Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках английского языка во внеурочное время
Автор: Бондарева Анастасия Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)
Дата публикации: 25.10.2016
Статья просмотрена: 1001 раз
Библиографическое описание:
Бондарева, А. В. Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках английского языка во внеурочное время / А. В. Бондарева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 169-172. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11231/ (дата обращения: 17.12.2024).
Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Устные экзамены предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников [1, c. 185]. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным. Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.
‒ Какое же место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС?
‒ Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?
Прежде чем перейти к рассмотрению сути проектной деятельности и ее применению на уроках английского языка, необходимо определить, какое место занимает проектная деятельность вреализации ФГОС нового поколения.
- Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);
- Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);
- Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход;
- Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.
Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.
Какие умения мы можем сформировать уучащихся посредством проектной деятельности?
Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть само понятие проектной деятельности школьников, а также определить ее главные цели и задачи.
Проект — временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата.
Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект — это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.
Целью проектной деятельностиявляется понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
Задачипроектной деятельности в школе:
‒ Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
‒ Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
‒ Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
‒ Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
‒ Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:
‒ повышение мотивации учащихся при решении задач;
‒ развитие творческих способностей;
‒ формирование чувства ответственности;
‒ создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака — самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор [2, c. 234].. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся [3, c. 365].
Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются следующие умения.
1. Рефлексивные умения:
‒ умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
‒ умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
‒ умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
‒ умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
‒ умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
‒ умение находить несколько вариантов решения проблемы;
‒ умение выдвигать гипотезы;
‒ умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
‒ умение самостоятельно находить ошибки и исправлять их;
‒ умение оценивать свою работу.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
‒ умение коллективного планирования;
‒ умение взаимодействовать с любым партнером;
‒ умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
‒ навыки делового партнерского общения;
‒ умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Коммуникативные умения:
‒ умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;
‒ умение вести дискуссию;
‒ умение отстаивать свою точку зрения;
‒ умение находить компромисс;
‒ навыки интервьюирования, устного опроса и т. п.
6. Презентационные умения и навыки:
‒ навыки монологической речи;
‒ умение уверенно держать себя во время выступления;
‒ артистические умения;
‒ умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
‒ умение отвечать на незапланированные вопросы.
Целью проекта будет являться повышение стимулирования самостоятельности учащихся, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода при отборе заданий, обучение сотрудничеству участников учебного процесса, формирование устойчивых мотивов деятельности школьников, ускорение процесса усвоения комплекса знаний и умений, в котором важную роль играет само регуляция учащихся, целенаправленное обучение детей приёмам самоконтроля, выработке ответственного отношения к учению.
У учащихся постепенно формируется умение контролировать успешность своей работы в целом. По окончании изученной темы школьники должны осознать, какие знания и умения они должны были получить, чему научиться, над чем должны поработать для более успешного усвоения материала.
В условиях реализации ФГОС проектная деятельность учащихся приобретает особое значение. Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Проектная методика предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта [4, c. 130]..
Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинарный характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж имногие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.
Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках:
- выбор темы или проблемы проекта;
- формирование группы исполнителей;
- разработка плана работы над проектом, определение сроков;
- распределение заданий среди учащихся;
- выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания;
- оформление совместного результата;
- отчет по проекту;
- оценка выполнения проекта.
Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы [5, c. 250]. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника [6, c. 190].
Таким образом, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской деятельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом. Названные формы занятий и методы обучения поддерживают интерес учащихся к предмету, повышают мотивацию к учению, способствуют развитию социокультурной компетенции учащихся. У школьников возникает практическая потребность в применении иностранного языка в своей жизни таким образом, чтобы владение языком стало совершенно естественным умением для всех выпускников вне зависимости от того, чем они планируют заниматься в будущем.
Литература:
- Дусавицкий А. К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З. И. Урок в развивающем обучении. — М.: ВИТА- ПРЕСС, 2008.
- Мангутова, О. Н. Современный урок иностранного языка: основные подходы к проектированию //Интернет-журнал «Эйдос». — 2010.
- Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / — М.: Просвещение, 2011. — (Работаем по новым стандартам).
- Сафонова, В. П. Современный урок иностранного языка. — М.: Учитель, 2011.
- Соловьева, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. — М.: Просвещение, 2005.
- Хуторской, А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. — СПб.: Питер, 2004.