речевое высказывание в устной форме.
Упражнение № 327.
Прочитай. Найди имена прилагательные.
Выпиши пары слов прил. + сущ.
Обозначь орфограмму в окончаниях имён прилагательных.
Когда-то в древнерусском языке слово стол означало «место, застланное ковром или тканью». Это существительное было образовано от глагола стлать (постелить).
Потом словом стол стали называть трон князя. От него образовалось слово престол (место, где на троне сидит князь). А город, где находился стол князя, стал называться «стольный град». В русских былинах часто упоминается «стольный Киев град» (то есть город).
От слова стол образовалось и существительное столица.
Теперь ты можешь объяснить происхождение слова столица? [3, с. 78].
При выполнении данного упражнения дополнительным становится формирование у младших школьников умения подбирать основание для сравнения и на этой основе делать выводы и следствия.
Упражнение № 5.
Прочитай текст.
Какие ещё слова греческого происхождения от слова grapho (пишу) есть в русском языке?
Запиши несколько таких слов, начни со слова палеография.
Палеография – специальная наука, которая исследует памятники древней письменности. Термин «палеография» появился в XVII веке. Он греческого происхождения.
Первоначально в палеографии изучались те памятники письменности, текст которых был написан от руки красящим веществом (чернилами, красками), особыми орудиями письма (пером, заострённой палочкой) на специально подготовленной мягкой поверхности.
(По «Энциклопедическому словарю юного филолога»)
Выпиши из текста группами слова разных частей речи (по сколько слов ты запишешь в каждой группе, реши сам). Запиши названия частей речи.
В словах, которые ты записал, подчеркни орфограммы [4, с. 45-46].
При выполнении данного упражнения формируются следующие познавательные УУД: умение ориентироваться в тексте, умение извлекать информацию из текста, умение на основе анализа выявлять особенности объектов.
Упражнение № 230.
Прочитай текст.
Почему именно эта часть речи получила такое название − «глагол»?
В старославянском языке слово ГЛАГОЛЪ означало «слово», «речь»; «глаголить» значило «говорить». Одна из двух славянских азбук называлась глаголицей, это название образовалось от слова ГЛАГОЛЪ.
Употребление слова глагол в старом значении можно встретить в стихах поэтов XVIII−XIX веков: «Глагол времён − металла звон!» (Г. Державин). «Глаголом жги сердца людей!», «Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснётся, душа поэта встрепенётся, как пробудившийся орёл...» (А. С. Пушкин).
Слово глагол постепенно утратило старое значение. Теперь это название одной из частей речи.
В современном русском языке есть такое слово разглагольствовать.
Попробуй догадаться, что оно означает. Проверь по толковому словарю [4, с. 61].
К формируемым познавательным универсальным учебным действиям можно отнести умение на основе анализ объекта делать выводы, умение извлекать информацию из текста, умение на основе анализа выявлять особенности объектов, умение подвести под понятие и вывести следствие; умение применять методы информационного поиска, умение строить осознанное речевое высказывание в устной форме.
Таким образом, включение в урок русского языка ситуаций поискового, познавательного характера способствует формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся, позволяет младшим школьникам понимать и оценивать поступающую информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями.
Литература:
- Бабина, С.А. К вопросу о формировании познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе / С. А. Бабина // «Модернизация образования: проблемы и перспективы» Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию со дня рождения доктора педагогических наук, профессора С.Ф. Петрушкина (15-16 ноября 2012 г.). – Брянск: Изд-во ГК «Десяточка», 2012. – С.90-94.
- Белоглазова, Е.В. О формировании логических УУД младших школьников при изучении словообразования имен существительных (на примере программы Р.Н. Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной) / Е. В. Белоглазова // Проблемы образования в условиях инновационного развития. – 2014. – № 1. – С.98-103.
- Бунеев, Р. Н. Русский язык: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – М.: Баласс, 2012. – 144 с.
- Бунеев, Р. Н. Русский язык: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – М.: Баласс, 2012. – 175 с.
- Васенкова, М. В. Универсальные учебные действия русскому языку в начальной школе / М. В. Васенкова // Педагогика. – 2012. – № 5. – С. 31–42.