Букварь как первая учебная книга: изменение художественного оформления и содержания букваря в разные исторические периоды | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Высокая практическая значимость Необычная тема исследования

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №11 (52) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 29.11.2021

Статья просмотрена: 80 раз

Библиографическое описание:

Скудаев, Ян. Букварь как первая учебная книга: изменение художественного оформления и содержания букваря в разные исторические периоды / Ян Скудаев, Л. Н. Лобачева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 11 (52). — С. Т.1. 24. — URL: https://moluch.ru/young/archive/52/2308/ (дата обращения: 16.11.2024).



Букварь — первая учебная книга, которая попадает в руки ребенка. Основным материалом букваря являются буквы, буквосочетания, слоги, цифры, грамматические сведения, обращения к детям и родителям, наставления, текстовые и иллюстративные материалы, схемы, таблицы. Он не только обучает грамоте, но и дает сведения о жизни страны, в которой мы живем, о её народе, культуре.

Исследовав буквари разных исторических эпох, можно сделать выводы о том, что содержание этого учебного пособия меняется в ходе исторического развития страны. Изданные в разное время буквари имеют разное художественное оформление и текстовое наполнение, соответствующее эпохе. Тексты религиозно-нравственного содержания дополнялись сведениями по математике, истории и географии, затем сменялись текстами с политической окраской. Современные буквари содержат игровые задания, в них уживаются герои сказок, популярных детских телепередач, мультфильмов. Проанализировав содержание букварей последнего десятилетия, выявлена замена образов и понятий: людей заменяют животные, не представлены понятия любви к природе, родине, к учебе, стремления к взаимопомощи, присутствуют примеры неправильного поведения: лени, лжи, злости и т. п. По содержанию современный букварь перестал быть связанным с повседневной реальностью. Это показывает негативную тенденцию развития оформления и содержания букварей, влекущих за собой явную дезориентацию детей в системе нравственных ценностей и идеалов. Как показал эксперимент «А Вы помните свой букварь?», в памяти человека сохраняются отдельные элементы оформления и содержания книги, по которой он учился грамоте. Чаще запоминаются на всю жизнь веселые стихотворные строки, загадки. Устойчивыми являются ассоциации, связанные с образом букв. Следовательно, оформление страниц букваря — не просто создание забавной картинки, а серьезная работа, направленная на формирование мировоззрения, устойчивых образов и понятий.



Похожие статьи

О значении книги «История военной лексики в русском языке (XI-XVII вв.)» Сороколетова Ф. П. при изучении военной терминологии русского языка

Исторические этапы развития образования и педагогики в России

Методологические проблемы обучения компетенциям разговорного стиля (сокращений и аббревиаций) в контексте современного высшего образования Украины

Фотографический материал при изучении новейшего времени: интерпретация и значение фото в истории XX века

Визуальный язык картографии: эволюция графического образа и его состояние в эпоху электронной коммуникации

Уроки Холокоста как историческая и нравственная память народов (из опыта работы)

Теоретические и исторические основы двуязычия в детских изданиях

Направления и методы изучения детской речи в отечественной и зарубежной лингвистике

Интерпретация как метод изучения произведений зарубежной литературы в V-IX классах

Историко-педагогический анализ понятия «нравственные ценности» в системе образования

Похожие статьи

О значении книги «История военной лексики в русском языке (XI-XVII вв.)» Сороколетова Ф. П. при изучении военной терминологии русского языка

Исторические этапы развития образования и педагогики в России

Методологические проблемы обучения компетенциям разговорного стиля (сокращений и аббревиаций) в контексте современного высшего образования Украины

Фотографический материал при изучении новейшего времени: интерпретация и значение фото в истории XX века

Визуальный язык картографии: эволюция графического образа и его состояние в эпоху электронной коммуникации

Уроки Холокоста как историческая и нравственная память народов (из опыта работы)

Теоретические и исторические основы двуязычия в детских изданиях

Направления и методы изучения детской речи в отечественной и зарубежной лингвистике

Интерпретация как метод изучения произведений зарубежной литературы в V-IX классах

Историко-педагогический анализ понятия «нравственные ценности» в системе образования

Задать вопрос