В данной статье авторы определяют значимость применения компьютерных игр как дополнительного средства по укреплению навыков говорения и аудирования.
Ключевые слова : английский язык, компьютерные игры, подростки.
Использование компьютерных игр как дополнительное средство для изучения английского языка является главной темой исследований в последнее время. Существует определенная недооцененность или даже негативное отношение к использованию именно компьютерных игр из-за ряда следующих причин, таких как:
– вред физическому здоровью (зрение, осанка);
– вред психическому здоровью (насилие и агрессия);
– тайм-менеджмент (игра без остановки)
Данные негативные стороны также имеют место быть, но, тем не менее, стоит отметить и противоположное мнение, на которое и был сделан акцент по время проведения исследования.
Компьютерные игры интересны тем, что они погружают в виртуальный мир. Наличие интересных персонажей, диалогов и «цепляющей» истории все это способствует повышению мотивации к изучению языка. Далее будут более детально перечислены причины активизации использования ПК игр на английском языке и на что они влияют.
- Улучшение лексического запаса и аудирования.
Существует определенная лексика, которая присутствует в той или иной игре. Ее также можно разделить на две группы. Первая группа слов — это часто употребительные слова, то есть они будут встречаться не только в играх, но и в реальной жизни. Вторая группа — это уже «специализированная лексика», то есть те слова и выражения, которые относятся только к этой игре. Так как слова в игре повторяются, то любой учащийся сможет спокойно выучить от 20 до 200 новых выражений. Наличие контекста только ускорит данный процесс.
- Интерактивность и вовлеченность.
Компьютерные игры, в частности онлайн игры, способствуют взаимодействию с окружающим миром. Иными словами, сам учащийся вовлечен в процесс не только игры, но также и в процесс общения с другими игроками. Эффективность данной работы будет практически на максимуме, так как по факту, игра является имитацией реальной деятельности.
Также увеличивается мотивация, так как игрок испытывает удовольствие в процессе игры.
- Разнообразие тем игр и влияние на речь.
На данный момент существуют тысячи игр с разной тематикой: от космоса до спорта. При желании можно найти любую игру, которая повлияет на пополнение лексического запаса: от выучивания фраз и сленга до постановки предложений.
В ходе использования компьютерных игр в изучении английского языка стоит отметить следующий вопрос о внедрении игры в образовательный процесс и, по каким видам деятельности стоит внедрять. Как уже было сказано ранее, любая компьютерная игра — это виртуальный мир с персонажами и событиями. Основными коммуникаторами могут быть сами персонажи (озвучка, субтитры) и\или игрок. Если проводить параллель с традиционными методами преподавания, то это будет считаться преподаванием на основе аутентичного материала.
Аутентичность и уровни . Игровой процесс включает в себя уровни (от легкого до тяжелого). Данные уровни также имеют влияние на пополнение и развитие лексических навыков. Также игровой процесс влияет на процесс самообучения английскому языку. Ученик может сам выучить определенные грамматические и лексические единицы, так как это все было в контексте.
Приведем пример из нашего исследования. Была проведена серия игр в онлайн — игре «Roblox» в течение месяца. Roblox — это игровая онлайн — платформа, а также игровая онлайн система для создания своих игр для других пользователей [1]. Игра была выбрана по следующим критериям.
- Платформа известна тем, что внутри игры можно создавать свои игры для других пользователей;
- Имеется разная тематика игр внутри Roblox, то есть от аниме-тематики до вестерн;
- Разносюжетность;
- Наличие онлайн режима, где можно говорить по аудио-связи с другими игроками.
- Средняя продолжительность игры не ограничено. Зависит от игрока. В данном эксперименте, мы проводили за игрой 30 минут.
В ходе использования компьютерной игры в качестве дополнительного аутентичного материала мы соблюдали все этапы работы с аудированием. Единственный фактор, который сильно повлиял на нашу работу с данным материалом, это адаптация и синтез материалов игры с уроком английского языка.
В ходе внедрения компьютерной игры в образовательный процесс были использованы следующие методы работы %
– pre-listening \ pre-reading. С учеником строятся «догадки», о чем будет сегодня игра и какую лексику можно использовать;
– while-listening \ while-reading. На этом этапе было фиксирование новых слов и выражений. Так как игра шла в онлайн — режиме, то ответы и действия даны были исходя из контекста.
– After-listening \ after-reading. После полученных слов и выражений, были построены собственные ситуации, где эта лексика могла употребляться.
В результате двух проверочных работ: входной тест на знание лексики и выходной тест был замечен сильный прогресс. В лексическом аспекте по следующим темам «Daily life», «Commands», «Colors», «Game creation» и т. д. Ученик мог понимать инструкционный английский язык, то есть инструктаж по выполнению задания, благодаря использованию английского языка в самом интерфейсе игры.
Задания, которые дополнительно могут употребляться для укрепления лексических единиц:
– составление предложений, составление синонимических карт, диалоги и монологи. Данные задания укрепят знания учащихся в приобретенном лексиконе.
– задание на понимание материала, то есть вопросы — ответы.
К трудностям, можно отнести тот факт, что не все слова и выражения можно соотнести с реалиями жизни и \ или окружающей нас среды. Исходя из предыдущей трудности выходит следующая: дополнительная проработка материала. В данном случае, можно обратиться к YouTube, к рубрике лэтсплэи, где можно заранее просмотреть материал и подготовить свой активный и пассивный словари.
Выводы
В данной статье были рассмотрены преимущества и недостатки использования компьютерных игр как средства дополнительного изучения. Ключевым моментом является то, что компьютерная игра не заменит ни учителя, ни каких-либо дополнительных ресурсов для изучения языка. Рекомендуется сопровождение с дополнительными элементами, как на примере с работой с текстом или с аудиоматериалом для более эффективного результата.