Реализация ФГОС на уроках обществоведческих дисциплин возлагает на педагогов ответственность в осуществлении непрерывной и разнообразной деятельности, которая способствует формированию и развитию коммуникативной личности. В связи с этим немаловажной задачей является активное применение инноватики в деятельности педагога при обучении современных школьников. Чтобы иметь четкое представление о данном виде деятельности, немаловажно представлять, что подразумевается под понятием «инновационная деятельность». Согласно словарю социологических терминов, понятие «инновация» означает новшество, нововведение, изменение. Соответственно инновационная деятельность будет предполагать создание условие и осуществление высокопрофессиональной педагогической деятельности с учетом использования новых технологий обучения.
Первым шагом в работе — научиться создавать технологическую карту и опираться на нее в своей деятельности, так как она позволяет не только грамотно структурировать материал, но и получить положительный результат совместного труда (учителя и ученика) на уроке. Стремясь к реализации поставленной цели, педагог не только создает условия ученику в получении знаний, но и учит его учиться, добывать информацию, применять в своей работе, получая результат.
Учебный блок аккумулирует такие формы обучения, которые способствуют высокому уровню активности, увлеченности — это могут быть творческие, исследовательские, проектные работы, уроки на выставках и музейные уроки. Наглядность, особая атмосфера таких уроков повышают мотивацию у учащихся, стимулируют их на включение в инновационную деятельность. Эти виды и формы работы могут плавно трансформироваться во внеурочную деятельность. Вместе с тем, ученик становится живым участником образовательного процесса.
Например, применение метода проблемного изложения дает в процессе работы использовать разнообразные источники и средства. Однако не стоит забывать, что прежде чем излагать материал, педагог ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем раскрывает систему доказательств, сравнивает точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. В этой ситуации учащиеся становятся соучастниками и соработниками на уроке в поиске научности и инноватики изучаемого материала.
Для усвоения знаний, выработки умений и навыков, целесообразен проблемно-поисковый метод обучения, в процессе которого осуществляется частично поисковая или исследовательская деятельность обучаемых. Цель может быть достигнута через использование словесных, наглядных и практических методов обучения.
Для формирования творческих навыков обучения эффективна проектная деятельность, особенность которой заключается в том, что она не имеет заранее определённой и детально проработанной структуры. В проекте преподаватель определяет лишь общие параметры и указывает оптимальные пути решения задач. Основным условием, например, творческих проектов является чёткая постановка планируемого результата, значимого для учащихся. Такая форма работы способствует максимальному стимулированию познавательной активности обучаемых. Позволяет ученикам вырабатывать навыки и умения работы с документами и информационными материалами. Развить умения анализировать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения, соглашаться/не соглашаться с иным мнением, обобщать полученные результаты. В целом можно прийти к пониманию того, что необходимо адекватно сочетать репродуктивную и проблемную формы урока, тем самым школьники учатся работать по правилам, развивая творческие задатки.
При любых формах работы на уроке не стоит забывать о создании атмосферы сотрудничества, сотворчества и психологического комфорта, что будет способствовать выражению учеником собственной позиции в корректных формах. Стремление оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряя и поддерживая его успехи, позволит педагогу достичь высокого уровня мотивации ученика к его предмету.
Работая с книгой, картой, таблицей, другими источниками, современными техническими средствами, учащиеся могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания вопроса или проблемной ситуации, созданной учителем. Можно предложить учащимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно обобщить его и сделать выводы; спрогнозировать дальнейший ход событий; высказать сомнение; поделиться собственным мнением в устной или письменной форме; составить таблицу; выполнить практическое задание.
Великий педагог К. Д. Ушинский сказал: «Учитель идет в класс не учить детей, а побуждать их к учению». Таким побудительным импульсом может быть следующие формы работы — использование интеллектуальные и ментальные карты. Метод интеллект-карт заключается в эффективном структурировании и обработке получаемой информации, которые позволяет развивать мыслительные функции. По своей сути, использование интеллектуальных карт на уроке позволяет не просто отображать на бумаге свои идеи и мнения, но представлять и наглядно выражать свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать. Не менее интересный метод использования ментальных карт, благодаря которому осуществляется способ записи, альтернативный по отношению к тексту, спискам и схемам. Визуализация мышления и фиксирование определенных идей с применением опорных сигналов, формируют ощущение уверенности в запоминании получаемого материала, развивая логическое мышление. Данная форма работы может быть применена как в урочной, так и во внеурочной работе. Основное отличительное качество ментальных карт от других способов визуализации, прежде всего в том, что ментальные карты развивают качества, способствующие запоминанию, а также активизируют все возможные способы восприятия посредством разнообразия: разная толщина линий, точно выбранные ключевые слова, которые являются значимыми, использование образов и символов. Использование техники ментальных карт способствует организации образовательного процесса, упорядочиванию информации, для облегченного усвоения, понимания, запоминания и выстраивания ряда ассоциаций.
Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности является одним из вариантов обучения. В частности, недостаточно используется технологии дистанционного обучения. Процесс познания становится для учащихся увлекательнее. Информационное пространство, которое создается педагогом, вмещает в себя все необходимые учебники и учебные пособия, тесты, делает доступным для учащихся и их родителей увидеть результаты своего труда в электронном журнале.
Наиболее часто применяемые технологии на уроках обществознания — это коммуникативно-диалоговые и имитационно-игровые, позволяющие отлично подавать ученикам информационный материал.
Раскрыть свои представления и фантазии можно во внеурочной деятельности. Самое важное, создать у учащихся ощущение дефицита знаний для решения практических проблем, которые стоят перед ними в мире инноваций. Поэтому инновационный процесс способствует раскрытию компетенций. Формирование таких личностных результатов как гражданская идентичность, воспитание чувства ответственности за судьбу своей страны, своего народа, осознание этнической принадлежности стимулируют максимальную активизацию познавательной активности обучаемых.
Таким образом, инновационная деятельность учителя обществознания в условиях реализации ФГОС выступает как культуросообразный фактор, создающий необходимые условия, содействующие раскрытию потенциальных мыслительных возможностей учащихся и их гармоничное развитие.
Литература:
- Актуальные проблемы педагогической инноватики: материалы международной научно-практической конференции, 22–23 апреля 2009 г. — Балашиха: Институт социально-экономического прогнозирования и моделирования, 2009. — 372 с.
- Свердловская ОУНБ; КХ; Формат С; Инв. номер 2315473-КХ
- Будаева Т. И. Инновационный потенциал молодого педагога: проблемы и пути решения // Преподаватель XXI век. — 2009. — N 2. — С. 32–36.
- Горенков Е. М. Учитель как субъект инновационного потенциала школы // Высшее образование сегодня. — 2009. — N 1. — С. 57–60.