В букваре, как в капле воды, отражаются требования эпохи. Он наглядно показывает, как у народа «работает голова» и как он думает о будущем своих детей.
Юрис Цыбульс
Осенью в нашей школе проводилась акция «Подари книгу школьной библиотеке» и мой одноклассник Дима принёс в дар Азбуку, по которой училась его мама. Она была совершенно другая, не такая как у нас. Я удивилась: «А разве Азбука бывает разная?»
Проблема: Апомните ли вы свои первые книжки? Помните, по каким книгам вы учились читать? — эти вопросы я задала и своим родителям, и бабушке и все они ответили, что они учились по другой Азбуке. Чтобы узнать об этом поподробнее я попыталась совершить путешествие в наше недавнее прошлое и полистать буквари разных лет.
Гипотеза: ядумаю, что со временем Азбука изменилась незначительно.
Цель работы: изучить, по каким книгам училась моя семья в разные исторические периоды.
Задачи исследования:
− изучить литературу об истории букваря;
− найти старые буквари и изучить их содержание;
− посетить школьный музей;
− изучить буквари, по которым учились мои прабабушка, бабушка, мама.
Объект исследования: буквари.
Предмет исследования: старые буквари.
Методы исследования:экскурсия в школьный музей и библиотеку, опрос, беседа, работа с источниками в интернете.
Актуальностьданной исследовательской работы заключается в выявлении влияния времени на содержание букварей, по которым учились разные поколения моей семьи. Работа даёт возможность проследить внутреннее содержание и внешнее оформление букварей. Полученный материал можно использовать на уроках и внеклассных мероприятиях, во время экскурсий в школьном музее.
Начала я своё исследование с истории возникновения азбуки. В давние-давние времена дети тоже учились в школе, но читали они не по букварю и писали не в тетрадях. В старину буквы вырезали на деревянных дощечках, а писали в тетрадях, сделанных из бересты. Потом на земле появились книги. Сначала книги были рукописные. Их переписывали от руки.
Переписывание книг занимало много времени, из-за этого книги были очень дорогие, и их было мало. Со временем люди изобрели машины, которые могли напечатать любое количество книг. Так на земле появилась первая печатная азбука — азбука Ивана Фёдорова. [1, с. 46]В те далекие от нас времена печатали разные буквари: одни для детей из богатых семей — цветные, с красивыми нарядными картинками, другие для бедных крестьянских и рабочих детей. Для простого народа, делали маленькие, плохо отпечатанные, книжки без иллюстраций. [5, с. 51]
В нашей стране жили хорошие добрые люди, которые заботились о детях. Например, русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он в своей усадьбе Ясная Поляна, на свои деньги, организовал школу для бедных крестьянских детей. Специально для этой школы он создал «Азбуку». В неё он включил маленькие рассказы на темы жизни крестьян. Многие рассказы из «Азбуки» Льва Николаевича Толстого до сих пор используются для обучения детей чтению. Например: «Лгун», «Два товарища», «Жучка», «Учёный сын» есть и в «Русской азбуке», и в «Букваре».
В ходе исследования выяснилось, что все буквари и азбуки для обучения детей нашей страны чтению и письму издавались в одном и том же издательстве — издательстве «Просвещение». Ему в 2015 году исполнилось уже 85 лет! Какие же буквари печатали в издательстве «Просвещение»? Как они изменялись? Чтобы найти ответы на эти вопросы я посетила школьный музей и библиотеку. При посещении школьного музея выяснилось, что информации о старых букварях в нём нет, зато в школьной библиотеке мне очень помогла библиотекарь Надежда Алексеевна.
Рис. 1.
Я решила провести опрос своих родственников и узнать:
1. В каком году мои родственники пошли в 1 класс?
2. Помнят ли они, по какой книге учились читать?
Сначала я узнала у мамы, когда мои ближайшие родственники пошли в первый класс. Мы посчитали, и у нас получились такие даты:
− Моя прабабушка Кудашева Галина Николаевна — в 1952 году.
− Моя бабушка Букина Марина Ивановна — в 1973 году.
− Моя мама Подлесная Екатерина Анатольевна — в 1992 году.
− Я, Подлесная Мария, — в 2015 году.
Прабабушка Галина Николаевна училась по Букварю С. П. Редозубова для школ сельской молодёжи 1945 г. Этот букварь учил дружбе и был очень добрым. Меня очень удивило, что на страницах этого букваря было показано, как писать письменные буквы! Моя бабушка училась по Азбуке А. И. Воскресенской 1958 г., одна из советских азбук, предназначенная для обучения не только чтению, но также счёту и изготовлению разных поделок. В книге много всяких обозначений и схем, которые мне показались не до конца понятными. Я заметила, что в этой Азбуке уже иллюстрации красочные.
Мама научилась читать по «Азбуке» В. Г. Горецкого, 1994 г.,а я по «Азбуке» Горецкого В. Г., Кирюшкина В. А., Виноградской Л. А. 2011 г. Эти учебники отличаются друг от друга весьма незначительно.
Я решила сравнить все эти книги и узнать насколько сильно они изменились?
Таблица 1
Название книги, авторы, год издания |
Сходства |
Различия |
«Букварь» С. П. Редозубов (для сельских школ), 1945 г. |
Встречаются одинаковые рассказы, например «Собака и кость».
|
На страницах букваря показано, как писать письменные буквы. Есть произведения об учёных (Мичурин), политиках (Сталин, Ленин), писателях и поэтах (Пушкин). Иллюстрации не цветные. |
«Азбука» А. И. Воскресенская, 1958 г. |
Есть цветные картинки, деление слов на слоги. |
Есть страницы с обучением счёту, образцы поделок из бумаги, тексты связаны с историей СССР.
|
«Азбука» В. Г. Горецкий, 1994 г. |
Есть цветные картинки, деление слов на слоги, лента букв, звуковые схемы, слоги. |
Отличается звуковыми схемами, встречаются предложения о профессиях. На форзаце книги приклеен тетрадный листочек, на котором учитель ставил отметки за чтение.
|
«Азбука» Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградская Л. А., 2011г. |
Есть цветные картинки, деление слов на слоги, лента букв, звуковые схемы, слоги. |
Отличаются более яркими картинками, звуковыми схемами, используются пословицы о профессиях, стихи классиков об истории России. Больше текстов для чтения. |
Мною были исследованы буквари и азбуки разных лет. Особый интерес вызвали книги, по которому учились мои прабабушка и бабушка. Я пришла к выводу, что в разное время, в связи с изменениями, происходящими в обществе, требования к букварям изменялись. Из букварей сегодняшнего поколения исчезли тексты Ленинской тематики, тексты о пионерской организации и октябрятах. И, наконец, «Русская азбука» В. Г. Горецкого, по которой училась я, почти полностью повторяет «Азбуку» В. Г. Горецкого, по которому училась моя мама.
Проанализировав изученное, можно сказать, что у каждого поколения была своя азбука. Азбуки на протяжении многих лет изменялись и улучшались для того, чтобы в более доступной форме и понятным языком донести до ученика нужную информацию.
Процесс познания мира многогранен, но начало этому миру познания положено в букваре.
Литература:
- Беренбаум И. Е. «История книги» 1984 г.
- Воскресенская А. И. «Букварь», Просвещение, 1959 г.
3. Горецкий В. Г. «Букварь», Просвещение, 1987 г.
4. Горецкий В. Г. «Азбука», Просвещение 2003 г.
5. Лукьяненко В. И. «Переиздания первопечатной азбуки Ивана Федорова», Л., АН СССР, 1979 г.