Формирование орфографически и пунктуационно грамотного письма – одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии, учить младших школьников правописанию достаточно сложно. Связано это и со сложностью самой орфографической системы русского языка, и с тем, что дети, погружаясь в море орфографических правил и исключений, не могут уловить логики правописания и воспринимают орфографию как набор разрозненных, не связанных между собой «нужно» и «нельзя». Помочь школьникам усвоить внутреннюю закономерность, целесообразность правописания можно через осознание коммуникативной значимости письма.
Так как письмо – это вид речи, и с помощью письма человек выражает свои мысли, необходимо, чтобы при письме общение между пишущим и читающим было наиболее точным. Если в устной речи точности высказывания способствуют интонация, паузы, жесты, мимика и другие средства, то в письменной речи решению этой задачи во многом способствует орфография. С помощью орфографии формируется письменная речь.
Уже в начальной школе возможно добиться от ученика понимания роли правописания как средства передачи мысли на письме и показать ему значение орфографических правил для наиболее точного оформления этой мысли.
Современное содержание образования не может ограничиваться перечнем требований к предметным знаниям, учениям и навыкам. Оно должно охватить все основные компоненты социализации: 1) Систему духовно-нравственных ценностей; 2) Систему научных представлений о природе, обществе и человеке; 3) Систему универсальных учебных действий. Учителю необходимо не просто формировать навыки культуры речи, умения правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять монологические высказывания, но и «воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь…»
С введением Новых стандартов в образовании, реализующих общий принцип развития младшего школьника, появилась необходимость использования новых форм и методов обучения. Приоритетной целью стало развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Именно с целью развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка своего класса систематически использую в своей практике новые образовательные педагогические и информационные технологии, вовлекая каждого своего ученика на любом этапе обучения в активный познавательный процесс. Одной из самых эффективных технологий считаю проектную технологию.
Актуальность следующего проекта вижу в следующем:
В настоящее время остро встаёт проблема грамотности. Задача каждого, кто считает себя носителем языка, – осваивать его самостоятельно и пользоваться богатством языка в полной мере. Многие дети не любят учить правила. Часто на уроке русского языка можно услышать от учеников: «И кто придумал эти правила? И откуда они взялись?». В результате не только одному ребенку интересно: «Откуда пришли правила?»… Началась работа над проектом.
«Мы провели опрос среди своих одноклассников, спросив у них: «Для чего нам нужны правила?», «Учите ли вы правила?», «Грамотным быть модно?» «Что нужно сделать, чтобы стать грамотным человеком?», «В чём бы вы хотели быть грамотным?». Оказалось, что некоторые мои друзья не смогли ответить на первый вопрос, да и правила не все учат, а вот ответ на последние вопросы некоторых почему-то поставил в тупик. И я решил провести своё исследование», – так сформулировал актуальность своего проекта Корнилов Стас.
Предмет исследований: понятия и категории русского языка; разделы русского языка: фонетика, графика, морфология, морфемика, орфография, синтаксис, пунктуация.
Гипотеза исследования: если учить правила, осваивать понятия каждого раздела русского языка, читать полезные книги (классическую художественную литературу, энциклопедии, словари, справочники и др.), то можно стать по-настоящему грамотным и образованным человеком, а значит, открыть дорогу к образованию и постижениюобщекультурных ценностей.
Цель проекта – выявление и развитие собственного потенциала грамотного отношения к жизни, разработка алгоритма по решению орфографических и пунктуационных задач для учащихся моего класса СОШ № 1.
Задачи проекта: иметь представление о развитии письма и грамотности людей Древней Руси; изучить историю правописания русской письменности; провести опрос среди одноклассников; провести беседу с одноклассниками о пользе изучения правил русского языка; создать творческую команду неравнодушных одноклассников, с целью оказания поддержки всем желающим грамотно жить и говорить на русском языке; по возможности привлечь к участию в работе команды учащихся других классов и учителей школы; повысить собственный уровень компетентности владения русским языком; как творческий продукт, создать алгоритм по решению орфографических и пунктуационных задач.
Рис. 1. Путь к грамотности
Методы исследования: социологический опрос среди учащихся школы, чтобы узнать, как онисчитают, для чего нужно знать правила по русскому языку, и учат ли они их; проанализировать результаты опроса; собрать и обобщить информацию по теме.
Планируемые результаты проекта: объединение детей разных классов при условии проявление заинтересованности всаморазвитии и самосовершенствовании;улучшение взаимоотношений моих одноклассников и ребят из других классов; повышение собственного уровня грамотности, улучшение грамотности речи, увеличение собственного словарного запаса; выступить с проектной презентацией по изученным разделам русского языка в классе.
В ходе работы над проектом «Как стать грамотным?» обнаружилось, что одноклассники охотно помогают Стасу в опросах, исследованиях, поиске информации, дети научились работать в группах, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с источниками информации, активнее стали проявлять инициативу, мыслить творчески, относиться уважительно к результатам не только своего труда, но и одноклассника, повысилась мотивация и стремление к высоким результатам деятельности. Теперь дети не ставили под сомнение необходимость уроков русского языка, приходили с радостью, воодушевлением, отсутствием страха получить плохую оценку. У многих детей возникшие вопросы явились стимулом для получения дополнительной информации, когда словари и энциклопедии становятся настольной книгой практически каждого ученика. И урок русского языка теперь не воспринимался как один из расписания!
Основные результаты и выводы:«Наряду с национальностью, язык – это то, что делает вас представителем той страны, той нации, к которой вы себя относите»… Если вы хотите быть культурным человеком, то умение грамотно говорить и писать для вас обязательно. Использовать мою карту «Путь к грамотности» я рекомендую всем, кто любит свой язык и желает научиться всем его премудростям.
Литература:
- Борисенко И.В. О речевом аспекте в обучении орфографии. «Начальная школа». 1994.
- Казачкова С.П. Начальная школа. Оценка достижения планируемых результатов. М., «Планета», 2015.
- Канакина, В. П. Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. М., Просвещение, 2011.
- Олейник О.В. Проектная деятельность. М., «ВАКО», 2013.