Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ формирования активной мотивации обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (143) март 2017 г.

Дата публикации: 06.03.2017

Статья просмотрена: 520 раз

Библиографическое описание:

Исяндавлетова, Э. В. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ формирования активной мотивации обучения / Э. В. Исяндавлетова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 9 (143). — С. 332-334. — URL: https://moluch.ru/archive/143/40182/ (дата обращения: 15.11.2024).



Многие современные ученые признают метод проектов «частным случаем интегральной технологии обучения», «основой современных телекоммуникационных методов обучения», «средством развития творческих способностей, всестороннего упражнения ума и развития мышления, самостоятельности и подготовки обучающихся к самостоятельной трудовой жизни» [4, с. 76; 1, с. 376; 2, с. 107]. В настоящее время «технология проектного обучения, наряду с другими образовательными технологиями стала средством вовлечения учащихся в активную познавательную, коммуникативную, практическую и другие виды деятельности по решению различных проблем». [5, с. 37].

В статье мы расскажем о применении метода проектов на уроках русского языка и литературы как о системе обучения, при которой ученики приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий — проектов. Мы используем метод проектов («обучение посредством делания»), определяя следующие задачи проектной деятельности:

− формирование у учеников системы интеллектуальных знаний, умений и навыков, которые способствуют развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности;

− повышение самооценки обучающегося путем достижения поставленной цели и полученных результатов.

Главным результатом проектной деятельности мы признаем возможность формирования активной внутренней мотивации обучения через интерес к учебному труду и познавательной активности. Нам представляется, что проектное обучение должно способствовать целенаправленной ориентации учеников на развитие уровня коммуникативной компетентности (неосознанная компетентность→ репродуктивная компетентность→ продуктивная компетентность→ творческая компетентность). Поэтому проектное обучение наиболее полно способствует формированию у обучающихся всех, предусмотренных стандартом компетенций, с учетом индивидуальных возможностей обучающихся: лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культурологической компетенций.

Мы используем несколько видов проектной деятельности на уроках русского языка и литературы, которые можно классифицировать по нескольким основаниям, например:

− по доминирующей деятельности обучающихся — информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий и исследовательский проекты;

  • по продолжительности — мини‐проекты, краткосрочные, годичные;

по количеству участников — индивидуальные и групповые;

− по форме продукта — газета, буклет, журнал, словарь, сборник сочинений, спектакль, альманах, мультимедийный продукт и т. д. Остановимся на нескольких видах проектов.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. При проведении литературных поэтических вечеров, литературных композиций, мы реализуем возможности ролевых проектов.

Практико-ориентированный проект по русскому языку и литературе направлен на социальные интересы участников проекта. Например, в рамках многолетнего коллективного проекта «Для чего мы учим русский язык?» осуществлялись научно-исследовательские работы «Происхождение моей фамилии», «Российские семейные имена и прозвища: история и современность» и др.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Проектная деятельность по русскому языку и литературе включает в себя актуальность избранной темы, обозначает задачи проекта, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.Творческие проекты реализуютсявпубликациях учеников на страницах периодической печати, в создании книги стихов, в конкурсных сочинениях. В процессе исследовательской работы ученики целенаправленно подбирают, находят текстовой материал и его оформляют.

Проекты по русскому языку и литературе распределяются и по продолжительности. Мини-проекты можно создать за один урок. Например, «Слово о писателях», «Мои любимые писатели», «Сказка о частях речи», «История русской пунктуации». Над такими проектами работа ведется в группах, в составе не более 3–4 человек. Так как в начальной стадии обучения проектной деятельности обучающиеся проходят курс самостоятельного создания презентации, поэтому им несложно представить иллюстративный и информационный материал с помощью компьютерных технологий.

Подготовка и представлениекраткосрочных проектовпо русскому языку и литературе занимают от двух до четырех дней. В рамках программы по проектной деятельности можно организовать на уроках и факультативных занятиях по русскому языку и литературе сопоставление и обсуждение вариантов текстов авторской правки или текстов различных жанров. Обучающиеся на уроке могут не только познакомиться с портретами, фотографиями и иллюстрациями реалий художественного мира автора, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее (отметим наиболее удачные презентации «Поэты пушкинской эпохи», «Пушкин и музыка»). Недельные проекты выполняются чаще всего в группах. Возможно сочетание классных форм работы (творческие мастерские, лекции) с внеклассными формами (экскурсии). Годичные проекты по русскому языку могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект — от определения проблемы и темы до презентации — выполняется во внеурочное время.

На уроках русского языка проектная деятельность может быть связана:

а. с толкованием заимствованных слов и определением сферы их употребления. Проверяются речевая и языковая рефлексия, умение сопоставлять языковые явления нескольких языков;

б. с подбором подходящего по смыслу и стилю слова в отрывок из художественного текста. Проверяются речевая рефлексия, «языковой вкус» — умение выбрать из синонимического ряда слово, наиболее точно отвечающее условиям коммуникации (в данном случае — жанру, стилю, эстетическим задачам художественного текста).

в. с формулировкой актуальной проблемы изучения русского языка, которая интересует вас (она может касаться любого языкового уровня: от фонетики до текста, любых областей использования языка, выходить за рамки учебной программы). Проверяются знание языка и знания о языке, владение коммуникативными навыками: умение извлекать, перерабатывать и использовать информацию из разных источников, создавать текст, выбирать адекватно стиль и жанр для раскрытия мысли, осуществляется языковая рефлексия.

Применение проектной технологии позволяет:

− выходить за рамки общепринятых программ во многих образовательных областях;

− учитывать специфику интересов обучаемых, соответствовать их стилю усвоения знаний;

− интегрировать знания, полученные в разных образовательных областях;

− выработать умение выделять главное;

− применять академические знания в прикладной сфере;

− глубоко вникать в сущность изучаемой темы;

− осознанию значимости своего труда, повышению собственной самооценки;

− сформулировать социальный опыт ученика, решать социальные и профессиональные проблемы.

− расширить социальные контакты. Например, обучающийся опубликовал свое первое стихотворение в газете, познакомился с самодеятельными поэтами, появился интересный круг общения.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной исследовательской деятельности своих учеников: независимого консультанта и «негласного» руководителя планируемой деятельности. Сотворчество не должно превращаться в прямое руководство, необходимо умело направлять деятельность учащегося в нужное русло, консультировать, предлагать варианты для выбора. Метода проектов не отменяет традиционных методов обучения, «мы по-прежнему работаем с книгой на бумажном или электронном носителе, пользуемся мелом и тряпкой, чтобы решать, исправлять, зачеркивать, стирать с доски, и одновременно используем электронные возможности. Мы слышим на уроке живое слово преподавателя и аудио со спецэффектами. Традиционная лекция-беседа, лекция-диалог, лекция-визуализация, проблемная или информативная лекция — все они сегодня опираются на сеть гиперссылок, отсылок к фактам, аргументам, иллюстрациям, выпискам из энциклопедий и справочников [3, с. 29].

Необходимо пояснить, что мы рассматриваем проектное занятие как конкретное планомерное общее дело, как результат и процесс совместной творческой деятельности «от всего сердца», протекающей в социальном окружении. Причем получение определенного «осязаемого, слышимого, видимого продукта», может быть ценным даже для разовой публичной презентации, то есть для «материального воплощения», подтверждающего проектную деятельность. Здесь гораздо важнее сам процесс работы над проектом, нежели получаемый материальный продукт, более значимы средства и характер взаимодействия участников проекта, процесс усвоения и осмысливания нового знания, а также развитие инициативности и самостоятельности, столь необходимые обучающимся в будущей общественно полезной деятельности.

Литература:

  1. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. — СПб.: Каро, 2008. — 367 с.
  2. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. — 4‐е изд. — М.: Аркти, 2009. — 107 с.
  3. Прядильникова О. В. Веб-квест: способы активизации познавательной деятельности обучающихся// Среднее профессиональное образование № 4, с. 29.
  4. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практич. пособие для работников общеобразоват. учрежд. — М.: Аркти, 2010. – 76 с.
  5. Шарипов Ф. В. Образовательные технологии: проектирование и функционирование. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, проектная деятельность, метод проектов, проект, проектное обучение, знание, литература, обучающийся, художественный текст, языковая рефлексия.


Похожие статьи

Проектная деятельность как способ мотивации учащихся на уроках английского языка

Проектная деятельность как средство развития самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения немецкому языку

Самостоятельная деятельность младших школьников как средство формирования лингвистических компетенций на уроках русского языка

Проектная деятельность на уроках математики как средство формирования у учащихся начальной школы универсальных учебных действий

Проектная деятельность как необходимый компонент профессиональной подготовки будущего учителя

Проектная деятельность в условиях ДОО как эффективное средство развития познавательной мотивации дошкольников

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках английского языка во внеурочное время

Проектная деятельность как эффективный метод повышения познавательной активности дошкольников с ОВЗ

Развитие навыков самостоятельной учебной работы в процессе внеурочной деятельности при обучении английскому языку

Самостоятельная работа как фактор мотивации учебной деятельности студентов

Похожие статьи

Проектная деятельность как способ мотивации учащихся на уроках английского языка

Проектная деятельность как средство развития самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения немецкому языку

Самостоятельная деятельность младших школьников как средство формирования лингвистических компетенций на уроках русского языка

Проектная деятельность на уроках математики как средство формирования у учащихся начальной школы универсальных учебных действий

Проектная деятельность как необходимый компонент профессиональной подготовки будущего учителя

Проектная деятельность в условиях ДОО как эффективное средство развития познавательной мотивации дошкольников

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках английского языка во внеурочное время

Проектная деятельность как эффективный метод повышения познавательной активности дошкольников с ОВЗ

Развитие навыков самостоятельной учебной работы в процессе внеурочной деятельности при обучении английскому языку

Самостоятельная работа как фактор мотивации учебной деятельности студентов

Задать вопрос