Старшая школа — это важная ступень образовательной системы. В старшей школе учащимся важно вырабатывать: способность к самостоятельным исследованиям, аналитической деятельности, которые в будущем должны реализоваться в среднеспециальных или в высших учебных заведениях при обучении определенной профессии. Проектная деятельность в изучении английского языка способствует развитию исследовательской деятельности и реализацию компетенций учащегося в иностранном языке. Проектная методика в старших классах школы развивает у учащихся: самостоятельность, творчество, активность, стимулирует общению на английском языке и поиску дополнительных знаний по проблематике исследуемой темы проекта.
Ключевые слова: проект, метод, обучение, школа, старшая школа, английский язык, учитель, ученик, достижения, прогресс, знания, творчество, самостоятельность, исследования.
В старшей школе важно уже приобщать учащихся к самостоятельной научной деятельности. В данной связи метод проектов реализует потенциал учащихся к самообразованию, творчеству и исследовательской деятельности.
Согласно Большому энциклопедическому словарю, понятие проект — происходит от латинского слова «projectus», что в переводе — брошенный вперед. К понятию проекта обычно применяют три значения:
- Замысел-план о желаемом будущем.
- Совокупность документов, планов, расчетов о создании какого-либо продукта.
- Метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и ее практическом достижении [1, с.1358].
В контексте нашего исследования мы рассматриваем третье значение слова «проект».
Проектный метод возник в 1920-х гг. в США. Данный новаторский метод связан с идеями гуманистического направления в философии образования, разработанными американским философом и педагогом Д. Дьюи и В. Килпатриком. Д. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании [2].
Изучение английского языка в школе предполагает постоянное совершенствования речи, грамматики и восприятия иностранных слов. В данной связи важна самостоятельная и творческая дополнительная деятельность учащихся. Метод проектов можно охарактеризовать прежде всего как способ организации учебно-познавательной самостоятельной деятельности старшеклассников по поиску, систематизации и анализу информации в рамках проекта. Проектная методика в английском языке нацелена на творческую самореализацию личности учащегося. Важно особо подчеркнуть, что в ходе реализации проекта по иностранному языку естественным образом повышается мотивация ученика в получении новых знаний по английскому языку.
Исследователь Н. В. Туркина считает, что метод проектов — это прежде всего модель многостороннего общения на уроках иностранного языка. Имеет более сложную структуру по сравнению с «односторонним вилтом коммуникации», где организация учебного процесса сводится к тому, что учитель задает вопросы, а ученики на них отвечают [5, с.46].
Ученый-лингвист, специалист в области методики иноязычного образования Е. И. Пассов при анализе методов проектов на уроках иностранного языка отмечает, что это процесс свободного раскрытия личностных возможностей учителя и учащихся, когда в значительной мере меняются позиции всех участников образовательного процесса [3, с.116].
Доктор педагогических наук Е. Н. Соловова, отмечает, что в методах проектах по иностранному языку переносится автоматически акцент с типовых заданий на творческое применение языкового материала. В данной связи по мнению Е. Н. Солововой изучения иностранного языка «превращается» в дискуссионный исследовательский клуб, который решает интересные, практически значимые и доступные ученикам проблемы по предмету [4, с.146].
Метод проектов в английском языке развивает и коммуникабельность среди учащихся. Совместное решение научной задачи стимулирует у старшеклассников отстаивать свою позицию, уметь ее аргументировать и доказать свою принципиальную позицию по определенным вопросам как перед учителем, так и перед одноклассниками.
Говоря о самостоятельности учащихся старших классов при реализации проектов в английском языке важно указать два важных аспекта. Во-первых, развивать самостоятельность в познавательной деятельности. Во-вторых, научить применять свои знания в обучении и практической деятельности.
Проекты на уроках английского языка можно разделить на следующие:
— Исследовательские проекты;
— Творческие проекты;
— Игровые проекты:
— Информационные проекты.
Проектные технологии на уроках английского языка позволяют использовать лингвострановедческий материал. В педагогической практике это касается привлечения культуроведческого и лингвострановедческого компонентов на уроках английского языка. В частности, учащиеся, работая над проектами знакомятся с культурой страны изучаемого языка. Лингвострановедение в преподавании иностранного языка позволяет формировать навыки и умения аналитического подхода к социальной природе языка. Усвоение лингвострановедческого материала позволяет извлекать из лексики изучаемого языка информацию в том виде, что и носители языка.
Метод проектов позволяет активно использовать иностранные слова на уроках и общаться на английском языке. Используя иностранную терминологию, естественным образом увеличивается словарный запас обучающихся.
В МКОУ «СОШ с. Прималкинского» метод проектов на уроках английского языка активно применяется. Учащиеся старших классов активно реализуют свои проекты на уроках английского языка, при этом расширяя свой словарный запас, совершенствуют чтение и произношения английских слов, развивают представления о другой культуре и ментальности, занимаются поиском дополнительной информации, делают акцент на интересных лексических особенностях и фактах.
Итак, резюмируя всё сказанное выше,проектная деятельность в старшей школе позволяет активизировать учащихся и выстроить диалог ученик-учитель в контексте совместной деятельности.Вконтексте рассмотренного материала необходимо сделать следующие выводы: проектное обучение на уроках английского языка, всегда ориентировано на самостоятельную активно-познавательную практическую деятельность учащихся. В контексте проектной деятельности при решении личностно-значимой проблемы, в процессе которой происходит открытие основных закономерностей научной теории и их глубокое усвоение. Проектный подход на уроках английского языка закрепился в педагогических кругах современной России.
Литература:
- Горкин А. П. Большой энциклопедический словарь (БЭС). — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Норинт, 2002. — 1456 с.
- Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н. М. Никольской; Под ред. Н. Д. Виноградова. — М.: Мир, 2019. -233 с.
- Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. — М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
- Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей. — М.: АСТ: Астрель, 2009. — 238 с.
- Туркина Н. В. Работа над проектом при обучении английскому языку// Иностр. языки в школе. -2002. — № 3. — С. 46–48.