Компетентностные задания на уроках русского языка как средство формирования навыков самоконтроля у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 15.12.2016

Статья просмотрена: 176 раз

Библиографическое описание:

Волкова, Л. Г. Компетентностные задания на уроках русского языка как средство формирования навыков самоконтроля у младших школьников / Л. Г. Волкова, Н. Г. Соколова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 849-850. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36887/ (дата обращения: 16.12.2024).



Проблема самоконтроля учащихся в условиях развития современной школы приобретает доминирующее значение. Действие самоконтроля рассматривается в качестве необходимого условия успешности обучения, отмечается его роль для предупреждения психологических перегрузок, повышенной утомляемости.

Формирование навыков, необходимых для непрерывного обучения, особенно важно для достижения успеха в 21 веке. Стратегическое применение самоконтроля позволяет учащимся сформировать навыки самостоятельного обучения.

Термин «самоконтроль» определяется в «Педагогическом энциклопедическом словаре» как оценка самого себя, своих достоинств и недостатков своих поступков». Ю. К. Бабанский [2] определил самоконтроль как умение самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруженных пробелов.

К приемам самоконтроля известный педагог относит:

– уметь проводить приближенную прикидку результата, сверку решения с ответом, проверку одних действий другими (обратными);

– уметь оценивать жизненность полученного результата;

– уметь подходить к решению результата различными способами;

– уметь с помощью алгоритмов производить проверку правильности написания слов, постановку ударения, производить самопроверку и взаимопроверку письменных работ.

Для формирования действия самоконтроля на материале программного содержания начального обучения используются такие задания, которые специально нацеливают на:

– анализ своих действий, обнаружение и исправление различных погрешностей в их выполнении;

– сопоставлении своих действий с образцами, представленными в полном или схематичном, конкретном или обобщенном виде.

Мною систематизированы компетентностные задания по отдельным темам курса русского языка.

Компетентностные задания обеспечивают условия для применения ЗУНов и УУД в новых, незнакомых для учащихся межпредметных ситуациях, направленных на приобретение ими опыта задач жизненного характера. Этот тип заданий позволяет включить школьников в самостоятельную исследовательскую деятельность, связанную с анализом, синтезом, оценкой.

Подберите 3–4 пословицы оязыке, речи, роли слова в жизни человека. Потренируйтесь произносить их беззвучно, но с максимально четкой артикуляцией. Перед классом беззвучно произнесите пословицу, поговорку, а ученики должны по артикуляции понять, что Вы говорите.

Прочитайте маленькие рассказы Дарьи Герасимовой из цикла «Алфавитные истории». Они необыкновенны тем, что каждое слово начинается на определенную букву. А если их произносить быстро-быстро, они звучат, как скороговорки.

Ребенок сам определяет, на каком уровне он способен выполнять работу. Такой самоконтроль является эффективным видом самостоятельной работы над ошибками. Эти методические приёмы заставляют детей думать и находить орфограмму в анализируемом слове, осознавать её как задачу, самому решить и зафиксировать результат, т. е. претворить мысленное действие в практику письма.

Подбирая компетентностные задания для упражнений с учетом вариантов орфограмм по русскому языку (авторы: Иванов С. В. Кузнецова, М. И. Евдокимова, А. О. Петленко Л. В. Издание: Вентана Граф, 2015) педагог определяет: какие слова с интересующей орфограммой нуждаются в работе над произношением, над значением морфем, над значением слов в целом, над морфологической формой слов, над словосочетанием, над предложением, и проводит такую работу в процессе выполнения орфографических упражнений. В таком случае попутно осуществляется работа по развитию речи, которая способствует выработке орфографических навыков.

Следует заметить тот факт, что до недавнего времени мы не сталкивались с характеристикой компетентностных заданий и практикой формирования у младших школьников метапредметных способов действия в действующих учебниках для начальной школы. Умение ребенка самостоятельно сопоставлять результаты выполненных действий с особенностями самих действий свидетельствует о том, что исходные виды самоконтроля в его учебной деятельности уже сформированы.

Литература:

  1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская.- М., 2009.
  2. Бабанский, Ю. К. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека/ Ю. К. Бабанский, А. Н. Леонтьев. — М., 2011.
  3. Пинская М. А., Н. А. Новые формы оценивания. Начальная школа/ М. А. Пинская, И. М. Улановская. — Москва, Просвещение, 2011
  4. Виноградова Н. Ф. начальная школа ХХI века: проблемы и перспективы развития/Н. Ф. Виноградова//Начальное образование.2007.-№ 2-С.17–18
Основные термины (генерируются автоматически): действие, задание, работа, русский язык.


Похожие статьи

Активные методы обучения на уроках иностранного языка как способ формирования метапредметных результатов

Самостоятельная деятельность младших школьников как средство формирования лингвистических компетенций на уроках русского языка

Игровые технологии на уроках английского языка как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Работа с текстами публицистического стиля на уроках русского языка в средних классах как средство формирования коммуникативных умений учащихся

Наглядные пособия на уроках русского языка в младшей школе и их роль в повышении познавательной активности учащихся

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Формы и методы инновационной деятельности на уроках гуманитарного цикла как средство мотивации учащихся

Песенный материал на уроках английского языка в старшей школе как фактор мотивации изучения иностранного языка

Похожие статьи

Активные методы обучения на уроках иностранного языка как способ формирования метапредметных результатов

Самостоятельная деятельность младших школьников как средство формирования лингвистических компетенций на уроках русского языка

Игровые технологии на уроках английского языка как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Работа с текстами публицистического стиля на уроках русского языка в средних классах как средство формирования коммуникативных умений учащихся

Наглядные пособия на уроках русского языка в младшей школе и их роль в повышении познавательной активности учащихся

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Формы и методы инновационной деятельности на уроках гуманитарного цикла как средство мотивации учащихся

Песенный материал на уроках английского языка в старшей школе как фактор мотивации изучения иностранного языка

Задать вопрос