Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста

Педагогика
27.10.2022
474
Поделиться
Библиографическое описание
Реутова, Е. В. Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста / Е. В. Реутова, Н. С. Евдотьева, А. Ф. Новикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 347-348. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95791/.


В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются задачи, которые необходимо решить коллективу ДОУ для качественной организации экспериментирования в группах, а также алгоритм построения любого эксперимента ребенком дошкольного возраста.

Ключевые слова: ведущая деятельность, дошкольный возраст, развитие когнитивных процессов, опытно-экспериментальная деятельность, экспериментирование.

Приоритетной задачей дошкольного образования является разностороннее развитие ребенка: становление любознательной, самостоятельной, творческой личности, умеющей эффективно коммуницировать со сверстниками и достигать поставленных целей. Важность этой задачи обусловлена тем, что именно на данный возрастной промежуток приходится пик «живого» интереса к изучению окружающего мира, исследованию свойств, которыми наделены предметы вокруг, их взаимоотношениях и средой обитания — элементарному экспериментированию [2].

Наряду с игровой деятельностью, экспериментирование также можно полноправно считать ведущей деятельностью дошкольного возраста — оно даёт возможность качественно и доступно развивать одновременно и интеллект, и интерес к познанию. Также в ходе данного процесса происходит непосредственная активизация прочих когнитивных процессов: памяти, мышления и др.

Экспериментальная деятельность включает ребенка в целенаправленное познание мира, учит корректно и четко ставить цели, намечать ориентиры, прогнозировать результаты и оценивать достигнутое в процессе. Происходит совершенствование аналитико-синтетических операций, вырабатывается навык систематизации и классификации в зависимости от свойств предметов, актуализируется словарный запас, т. к. возникает потребность в вербальном оформлении совершаемой ребенком деятельности [3].

В нашем детском саду мы отводим значительную роль данному направлению развития дошкольников. Экспериментирование реализуется не формально, ситуативно, а структурировано в систему и составляет основу творчества.

При организации процесса экспериментирования в детском саду перед коллективном воспитателей стали следующие задачи:

– учет и поддержание в ходе работы познавательных интересов детей;

– моделирование проблемно-поисковых ситуаций для насыщения предметного опыта дошкольников;

– стимулирование самостоятельной активности и поисковых навыков при решении поставленных задач;

– принимая во внимание важность экспериментирования в жизни дошкольников, необходимо создать в дошкольном образовательном учреждении насыщенную, соответствующую запросу на экспериментирование предметно-развивающую среду: оформление уголка экспериментированию, качественный подбор необходимого оборудования и материалов, игр-экспериментов;

– учёт типа мышления, характерного для дошкольного периода в возрастной периодизации (наглядно-образное).

Во всех возрастных группах нашего детского сада были созданы «зоны для экспериментирования», в которых на специальных столиках и стеллажах широко представлены материалы различной фактуры, расположенные по различным направлениям: «Бумага», «Вода», «Металл»; мини-лаборатории, приборы: лупы, весы, песочные часы, магниты, компас: разнообразные сосуды и другое оборудование. Помимо стационарных зон есть и подвижные уголки опытно-экспериментальной деятельности, помогающие детям самостоятельно продолжать исследования изучаемой темы.

Чтобы опытно-экспериментальная деятельность детей была плодотворной и успешной необходимо выполнение следующих условий: Подготовка к проведению экспериментов начинается с того, что педагог определяет текущие дидактические задачи. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям, и всесторонне знакомится с ним сам, одновременно осваивая, технику экспериментирования, если та ему незнакома. Во время проведения эксперимента, не стоит строго регламентировать работу, ограничивая временные рамки, возможны отступления от намеченного плана [1].

Дети во время работы должны быть раскрепощены, заинтересованы. Необходима постоянная стимуляция детского любопытства. Нельзя сразу отвечать на вопросы детей, а надо помочь ребенку самостоятельно получить ответы на вопросы, поставив небольшой опыт. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие детской речи [4].

Таким образом, алгоритм организации детского экспериментирования сформировался следующим образом:

  1. Дошкольник формулирует проблему.
  2. Ребенок предлагает несколько путей решения предложенной проблемной ситуации.
  3. Экспериментальным путем проверяет верность предложенных решений.
  4. Формулирует выводы по результатам реализованной экспериментальной деятельности.

При соблюдении всех этих условий, в подготовительной к школе группе, проведение экспериментов становится привычной нормой для наших воспитанников. Важно отметить и то, что в процессе экспериментирования решаются не только образовательные и развивающие задачи, но и задачи воспитательного характера. Дети учатся работать в коллективе, общаться со сверстниками, доказывать свою правоту, прислушиваться к мнению другого человека, переносить неудачи и радоваться победам.

Необходимо также упомянуть о том, что воспитательные и образовательные задачи лучше всего решать в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников. Для родителей нами создана картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. О результативности применения опытно-экспериментальной деятельности как средства познавательного развития можно судить по результатам диагностики.

Литература:

  1. Битянова, М. Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития [Текст] / М. Р. Битянова — М.: МГППУ, 2006. — 96 с.
  2. Калмыкова, Ю. А. Развитие творческих и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста средствами экспериментирования [Текст] / Ю. А. Калмакова, М. В. Сычева // Вестник Пензенского государственного университета. — 2016. — № 3 (15). — C. 29–31.
  3. Тугушева, Г. П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова, О. В. Дыбина — М.: Сфера, 2019. -192 с.
  4. Чемоданова, М. В. Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития старших дошкольников [Электронный ресурс] // М. В. Чемоданова/ Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. № 5. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/opytno-eksperimentalnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-poznavatelnogo-razvitiya-starshih-doshkolnikov
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
ведущая деятельность
дошкольный возраст
развитие когнитивных процессов
опытно-экспериментальная деятельность
экспериментирование
Молодой учёный №43 (438) октябрь 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 347-348):
Часть 5 (стр. 291-365)
Расположение в файле:
стр. 291стр. 347-348стр. 365

Молодой учёный