Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Реутова, Е. В. Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста / Е. В. Реутова, Н. С. Евдотьева, А. Ф. Новикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 347-348. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95791/ (дата обращения: 22.12.2024).



В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются задачи, которые необходимо решить коллективу ДОУ для качественной организации экспериментирования в группах, а также алгоритм построения любого эксперимента ребенком дошкольного возраста.

Ключевые слова: ведущая деятельность, дошкольный возраст, развитие когнитивных процессов, опытно-экспериментальная деятельность, экспериментирование.

Приоритетной задачей дошкольного образования является разностороннее развитие ребенка: становление любознательной, самостоятельной, творческой личности, умеющей эффективно коммуницировать со сверстниками и достигать поставленных целей. Важность этой задачи обусловлена тем, что именно на данный возрастной промежуток приходится пик «живого» интереса к изучению окружающего мира, исследованию свойств, которыми наделены предметы вокруг, их взаимоотношениях и средой обитания — элементарному экспериментированию [2].

Наряду с игровой деятельностью, экспериментирование также можно полноправно считать ведущей деятельностью дошкольного возраста — оно даёт возможность качественно и доступно развивать одновременно и интеллект, и интерес к познанию. Также в ходе данного процесса происходит непосредственная активизация прочих когнитивных процессов: памяти, мышления и др.

Экспериментальная деятельность включает ребенка в целенаправленное познание мира, учит корректно и четко ставить цели, намечать ориентиры, прогнозировать результаты и оценивать достигнутое в процессе. Происходит совершенствование аналитико-синтетических операций, вырабатывается навык систематизации и классификации в зависимости от свойств предметов, актуализируется словарный запас, т. к. возникает потребность в вербальном оформлении совершаемой ребенком деятельности [3].

В нашем детском саду мы отводим значительную роль данному направлению развития дошкольников. Экспериментирование реализуется не формально, ситуативно, а структурировано в систему и составляет основу творчества.

При организации процесса экспериментирования в детском саду перед коллективном воспитателей стали следующие задачи:

– учет и поддержание в ходе работы познавательных интересов детей;

– моделирование проблемно-поисковых ситуаций для насыщения предметного опыта дошкольников;

– стимулирование самостоятельной активности и поисковых навыков при решении поставленных задач;

– принимая во внимание важность экспериментирования в жизни дошкольников, необходимо создать в дошкольном образовательном учреждении насыщенную, соответствующую запросу на экспериментирование предметно-развивающую среду: оформление уголка экспериментированию, качественный подбор необходимого оборудования и материалов, игр-экспериментов;

– учёт типа мышления, характерного для дошкольного периода в возрастной периодизации (наглядно-образное).

Во всех возрастных группах нашего детского сада были созданы «зоны для экспериментирования», в которых на специальных столиках и стеллажах широко представлены материалы различной фактуры, расположенные по различным направлениям: «Бумага», «Вода», «Металл»; мини-лаборатории, приборы: лупы, весы, песочные часы, магниты, компас: разнообразные сосуды и другое оборудование. Помимо стационарных зон есть и подвижные уголки опытно-экспериментальной деятельности, помогающие детям самостоятельно продолжать исследования изучаемой темы.

Чтобы опытно-экспериментальная деятельность детей была плодотворной и успешной необходимо выполнение следующих условий: Подготовка к проведению экспериментов начинается с того, что педагог определяет текущие дидактические задачи. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям, и всесторонне знакомится с ним сам, одновременно осваивая, технику экспериментирования, если та ему незнакома. Во время проведения эксперимента, не стоит строго регламентировать работу, ограничивая временные рамки, возможны отступления от намеченного плана [1].

Дети во время работы должны быть раскрепощены, заинтересованы. Необходима постоянная стимуляция детского любопытства. Нельзя сразу отвечать на вопросы детей, а надо помочь ребенку самостоятельно получить ответы на вопросы, поставив небольшой опыт. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие детской речи [4].

Таким образом, алгоритм организации детского экспериментирования сформировался следующим образом:

  1. Дошкольник формулирует проблему.
  2. Ребенок предлагает несколько путей решения предложенной проблемной ситуации.
  3. Экспериментальным путем проверяет верность предложенных решений.
  4. Формулирует выводы по результатам реализованной экспериментальной деятельности.

При соблюдении всех этих условий, в подготовительной к школе группе, проведение экспериментов становится привычной нормой для наших воспитанников. Важно отметить и то, что в процессе экспериментирования решаются не только образовательные и развивающие задачи, но и задачи воспитательного характера. Дети учатся работать в коллективе, общаться со сверстниками, доказывать свою правоту, прислушиваться к мнению другого человека, переносить неудачи и радоваться победам.

Необходимо также упомянуть о том, что воспитательные и образовательные задачи лучше всего решать в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников. Для родителей нами создана картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. О результативности применения опытно-экспериментальной деятельности как средства познавательного развития можно судить по результатам диагностики.

Литература:

  1. Битянова, М. Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития [Текст] / М. Р. Битянова — М.: МГППУ, 2006. — 96 с.
  2. Калмыкова, Ю. А. Развитие творческих и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста средствами экспериментирования [Текст] / Ю. А. Калмакова, М. В. Сычева // Вестник Пензенского государственного университета. — 2016. — № 3 (15). — C. 29–31.
  3. Тугушева, Г. П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова, О. В. Дыбина — М.: Сфера, 2019. -192 с.
  4. Чемоданова, М. В. Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития старших дошкольников [Электронный ресурс] // М. В. Чемоданова/ Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. № 5. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/opytno-eksperimentalnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-poznavatelnogo-razvitiya-starshih-doshkolnikov
Основные термины (генерируются автоматически): опытно-экспериментальная деятельность, дошкольный возраст, задача, ребенок, ведущая деятельность, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, проведение экспериментов, экспериментирование.


Похожие статьи

Педагогические аспекты поддержи детской инициативы при организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

В статье раскрыты теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние педагогической поддержки детской познавательно-исследовательской инициативы на формирование субъектной...

Формирование предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на основе партнёрских отношений детей, их родителей и педагогов

В статье рассматриваются особенности формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности, а также развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности. Представлен опыт рабо...

Развитие музыкальных способностей дошкольников с ОВЗ на музыкальных занятиях в детском саду

В статье раскрываются особенности развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, имеющих ОВЗ в процессе музыкальных занятий в условиях дошкольного образовательного учреждения. Описаны основные направления коррекционной работы по фор...

Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения прогулок

В статье обосновывается важность проведения прогулки в дошкольном образовательном учреждении с целью формирования познавательной активности детей на прогулке. Отмечается необходимость планирования воспитательно-образовательной работы в соответствии с...

Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста методом моделирования

В статье описан экспериментальный опыт апробации методики развития творческого мышления и креативности детей старшего дошкольного возраста методом моделирования, в процессе которого применялись различные методы моделирования, адаптированных к работе ...

Организационно-педагогические условия развития самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в обогащенной предметно-пространственной среде

Статья затрагивает актуальные в дошкольном образовании проблемы, связанные с физическим воспитанием подрастающего поколения. Авторы раскрывают некоторые позиции ФГОС ДО, касающиеся развития физической активности детей дошкольного возраста. Подробно р...

Роль воспитателя в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

В статье рассматривается роль воспитателя в формировании и развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста. Подчеркивается значимость креативности в современном обществе и важность создания творческой атмосферы в образовательном процесс...

Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте

В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания

В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...

Дидактическая сказка как средство эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста

В статье рассматривается дидактическая сказка и ее роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка в дошкольной образовательной организации. Описывается формирующий эксперимент в форме реализации образовательной программы «Дидактические сказки», р...

Похожие статьи

Педагогические аспекты поддержи детской инициативы при организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

В статье раскрыты теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние педагогической поддержки детской познавательно-исследовательской инициативы на формирование субъектной...

Формирование предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на основе партнёрских отношений детей, их родителей и педагогов

В статье рассматриваются особенности формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности, а также развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности. Представлен опыт рабо...

Развитие музыкальных способностей дошкольников с ОВЗ на музыкальных занятиях в детском саду

В статье раскрываются особенности развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, имеющих ОВЗ в процессе музыкальных занятий в условиях дошкольного образовательного учреждения. Описаны основные направления коррекционной работы по фор...

Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения прогулок

В статье обосновывается важность проведения прогулки в дошкольном образовательном учреждении с целью формирования познавательной активности детей на прогулке. Отмечается необходимость планирования воспитательно-образовательной работы в соответствии с...

Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста методом моделирования

В статье описан экспериментальный опыт апробации методики развития творческого мышления и креативности детей старшего дошкольного возраста методом моделирования, в процессе которого применялись различные методы моделирования, адаптированных к работе ...

Организационно-педагогические условия развития самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в обогащенной предметно-пространственной среде

Статья затрагивает актуальные в дошкольном образовании проблемы, связанные с физическим воспитанием подрастающего поколения. Авторы раскрывают некоторые позиции ФГОС ДО, касающиеся развития физической активности детей дошкольного возраста. Подробно р...

Роль воспитателя в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

В статье рассматривается роль воспитателя в формировании и развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста. Подчеркивается значимость креативности в современном обществе и важность создания творческой атмосферы в образовательном процесс...

Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте

В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания

В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...

Дидактическая сказка как средство эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста

В статье рассматривается дидактическая сказка и ее роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка в дошкольной образовательной организации. Описывается формирующий эксперимент в форме реализации образовательной программы «Дидактические сказки», р...

Задать вопрос