Проектная деятельность в условиях ДОО как эффективное средство развития познавательной мотивации дошкольников
Авторы: Погудо Светлана Борисовна, Головина Ольга Ивановна, Юртаева Оксана Анатольевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (22) май 2019 г.
Дата публикации: 13.04.2019
Статья просмотрена: 543 раза
Библиографическое описание:
Погудо, С. Б. Проектная деятельность в условиях ДОО как эффективное средство развития познавательной мотивации дошкольников / С. Б. Погудо, О. И. Головина, О. А. Юртаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 5 (22). — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/124/4140/ (дата обращения: 19.12.2024).
Глобальные преобразования сегодня происходят во всех сферах социальной жизни, в том числе и в сфере образования. Образование— деятельность, связанная с поиском и обретением конкретным человеком своего «человеческого образа», требующая от него не подражания, а выбора, конструирования, проектирования этого образа и самовоспитания в соответствии с ним [1, с.16]. Одним из принципов дошкольного образования, является построение образовательной деятельности на основе индивидуаль6ных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок, становиться активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования [1, c.5].
Педагоги нашего образовательного учреждения используют в работе с детьми разные современные технологии. Одним из них является метод — проектов. Внедрение метода проектов в практику педагогической работы, реализация содержания образовательной программы посредством проектной деятельности предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). Это даёт каждому ребёнку возможность реализовывать свои идеи и получать удовлетворение от действий в течение всего времени работы над проектом. Под проектом мы подразумеваем отрезок жизни группы, в течение которого дети совместно со взрослыми совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участвуют под нашим руководством в серии связанных одной темой занятий и игр. Принципиальной отличительной чертой проектов является период его реализации (длительность) и открывающиеся при этом возможности. Проект (в отличие от занятий) длиться, пока:
– у детей сохраняется интерес к выбранной тематике;
– взрослым удаётся поддерживать интерес детей и пополнять развивающую среду материалами, которые помогают разрабатывать тему, поддерживать её новыми идеями и ресурсами.
Каждый ребёнок принимает самостоятельное решение о том, чем будет заниматься в рамках проекта сегодня (завтра). Работа в подгруппе строится на основе самоорганизации, посредственное вмешательство взрослого в работу подгруппы может вызвано только поставленными целями (дать необходимые знания, провести коррекционную работу) либо возникшим в подгруппе конфликтом, который дети не в состоянии решить без участия педагога.
Основные формы детской деятельности входе проекта — самостоятельная и совместная работа.
Основные формы педагогических действий — моделирование предметно-развивающей среды, демонстрация конструктивных моделей поведения, обучение в процессе совместной деятельности, наблюдение и педагогическая поддержка самостоятельной деятельности детей.
Главная педагогическая задача — предоставление детям возможности проявлять инициативу, наращивать способность к осознанному ответственному выбору, самореализации в выбранной деятельности и на этой основе приобретать и проявлять ключевые компетентности. Так, например, если в группе есть хотя бы один ребёнок, проявляющий интерес космическим объектам (стремится узнать, как называется та или иная планета, пытается зафиксировать объект доступным ему способом), то игнорирование этого факта должно быть расценено как нарушение прав ребёнка на развитие в соответствии с его индивидуальной траекторией. Дети очень восприимчивы, и успех отдельного ребёнка в какой-либо значимой сфере, подкреплённый положительным отношением взрослых к его действиям и результату, служит побудительным мотивом для интереса и вовлечения в действия других детей. Каждый ребёнок принимает самостоятельное решение о том, чем он будет заниматься в рамках проекта. В нашем детском саду педагоги реализуют типы проектов:
Ролевой |
Практико-ориентированный |
Творческий |
Познавательный |
|
Проблема |
Необходимость решить игровую задачу |
Необходимость решить конкретную практическую задачу |
Необходимость создать уникальный творческий продукт |
Дефицит знания, информации |
Цель |
Выполнить решения игровой задачи |
Организовать.. |
Создать |
Узнать… |
Задачи |
Способы решения игровой задачи |
Способы организации |
Творческий поиск |
Способы поиска информации Исследование с реальными объектами |
Результат |
Выполнение игровой задачи |
Решение практической задачи |
Презентация творческого продукта |
Новое знание |
Продукт |
Материалы, которые позволили решить игровую задачу |
Материалы, которые позволили решить практическую задачу |
Способы фиксации нового знания (река времени, коллекция, макет как модель, книга и т. д.) |
Во всех типах проектов дети занимают позицию полноправных субъектов деятельности:
– влияют на выбор темы, форм работы в рамках проекта;
– устанавливают последовательность и общую продолжительность выполнения самостоятельно выбранной деятельности;
– выступают в роли инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых;
– реализуют свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности в основном самостоятельно, принимая решение об участии или неучастии в общем проекте или в конкретном действии.
Основные компоненты метода проектов: выбор темы; совместное планирование взрослыми и детьми содержания действия по проекту;ресурсное обеспечение проекта;подведение итогов.
- Обязательное обсуждение будущей темы вместе сдетьми. Всё, что происходит в детском саду и за его стенами, может дать толчок для выбора темы — приближающийся праздник, поездка с родителями, прочитанная книга и т. д. В ходе утреннего обмена новостями взрослые могут услышать высказывания детей, отражающие их мир, желания, увлечения. Интересы детей весьма разнообразны. В одно и то же время они могут предлагать сразу несколько тем («Космос», «Почему волка боятся», «Динозавры» и т. д.). Наша задача — помочь детям сделать согласованный выбор. Для этого прибегаем к подсчёту голосов либо выбор темы направить в нужное русло или вовсе предопределить, используя способ «культурного продавливания» или с использованием специальной методики — модели трёх вопросов [3, с.73]. В свободное время мы инициируем разговор с детьми выяснить, что они знают или хотят узнать по предполагаемой теме. Разговор мы проходит в виде познавательной беседы. Все идеи (высказывания) детей записываются печатными буквами на специально подготовленном бланке (расчерченном листе). Возле каждой записанной идеи ставится имя её автора (Модель трех вопросов). Например, тема «Космос» выглядит так
- Совместное планирование взрослыми идетьми содержания идействий по проекту. В ходе активного обсуждения идей дети и взрослые вырабатывают совместный план действий. Идеи и предложения детей вносятся в план непосредственно в момент их выдвижения — записываются на большом листе бумаги. Во время дневного сна детей все взрослые члены команды (воспитатели, узкие специалисты) собираются вместе для обсуждения выбранной детьми темы. В процессе обсуджедения первоначальная форма плана дополняется инициативами взрослых записью в общем листе. Например, тема народный праздник «Масленица».
План вывешиваются на самом видном месте и сохраняются как общее достояние группы. Совместное планирование имеет большую ценность. Оно представляет собой самостоятельно, осознанно выбранные детьми дела и действия, т. е. взрослым не нужно придумывать мотивацию для того, чтобы организовать их деятельность. Дети знают, чем они могут заняться сами и что предстоит сделать другим; это придаёт предстоящему дню (и проекту в целом) определённость и продуманность. Происходит накопление содержания, подтверждающего индивидуализацию образовательной работы с детьми и примеры индивидуальной работы. Всегда можно, обратится к записям и посмотреть, что из чего намеченного выполнено и что осталось нереализованным. Дети понимают, что взрослые записывают их идеи и высказывания, придавая им значение. Это воспитывает у детей чувство собственного достоинства. Записанные печатными буквами слова побуждают, детей учится читать, а затем и писать. Ежедневные обсуждения на утреннем и итоговом сборах запланированных и выполненных дел могут рождать новые идеи и инициативы детей и взрослых, которые вносим в план.
Обеспечивающие действия по проекту, — подготовка и постоянное пополнение взрослыми предметно-развивающей среды (ресурсное обеспечение проекта). Для удержания внимания детей важна ежедневная презентация взрослыми ресурсов (материалов). В свободном доступе много самых разнообразных материалов — это бумага и различные изобразительные средства, лоскуты ткани, нитки, проволока, коробки разных размеров, камешки, деревянные бруски и всё, что подходит для свободной трансформации. Сюда же можно отнести и тематические карточки, содержание которых предоставляет широкий диапазон для действий. Напоминая о «ресурсной» сути взрослых участников проекта, важно отметить, что воспитатели, специалисты детского сада, родители воспитанников являются «живой составляющей» среды развития.
Значимый компонент метода проектов — подведение итогов. Каждый проект предполагает подведение итогов. Одно из правил проекта подведение результатов и получение продукта. Пример, книга или праздник. В деловой части подведения итогов называем всех детей и взрослых, которые придумали то или иное дело, дети приносят всё, что они успели сделать, — рисунки, поделки, карточки с выполненными заданиями, испечённый пирог, блины или приготовленный салат (коктейль и т. п.). Все работы раскладываются в центре ковра рядом с теми детьми, которые их сделали. Каждый ребёнок испытает чувство удовлетворения, поскольку его труд отмечен всеми. Важно, организовать и активизировать процесс рефлексии, поддержать положительную самооценку детей при анализе их достижений и перспектив, определить их значимость для всей группы («Теперь наша группа будет украшена рисунком Эвелины «Космические дали»).
Таким образом, проектная деятельность является средством мотивационной активности каждого ребенка, обеспечивая каждому ребенку права выбора деятельности и формы познания в возможности получения детьми широкого круга представлений по выбранной теме без назидания и давления со стороны взрослых.
Литература:
- Индивидуализация образования детей дошкольного возраста: пособие для педагогов ДОО/ Л. В. Михайлова-Свирская. — М.: Просвещение, 2015. 128с.
- Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО/ Л. В. Михайлова-Свирская. — М.: Просвещение, 2015. 95с.
- Утро радостных встреч: (метод. пособие)/ Лидия Свирская. М.: Издательство Линка-Пресс, 2010. 240с.
- Шалаев И. К. от образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства/ И. К. Шалаев, А. А. Веряев http.//www.informika.ru