Чтение без принуждения: возможности песочной терапии | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №2 (11) апрель 2017 г.

Дата публикации: 26.03.2017

Статья просмотрена: 372 раза

Библиографическое описание:

Абаленский, А. С. Чтение без принуждения: возможности песочной терапии / А. С. Абаленский, З. В. Абаленская. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 2.2 (11.2). — С. 3-4. — URL: https://moluch.ru/young/archive/11/852/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье особое место уделяется проблеме формирования элементарных навыков чтения и письма у дошкольников с помощью песочной терапии. Подготовка к чтению начинается с развития фонематического слуха, с умения слышать и выделять гласные и согласные звуки в слове. Дошкольный возраст — оптимальный для знакомства и понимания звукового анализа слова, т. к. к пяти годам созревают зоны мозга, отвечающие за фонетическое восприятие речи. В статье приводятся примеры песочных игр, направленных на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук; формирование умения слышать и вычленять отдельные звуки, звукосочетания в слове; формирование элементарных навыков чтения и письма.

Ключевые слова: песочная терапия, песочные игры, читать.

Сегодня всё чаще дети ещё до поступления в первый класс умеют читать. Но некоторые родители замечают, что их ребёнок, который поначалу с большим желанием пытался читать, вдруг начинает упорно отказываться от этого занятия или выполняет его с большой неохотой. А некоторым дошкольникам навык чтения никак не даётся. Нам стало интересно узнать, возможно, ли с помощью песочных игр помочь ребёнку научиться читать, писать и поддерживать его познавательный интерес к этому виду деятельности в дальнейшем?

Целью исследования стало изучение возможностей песочной терапии в формировании элементарных навыков чтения и письма у дошкольников.

В своем исследовании мы применяли следующие методы: анализ литературы по теме исследования, наблюдение, беседа.

Гипотеза исследования: песочные игры способствуют снятию эмоционального напряжения, сопротивления обучению чтению и письму, как у взрослого, так и у ребенка, поддержанию работоспособности и ощущения успеха.

Когда я пошел в старшую группу, воспитатель начала нас учить читать. Вначале мы выучили звуки и стали их сливать в слоги. Учимся мы по зеленому букварю [2]. Он мне сразу понравился, вот только звуки что-то никак не запоминались. Дома приходилось всё время у мамы спрашивать, что эта за звук, буква. Гласные звуки А, О, И, Е, Ё, У, Я быстрее запоминались, наверное, потому что чаще встречаются в словах, чем звуки Э, Ы, Ю. Согласные еще труднее было запомнить, я их всё время путал. Тогда мама предложила поиграть с песком. Достала малую песочницу — это деревянный или пластмассовый ящик размером 50ˣ70ˣ8 см с кварцевым песком. И каждый вечер мы стали играть в следующие игры:

  1. Игры вводные, разогревающие, направленные на знакомство спесочницей. Цель: развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук [1].

«Здравствуй, песочек». Вначале мама рассказала мне о правилах поведения в песочнице. Потом на ровной поверхности песка мы с мамой по очереди делали отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной; кулачками, костяшками кистей рук, ребрами ладоней. Беседовали о том, что чувствовали. Далее скользили ладонями по поверхности песка, выполняя круговые и зигзагообразные движения.

«Пианино». Играли на поверхности песка и стола как на пианино. Сравнивали ощущения.

«Песочный дождь». Набирали двумя ладошками горсть песка и медленно высыпали его.

  1. Игры на развитие фонематического слуха. Цель: формирование умения слышать и вычленять отдельные звуки, звукосочетания в слове.

«Путешествие в страну звуков». С мамой мы путешествовали в страну «А», когда я приносил в песочницу фигурки, название которых содержали звук А в начале слова, потом — в конце, потом — в середине. Путешествовали в страну «Е», «И», «О» и т. д. В страну гласных и согласных звуков.

«Спрячь ручки, когда услышишь звук.»...

D:\D\programmi my\zoya\ДИССЕРТАЦИЯ\МОИ СТАТЬИ\Артемовские чтения 2017\Чтение\IMG_20170209_220145.jpg D:\D\programmi my\zoya\ДИССЕРТАЦИЯ\МОИ СТАТЬИ\Артемовские чтения 2017\Чтение\IMG_20170209_214312.jpg

«По камушкам шагаю, гласные (согласные) звуки называю».

  1. Игры для обучения чтению. Цель: формирование элементарных навыков чтения.

«Живые буквы». Я узнал, что могу вызывать сказочных жителей не только голосом, проговаривая, пропевая звуки, но и прописывая знаки-буквы на песке [1].

«Красивые буквы». Из разных бусин и стеклянных камушек я создавал красивые буквы на песке.

«Прятки». Моя любимая игра. Я отворачивался, а мама в это время прятала буквы в песок. Мне нужно было найти их и назвать.

«Найди и угадай на ощупь, что за буква».

«Волшебные слога». Когда машинка «Ш» ехала в гости к машинке «А», я научился сливать звуки в слоги. Потом вместе с мамой мы складывали слова, и я их читал.

  1. Игры для обучения письму. Цель: формирование графических навыков письма.

«Письмена на песке». Вначале пальчиком, а потом и карандашом, я научился писать буквы на песке. Мама показывала буквы на карточках или магнитные, а я писал их на песке. Я не боялся ошибиться, ведь на песке всё легко исправить и ничего не будет видно.

«Забавные дорожки». С помощью трафаретов я рисовал пальчиком на песке дорожки. Они мне напоминали части букв.

Каждый вечер я ждал, когда начнутся песочные игры. В итоге, мы даже создали картотеку дидактических песочных игр. И получили результат — чтение без принуждения.

Выводы:

- Игры с песком способствуют снятию эмоционального напряжения как у взрослого, так и у ребенка, что в свою очередь благоприятно сказывается на совместной деятельности обучению чтению и письму. Повышается работоспособность ребенка.

- При помощи песочной терапии можно возродить интерес детей к чтению. Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

- В песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

- Частичный перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Литература:

  1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. — 50 с.
  2. Жукова Н. С. Букварь: учебное пособие. — М.: Эксмо, 2014. — 96 с.: ил.
Основные термины (генерируются автоматически): песочная терапия, элементарный навык чтения, Игра, звук, буква, мама, песок, тактильно-кинестетическая чувствительность, фонематический слух, эмоциональное напряжение.


Ключевые слова

песочная терапия, песочные игры, читать

Похожие статьи

Развитие фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

Данная статья исследует проблему общего недоразвития речи, которое является одним из наиболее распространенных нарушений речи у детей дошкольного возраста. Авторы уделяют особое внимание фонематическим процессам и их влиянию на развитие речи у детей....

Развитие фонетических навыков у младших школьников: ключевые этапы и подходы

Фонетические навыки играют важную роль в языковом развитии младших школьников, формируя основы правильного произношения и грамотного чтения. Этот процесс требует внимательного педагогического подхода, интегрирующего игровые методики, музыкальные элем...

Развитие творческого мышления у учащихся на внеклассных занятиях с использованием дидактических игр по химии

Современный этап общественного развития характеризуется динамичными инновационными процессами, меняется взгляд на набор способностей и навыков специалиста XXI века, при этом креативное мышление является одним из ключевых среди них. Развитие творческо...

Развитие процесса чтения у детей младшего школьного возраста в онтогенезе и дизонтогенезе

Формирование у младших школьников навыка чтения — одна из главных проблем в работе логопеда. Выбор и обоснование системы коррекционной работы предполагает анализ развития навыка чтения в онтогенезе и дизонтогенезе, рассмотрение вопросов нарушения и к...

Игротерапия в работе с тревожными детьми с ОВЗ

Данная статья рассматривает применение игровой терапии в работе с тревожными детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Авторы обосновывают необходимость использования игровых методик в психологической работе с данными детьми, так как игра ...

Развитие и оценка логического мышления школьников путем решения математических задач

Развитие умственных способностей ребенка имеет особое значение в жизни. Сегодня очень важна готовность ребёнка к получению новых знаний, умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков и конструкций. Основыва...

Развитие пространственного мышления как неотъемлемый компонент, способствующий изучению дошкольниками основ алгоритмизации и программирования в цифровой образовательной среде «Пиктомир»

Дошкольное детство рассматривается в современной педагогике как самоценный и особо значимый период в становлении психики ребенка. В этот период происходит овладение ребенком культурными формами сознания и деятельности, специфически человеческими спос...

Психолого-физиологические основы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

В данной статье раскрывается представление о психолого-физиологических основах развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. В статье рассматривается изобразительная деятельность детей 4–5 лет с применением нетрадиционной техники квиллин...

STEM-технологии. Первые шаги в робототехнику: использование робота bee-boot «Пчелка» в работе с детьми дошкольного возраста

В данной статье рассматривается использование STEM-технологий с детьми дошкольного возраста и их влияние на быструю адаптацию детей в информационном пространстве и практическую реализацию полученных знаний. В статье описываются этапы работы по програ...

Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников

Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития ребен-ка. Развитие речи ребенка и рук идет параллельно. Важным аспектом выбранной темы является необходимость гармонизации мелкой моторики рук и органов речи, что способ-ствует форми...

Похожие статьи

Развитие фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

Данная статья исследует проблему общего недоразвития речи, которое является одним из наиболее распространенных нарушений речи у детей дошкольного возраста. Авторы уделяют особое внимание фонематическим процессам и их влиянию на развитие речи у детей....

Развитие фонетических навыков у младших школьников: ключевые этапы и подходы

Фонетические навыки играют важную роль в языковом развитии младших школьников, формируя основы правильного произношения и грамотного чтения. Этот процесс требует внимательного педагогического подхода, интегрирующего игровые методики, музыкальные элем...

Развитие творческого мышления у учащихся на внеклассных занятиях с использованием дидактических игр по химии

Современный этап общественного развития характеризуется динамичными инновационными процессами, меняется взгляд на набор способностей и навыков специалиста XXI века, при этом креативное мышление является одним из ключевых среди них. Развитие творческо...

Развитие процесса чтения у детей младшего школьного возраста в онтогенезе и дизонтогенезе

Формирование у младших школьников навыка чтения — одна из главных проблем в работе логопеда. Выбор и обоснование системы коррекционной работы предполагает анализ развития навыка чтения в онтогенезе и дизонтогенезе, рассмотрение вопросов нарушения и к...

Игротерапия в работе с тревожными детьми с ОВЗ

Данная статья рассматривает применение игровой терапии в работе с тревожными детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Авторы обосновывают необходимость использования игровых методик в психологической работе с данными детьми, так как игра ...

Развитие и оценка логического мышления школьников путем решения математических задач

Развитие умственных способностей ребенка имеет особое значение в жизни. Сегодня очень важна готовность ребёнка к получению новых знаний, умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков и конструкций. Основыва...

Развитие пространственного мышления как неотъемлемый компонент, способствующий изучению дошкольниками основ алгоритмизации и программирования в цифровой образовательной среде «Пиктомир»

Дошкольное детство рассматривается в современной педагогике как самоценный и особо значимый период в становлении психики ребенка. В этот период происходит овладение ребенком культурными формами сознания и деятельности, специфически человеческими спос...

Психолого-физиологические основы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

В данной статье раскрывается представление о психолого-физиологических основах развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. В статье рассматривается изобразительная деятельность детей 4–5 лет с применением нетрадиционной техники квиллин...

STEM-технологии. Первые шаги в робототехнику: использование робота bee-boot «Пчелка» в работе с детьми дошкольного возраста

В данной статье рассматривается использование STEM-технологий с детьми дошкольного возраста и их влияние на быструю адаптацию детей в информационном пространстве и практическую реализацию полученных знаний. В статье описываются этапы работы по програ...

Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников

Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития ребен-ка. Развитие речи ребенка и рук идет параллельно. Важным аспектом выбранной темы является необходимость гармонизации мелкой моторики рук и органов речи, что способ-ствует форми...

Задать вопрос