На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность.
Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого [2].
Одной из эффективных технологий познания закономерностей и явлений окружающего мира является технология детского экспериментирования.
Несмотря на многие позитивные стороны, экспериментирование как технология пока не получило широкого распространения при организации разных видов детской деятельности. Это обусловлено противоречием, с одной стороны, желанием педагогов использовать в своей практической работе с детьми технологию экспериментирования, а с другой стороны — педагоги испытывают затруднения при моделировании совместной деятельности познавательного цикла с элементами экспериментирования, оформлении развивающей среды с соответствующим материалом, организации самостоятельной деятельности детей с применением данной технологии [1].
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ поэтапной, систематической работы педагога по развитию познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии экспериментирования значительно повысит уровень познавательной активности детей.
В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и технологий обучения в дошкольном образовании преобладают именно технологии, развивающие у детей способности к поиску новых знаний, умению делать умозаключения и выводы. Именно такой технологией и является технология детского экспериментирования.
Основной метод в деятельности по экспериментированию — это проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.). Примером данной работы могут служить такие исследовательские проекты, как: «Песочная страна», «По морям, по волнам», «Невидимка-воздух», «Удивительный мир камней», «Бумажная фантазия».
Реализуя проект «Песочная страна», мы с детьми проводили различные опыты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог, что мокрый песок принимает любую нужную форму.
С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
Также при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой — пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.
Помимо этого, мы с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок — это множество песчинок.
При реализации данных проектов очень результативно было сочетание технологии экспериментирования с элементами ТРИЗ («метод маленьких человечков»), использованием ИКТ (видео, презентации) и моделирования (мнемотаблицы, схемы-алгоритмы).
Старшие дошкольники, несмотря на наглядно-образный характер своего мышления, могут познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но и некоторые сложные закономерности. К этому положению относится детское экспериментирование, вытекающее из содержания сказок.
Мною были апробированы методы исследовательской работы для решения проблемных ситуаций, искусственно выдвинутых в сказках с познавательным содержанием. При знакомстве со сказками «Мороз Иванович», «Снегурочка» использовала опыты, проводимые в помещении, на улице и дома. Опыты «Тепло ли в снежных сугробах?», «Греет ли шуба?» помогли найти ответы на поставленные вопросы. Таким образом, сказки можно использовать для решения познавательных задач. Форма работы со сказкой, включающая опыты и эксперименты, обеспечивает успешность решения задач (познавательных, воспитательных, развивающих), поскольку особое внимание уделяется созданию высокой мотивации, психологическому комфорту в непрерывной образовательной деятельности [3].
Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми старшего дошкольного возраста помогли сделать деятельность детей при формировании целостной картины мира действительно более интересной и разнообразной.
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.
В группе создан уголок экспериментирования. Дети работают в уголке не только в процессе специально организованной деятельности, но и практикуют индивидуально исследовательскую практику. Моя задача состоит в том, чтобы по максимуму помочь ребенку в организации его опытно — исследовательской деятельности. При оборудовании уголка экспериментирования я учитывала требования к РППС в соответствии ФГОС ДО: безопасность, мобильность, достаточность материала, доступность. Уголок экспериментирования постоянно пополняем дидактическими пособиями, алгоритмами проведения опытов и детской познавательной литературой [4].
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Поэтому, вся моя работа направлена на тесное сотрудничество, установление доверительных отношений с семьями воспитанников.
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, что специально организованная познавательно — исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
Литература:
- Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. — СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2013. — 64с.
- Прохорова Л. Н., Балакшина Т. А. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
- Рыжова Л. В. Методика работы со сказкой. ООО Издательство «ДЕТСТВО — ПРЕСС»,2012. — 160с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)