Букварь — первая учебная книга, которая попадает в руки ребенка. Основным материалом букваря являются буквы, буквосочетания, слоги, цифры, грамматические сведения, обращения к детям и родителям, наставления, текстовые и иллюстративные материалы, схемы, таблицы. Он не только обучает грамоте, но и дает сведения о жизни страны, в которой мы живем, о её народе, культуре.
Исследовав буквари разных исторических эпох, можно сделать выводы о том, что содержание этого учебного пособия меняется в ходе исторического развития страны. Изданные в разное время буквари имеют разное художественное оформление и текстовое наполнение, соответствующее эпохе. Тексты религиозно-нравственного содержания дополнялись сведениями по математике, истории и географии, затем сменялись текстами с политической окраской. Современные буквари содержат игровые задания, в них уживаются герои сказок, популярных детских телепередач, мультфильмов. Проанализировав содержание букварей последнего десятилетия, выявлена замена образов и понятий: людей заменяют животные, не представлены понятия любви к природе, родине, к учебе, стремления к взаимопомощи, присутствуют примеры неправильного поведения: лени, лжи, злости и т. п. По содержанию современный букварь перестал быть связанным с повседневной реальностью. Это показывает негативную тенденцию развития оформления и содержания букварей, влекущих за собой явную дезориентацию детей в системе нравственных ценностей и идеалов. Как показал эксперимент «А Вы помните свой букварь?», в памяти человека сохраняются отдельные элементы оформления и содержания книги, по которой он учился грамоте. Чаще запоминаются на всю жизнь веселые стихотворные строки, загадки. Устойчивыми являются ассоциации, связанные с образом букв. Следовательно, оформление страниц букваря — не просто создание забавной картинки, а серьезная работа, направленная на формирование мировоззрения, устойчивых образов и понятий.