Проблема самоконтроля учащихся в условиях развития современной школы приобретает доминирующее значение. Действие самоконтроля рассматривается в качестве необходимого условия успешности обучения, отмечается его роль для предупреждения психологических перегрузок, повышенной утомляемости.
Формирование навыков, необходимых для непрерывного обучения, особенно важно для достижения успеха в 21 веке. Стратегическое применение самоконтроля позволяет учащимся сформировать навыки самостоятельного обучения.
Термин «самоконтроль» определяется в «Педагогическом энциклопедическом словаре» как оценка самого себя, своих достоинств и недостатков своих поступков». Ю. К. Бабанский [2] определил самоконтроль как умение самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруженных пробелов.
К приемам самоконтроля известный педагог относит:
– уметь проводить приближенную прикидку результата, сверку решения с ответом, проверку одних действий другими (обратными);
– уметь оценивать жизненность полученного результата;
– уметь подходить к решению результата различными способами;
– уметь с помощью алгоритмов производить проверку правильности написания слов, постановку ударения, производить самопроверку и взаимопроверку письменных работ.
Для формирования действия самоконтроля на материале программного содержания начального обучения используются такие задания, которые специально нацеливают на:
– анализ своих действий, обнаружение и исправление различных погрешностей в их выполнении;
– сопоставлении своих действий с образцами, представленными в полном или схематичном, конкретном или обобщенном виде.
Мною систематизированы компетентностные задания по отдельным темам курса русского языка.
Компетентностные задания обеспечивают условия для применения ЗУНов и УУД в новых, незнакомых для учащихся межпредметных ситуациях, направленных на приобретение ими опыта задач жизненного характера. Этот тип заданий позволяет включить школьников в самостоятельную исследовательскую деятельность, связанную с анализом, синтезом, оценкой.
– Подберите 3–4 пословицы оязыке, речи, роли слова в жизни человека. Потренируйтесь произносить их беззвучно, но с максимально четкой артикуляцией. Перед классом беззвучно произнесите пословицу, поговорку, а ученики должны по артикуляции понять, что Вы говорите.
– Прочитайте маленькие рассказы Дарьи Герасимовой из цикла «Алфавитные истории». Они необыкновенны тем, что каждое слово начинается на определенную букву. А если их произносить быстро-быстро, они звучат, как скороговорки.
Ребенок сам определяет, на каком уровне он способен выполнять работу. Такой самоконтроль является эффективным видом самостоятельной работы над ошибками. Эти методические приёмы заставляют детей думать и находить орфограмму в анализируемом слове, осознавать её как задачу, самому решить и зафиксировать результат, т. е. претворить мысленное действие в практику письма.
Подбирая компетентностные задания для упражнений с учетом вариантов орфограмм по русскому языку (авторы: Иванов С. В. Кузнецова, М. И. Евдокимова, А. О. Петленко Л. В. Издание: Вентана Граф, 2015) педагог определяет: какие слова с интересующей орфограммой нуждаются в работе над произношением, над значением морфем, над значением слов в целом, над морфологической формой слов, над словосочетанием, над предложением, и проводит такую работу в процессе выполнения орфографических упражнений. В таком случае попутно осуществляется работа по развитию речи, которая способствует выработке орфографических навыков.
Следует заметить тот факт, что до недавнего времени мы не сталкивались с характеристикой компетентностных заданий и практикой формирования у младших школьников метапредметных способов действия в действующих учебниках для начальной школы. Умение ребенка самостоятельно сопоставлять результаты выполненных действий с особенностями самих действий свидетельствует о том, что исходные виды самоконтроля в его учебной деятельности уже сформированы.
Литература:
- Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская.- М., 2009.
- Бабанский, Ю. К. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека/ Ю. К. Бабанский, А. Н. Леонтьев. — М., 2011.
- Пинская М. А., Н. А. Новые формы оценивания. Начальная школа/ М. А. Пинская, И. М. Улановская. — Москва, Просвещение, 2011
- Виноградова Н. Ф. начальная школа ХХI века: проблемы и перспективы развития/Н. Ф. Виноградова//Начальное образование.2007.-№ 2-С.17–18