В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо познавательное развитие. Для развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольника необходимо использование в своей деятельности более эффективных форм и методов развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование. Использование этого метода пропагандировали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие.
Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к познавательной деятельности, связаны с изучением механизмов экспериментирования, формированием познавательной компетенции ребёнка, восприятием детьми закономерностей и явлений окружающего мира.
Теоретические основы метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях на современном этапе базируются на новых научных подходах, разработанных творческим коллективом специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики Российской академии образования Н. Н. Поддъякова. Основные положения данной деятельности сформулированы следующим образом:
- Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
- В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества — новых построек, рисунков сказок и т. п. (продуктивная форма экспериментирования).
- Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.
- В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.
- Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.
Основной целью экспериментальной деятельности в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Образовательные задачи:
1. Формировать представление о различных сторонах изучаемого объекта его взаимоотношений с другими объектами и средой обитания.
2. Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.
3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Развивающие задачи:
- Развивать поисково-познавательную деятельность детей как интеллектуально-личностное, творческое развитие.
- Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь.
Воспитательные задачи:
- Развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту.
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений: о предметном мире, о геометрических эталонах, о человеке, о приготовлении пищи, о материалах, о природных явлениях, о мире животных и растений.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
С появлением ТРИЗ (теории решения избирательных задач) стало возможным массовое обучение детей технологии творчества. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество — всем». Экспериментирование тесно связано с данной технологией. Их целью является, с одной стороны, формирование у детей таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, с другой — поисковой активности, стремление к новизне, склонности к творческому воображению. Ведь наши психологические качества определяют легкость и быстроту усвоения информации, понятий, принципов. Систематизация объектов осуществляется с помощью таблицы «Системный оператор».
Системный оператор
6. Надсистема в прошлом |
3. Надсистема |
9. Надсистема в будущем |
4. Система в прошлом |
1. Система (выбранный объект, его функция) |
7. Система в будущем |
5. Части системы в прошлом |
2. Подсистема. Части системы |
8. Подсистема в будущем |
Важное место в ознакомлении детей с материалом предметов занимает процесс освоения действий разного характера (экспериментального, моделирующего, алгоритмического) с использованием косвенных стимуляторов (алгоритмов, моделей, пиктограмм).
Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии связной речи.
В дошкольном обучении применяются разные виды моделей. Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков.
В результате работы ребенок ближе знакомится с природными веществами и их свойствами, учится исследовать, анализировать и сравнивать различные предметы, явления, задавать вопросы, высказывать свои предположения и догадки, а также самостоятельно делать выводы, искать ответы на вопросы.
В этой связи использование в работе новых научных подходов, развивающих у детей познавательный интерес к активному взаимодействию с окружающим миром, являются средством живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному обучению.
Таким образом, центральным звеном познавательного развития является детское экспериментирование, активное внедрение которого в практику работы дошкольных учреждений согласуется с положениями ФГОС.
Литература:
- Поддъяков Н. Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. — 1997. — № 1. — С.16.
- Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность// С-П.: ДЕТСТВО — ПРЕСС. -2013.
- Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 6. — С.13–16.