Иллюстрирование как средство активизации интереса и понимания читающих | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №7 (59) июль 2022 г.

Дата публикации: 14.06.2022

Статья просмотрена: 93 раза

Библиографическое описание:

Козлова, А. Ю. Иллюстрирование как средство активизации интереса и понимания читающих / А. Ю. Козлова, О. А. Белова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 7 (59). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/young/archive/59/3079/ (дата обращения: 22.11.2024).



Работа, далее по тексту проект, описывает методику использования иллюстраций, как способ стимуляции визуального мышления, предполагает создание творческого альбома авторских иллюстраций [1].

Ключевые слова: визуальное мышление, интерес, литература, иллюстрация.

В последние десятилетия изменилось информационное пространство вокруг нас: традиционная письменная культура с преобладающим в ней линейным текстом стремительно сменяется культурой визуальной [1,5,6] . Мир, насыщенный электронными коммуникациями, формирует иной тип восприятия и культуру мышления, ориентированную на нетекстовую, образную информацию, позволяющую быстро переключаться между разрозненными и разнородными смысловыми фрагментами. В первую очередь новый тип мышления формируется у детей и подростков [1,6]. Это дало посыл к наблюдениям, и как итог этих наблюдений — постановка проблемы: отсутствие интереса к материалу школьной программы [2]. Складывается впечатление, что книга, как источник информации, опыта, чувств и вдохновения, стала не актуальна для современного человека [2]. И чтобы убедиться [2] или опровергнуть свои догадки [2], мы решили провести исследование, взяв за объект произведения литературы, составляющие школьную программу [2,3]. Проведя опрос среди учащихся среднего звена школы № 16 г. Белово Кемеровской области на предмет понимания и восприятия смысла, образов, характеров, изучаемых произведений литературы школьной программы [2], и проанализировав его, мы смогли выдвинуть следующие предположения:

— Произведения классической литературы малопонятны и малоинтересны, поскольку быт, уклад [1], и происходящие на этом фоне события, сильно отличаются от современных реалий.

— Современному школьнику интереснее просмотр экранизации произведения, поскольку мультимедийная информация легкодоступна и понятна, и в этом ей главный помощник — визуальный ряд.

— Современный читатель оценивает ни только содержание книги, но и наполнение и оформление её [2].

На основании этого можно выделить актуальность проблемы: необходимо облегчить восприятие и вследствие этого поднять интерес к художественной литературе школьной программы [2,4].

Цель работы: создание альбома иллюстраций к произведениям школьного курса литературы [1,4].

Основные задачи проекта:

  1. Определить уровень понимания и восприятия текстов художественных произведений литературы школьной программы.
  2. Выявить и проанализировать, чем вызваны затруднения в понимании и малый интерес к ним.
  3. Создать творческий альбом авторских иллюстраций.
  4. Познакомить учащихся с иллюстрациями к произведениям [1,4].

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  1. Продуктом проекта является альбом авторских иллюстраций, отражающий восприятие образов художественной литературы, характерных возрастным особенностям учащихся 5–9 классов.
  2. Знакомство учащихся со средствами выражения [1] литературных образов, посредствам визуального ряда — иллюстраций.
  3. Стимуляция интереса и понимания произведений художественной литературы с помощью художественных средств выражения и творческого подхода [1,3].

Краткая характеристика продукта.

Продукт — альбом открывается поэтическими произведениями:

— Лирика Федора Ивановича Тютчева отображается в таких красках, что передаёт немного ощущения чего-то сказочного и безвозвратно утерянного, застывшего в истории очарования старого города.

— Символические строки Алексея Константиновича Толстого отожествлены с могучей силой природы.

— Живопись на поэтические строки Саши Чёрного , такие игривые и понятные каждому, пейзажи, которые видит любой из нас, повсеместны и такие читаемые.

— Иллюстрация к Михаилу Михайловичу Пришвину, признанного мастера олицетворения природы, который не только видел и наблюдал, но и слышал и осязал, передовая и вкладывая это в строки своих произведений. Его фраза «Мне нужен какой-нибудь кончик природы, похожий на человека …» [7] говорит [7] об отношении к природе, как к живому организму — человеку, именно это и показано на иллюстрации — окружающий нас мир живой природы, как девушку несущую жизнь.

— Иллюстрации к произведениям Александра Сергеевича Пушкина , это фейерверк красок, перемешенных с фольклором, пронизанных русским духом. И от каждой строки шлейф русской сказки, красоты слога и мазка.

Народное устное творчество — сказки, песни, потешки, прибаутки — дают посыл к фантазийным, колоритным и непосредственным воплощениям на бумаге.

Василий Макарович Шукшин , его отношение к Родине, к Родному краю, к человеку, живущему рядом с нами, его наблюдательность, теплота и любовь — всё это легко передаётся в иллюстрациях. Красота Алтая — жёлтого от полевых трав в контрасте могучих кедров, его герои такие характерные, добрые и смешные — простой человек на своей земле.

Думая о сложности жизненного пути человека, нам хочется остановится на произведении Владислава Титова — нашего современника, шахтёра, человека, потерявшего руки и написавшего своё творение карандашом, который держал зубами. Именно его судьба и дала мне посыл к этой иллюстрации, в которой показан тяжкий труд, мрак, трагизм, и в то же время, луч света надежды и желания жить. Эта тема — жажда жизни, трагичности судеб прослеживается и в следующих иллюстрациях, посвящённым памяти Великой Отечественной войны.

Таким острым пятном страниц истории Великой Отечественной войны являются концлагеря. И думая об этом — тяжелом не всегда нами осознанном, поскольку это невозможно, ни понять, ни осознать, настолько боль велика и ужас, я передала символически — на образах, взяв за ориентир одно из современных и экранизируемых произведений Томаса Кенелли «Список Шиндлера».

В продолжение страниц судеб, которые далее прослеживаются в иллюстрациях — стихотворение, написанное в 1943 году Вероникой Тушновой «Кукла», где показана вся боль утраты глазами ребёнка, на образе потерянной куклы.

В заключении — графика, посвященная строкам известной песне-балладе «Бухенвальдский набат» , отдавая тем самым дань памяти и ставя таким образом точку в серии иллюстраций.

Каждая иллюстрация альбома была выполнена в отдельной технике с использованием разных материалов и отожествляется соизмеримо тем чувствам, эмоциям и восприятию образов того произведения, к которому она была написана. Неслучайно техники исполнения и манера письма лирики, сказок или произведений, основанных на реальных событиях — различна: жесткая графика или легкие пейзажи — всё это показывает уровень понимания, образности и накала чувств, которые вызывает прочитанное произведение. Результатом проделанной аналитической работы стало исследование, которое, как и продукт, стимулировало не только интерес к литературе, но к творческому процессу (созданию иллюстрации), а также к анализу данных произведений школьной программы [1]. Это и предаёт этому проекту практическое применение [1].

Литература:

  1. Козлова А. Ю. Иллюстрирование художественных произведений как средство активизации интереса и понимания читающих / [Электронный ресурс] электрон. б-ка. — Режим доступа к ст.: https://centreinstein.ru/wp-content/uploads/2021/04/public_12.04.21_03.docx https://centreinstein.ru/top/publicacii/npk/p225/
  2. Козлова А. Ю. Иллюстрирование художественных произведений как средство активации интереса и понимания читающих / [Электронный ресурс] электрон. б-ка. — Режим доступа к ст.: https://moluch.ru/young/archive/44/2365/, https://elibrary.ru/item.asp?id=44815606
  3. Козлова А. Ю. Иллюстрирование художественных произведений как средство активизации интереса и понимания читающих / [Электронный ресурс] электрон. б-ка. — Режим доступа к ст.: https://school-science.ru/15/10/51028, https://school-science.ru/15/10/51028? %3F %3Fhistory=15&pfid=1&sample=12&ref=1
  4. Козлова А. Ю. Иллюстрирование художественных произведений как средство активизации интереса и понимания читающих / [Электронный ресурс] электрон. б-ка. — Режим доступа к ст.: https://schoolstars.ru/item-work/2021–2044/
  5. Маклюэн, М. Понимание медиа. Внешние расширения человека / М. Маклюэн; пер. В. Г. Николаев // Либрусек [Электронный ресурс]: электрон. б-ка. — Режим доступа к ст.: http://lib.rus.ec/b/154221/read#t2.
  6. Ромашина Е. Ю. Взаимосвязи текста и визуального ряда в российских школьных учебниках рубежа XIX–XX вв./ Проблемы образования № 6–2004 //Либрусек [Электронный ресурс]: электрон. б-ка. — Режим доступа к ст.: http://www.pmedu.ru
  7. Природа и человек в творчестве М. Пришвина/Педагогика школьная/ [Электронный ресурс] электрон. б-ка. — Режим доступа к ст.: https://portalus.ru


Похожие статьи

Иллюстрирование художественных произведений как средство активации интереса и понимания читающих

Статья описывает методы использования иллюстраций, как способ стимуляции визуального мышления на примере учебной программы по предмету литература среднего звена общеобразовательной школы.

Обучение, ориентированное на концептуальное понимание в учебной программе IB посредством изобразительного искусства

В статье авторы исследует значение преподавания искусства в учебной программе IB и то, как оно развивает концептуальное понимание учащихся основной школы для создания собственных творческих работ через анализ произведения искусства.

Творческий подход к обучению в проектной графике

Статья рассказывает о проектной графике, как средстве профессиональной подготовки студентов-дизайнеров и необходимости творческого подхода в системе проектной деятельности.

Использование подхода Lesson Study для активизация творческого потенциала

В статье автор предлагает идеи для активизации творческого потенциал учащихся через исследовательскую деятельность на уроке искусства по программе международного бакалавриата.

Учебное исследование художественного текста как условие эффективного обучения

Эта статья посвящена вопросу исследования художественного текста, в системе литературного образования школьника. Автор рассматривает учебное исследование художественного текста как условие эффективного обучения. Особое внимание акцентируется на проце...

Арт-медиация в деятельности художественных музеев

Данная статья посвящена актуальной проблеме поиска новых средств вовлечения посетителей музея в диалог и дискуссии в пространстве музея. Арт-медиация рассматривается как эффективное метод образовательной деятельности художественного музея.

Жанровая реинтерпретация художественного текста как форма творческо-аналитической работы в рамках проектной деятельности обучающихся

В статье описывается методика и опыт автора в реализации проекта жанрового реинтерпретирования художественного текста, а также возможность применения данной формы работы в школьном образовании.

Эмпатия и рефлексия как основы дизайн-мышления

В статье рассматривается дизайн-мышление как разновидность профессионального мышления, направленного на поиск нового способа принятия решений в бизнесе и продвижение товара или услуги на внутреннем и международном рынке, а также как руководство к дей...

Микротекст как педагогическое понятие

Статья посвящена анализу педагогических возможностей микротекстов. Рассматривая микротексты как современное средство обучения, автор обосновывает положение о том, что их систематическое использование в процессе обучения будет способствовать формирова...

Микротекст как современное педагогическое средство

Статья посвящена анализу педагогических возможностей микротекстов. Рассматривая микротексты как современное средство обучения, автор обосновывает положение о том, что их систематическое использование в процессе обучения будет способствовать формирова...

Похожие статьи

Иллюстрирование художественных произведений как средство активации интереса и понимания читающих

Статья описывает методы использования иллюстраций, как способ стимуляции визуального мышления на примере учебной программы по предмету литература среднего звена общеобразовательной школы.

Обучение, ориентированное на концептуальное понимание в учебной программе IB посредством изобразительного искусства

В статье авторы исследует значение преподавания искусства в учебной программе IB и то, как оно развивает концептуальное понимание учащихся основной школы для создания собственных творческих работ через анализ произведения искусства.

Творческий подход к обучению в проектной графике

Статья рассказывает о проектной графике, как средстве профессиональной подготовки студентов-дизайнеров и необходимости творческого подхода в системе проектной деятельности.

Использование подхода Lesson Study для активизация творческого потенциала

В статье автор предлагает идеи для активизации творческого потенциал учащихся через исследовательскую деятельность на уроке искусства по программе международного бакалавриата.

Учебное исследование художественного текста как условие эффективного обучения

Эта статья посвящена вопросу исследования художественного текста, в системе литературного образования школьника. Автор рассматривает учебное исследование художественного текста как условие эффективного обучения. Особое внимание акцентируется на проце...

Арт-медиация в деятельности художественных музеев

Данная статья посвящена актуальной проблеме поиска новых средств вовлечения посетителей музея в диалог и дискуссии в пространстве музея. Арт-медиация рассматривается как эффективное метод образовательной деятельности художественного музея.

Жанровая реинтерпретация художественного текста как форма творческо-аналитической работы в рамках проектной деятельности обучающихся

В статье описывается методика и опыт автора в реализации проекта жанрового реинтерпретирования художественного текста, а также возможность применения данной формы работы в школьном образовании.

Эмпатия и рефлексия как основы дизайн-мышления

В статье рассматривается дизайн-мышление как разновидность профессионального мышления, направленного на поиск нового способа принятия решений в бизнесе и продвижение товара или услуги на внутреннем и международном рынке, а также как руководство к дей...

Микротекст как педагогическое понятие

Статья посвящена анализу педагогических возможностей микротекстов. Рассматривая микротексты как современное средство обучения, автор обосновывает положение о том, что их систематическое использование в процессе обучения будет способствовать формирова...

Микротекст как современное педагогическое средство

Статья посвящена анализу педагогических возможностей микротекстов. Рассматривая микротексты как современное средство обучения, автор обосновывает положение о том, что их систематическое использование в процессе обучения будет способствовать формирова...

Задать вопрос