От социологического исследования до литературно-познавательной игры | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Высокая практическая значимость Высокая научная новизна Актуальная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №2 (32) февраль 2020 г.

Дата публикации: 03.02.2020

Статья просмотрена: 260 раз

Библиографическое описание:

Аганина, Е. А. От социологического исследования до литературно-познавательной игры / Е. А. Аганина, А. В. Глебов. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 2 (32). — С. 74-82. — URL: https://moluch.ru/young/archive/32/1883/ (дата обращения: 22.12.2024).



Актуальность. В настоящее время люди стали меньше читать, и уровень разговорной речи становится хуже, а некоторые даже не знают самых известных писателей. Особенно эта проблема актуальна среди современных школьников, так как некоторые не имеют времени, другие после учебы очень устают и поэтому уже не могут читать, другие же больше предпочитают проводить время в сети Интернет или слушать музыку.

Современные социальные исследования показывают, что свободное время люди всё больше тратят на просмотр телевизионных передач или фильмов, общение в социальных сетях или другие развлечения [1–5]. Многие не могут правильно ответить на такие простые вопросы, как «В каком веке родился тот или иной поэт, писатель?», «В каком городе он родился?». Результаты этих исследований свидетельствуют о том, более 50 % молодых семей и школьников легче запоминают материал в форме игры, а 77 % играют в настольные игры [6].

Многие литературные игры строятся по принципу таких игр, как «Где логика?», «Что? Где? Когда?», «Пойми меня», «Брейн-ринг», «Угадай мелодию», «Мозговой штурм» и других [6]. Основываются они на применении своего интеллекта, жизненного опыта, эрудиции; коллективном выполнении заданий; применении продуктивного мышления. В последнее время появилось много игр разработанных по принципу мемо-карт, то есть направленных на развитие зрительной памяти и литературного кругозора.

Современные школьники больше должны читать русскую литературу, так как должны знать прошлое нашей родины, узнавать о ней что-то новое, поэтому, развитие интереса к чтению у современного школьника является актуальной исследовательской задачей, для решения которой необходимо:

1. Определить отношение школьников к чтению книг.

2. Выявить литературные жанры, предпочитаемые для чтения подростками.

3. Изучить популярность книг среди подростков.

4. Выявить предпочитаемые источники получения литературы.

5. Выяснить, когда и в каких местах школьники чаще всего читают книги.

6. Разработать предложения по развитию интереса к чтению книг у современных школьников.

7. Предложить механизм реализации по развитию интереса к чтению книг у современных школьников.

Для решения поставленной задачи авторы предлагают пройти путь от социологического исследования до создания литературно-экономической игры в два этапа:

– теоретический, включающий социологическое исследование отношения современных школьников (в возрасте 11–16 лет) к литературе, выявление их литературных предпочтений и разработку предложений по развитию интереса учеников к чтению книг;

– практический, основанный на разработке макета настольной литературно-экономической игры для школьников 11–17 лет, способствующей развитию интереса к прочтению целого ряда классических произведений и изучению биографии авторов. Кроме литературных предпочтений игра развивает бизнес мышление современного школьника и учит его финансовой грамотности, путем использования в игре, в качестве основы, товарно-денежных отношений.

Методика исследования . В ходе социологического исследования было опрошено 77 подростков — учеников 5, 7 и 10 классов школы № 14 г. Верхняя Салда. В данном исследовании использовался метод письменного опроса в форме анкетирования, которое проводилось с участием учителя русского языка и литературы высшей категории школы № 14 Е. И. Павловой. Генеральную совокупность представили подростки в возрасте от 11 до 17 лет. С целью достижения наибольшей объективности анкетирование проводилось анонимно. Для оперативного сбора информации предпочтение отдавалось стихийной выборке, репрезентативность которой обеспечивалась пропорциональностью количества учащихся в разных учебных классах, а также относительно равномерным распределением по полу и возрасту.

Графическая интерпретация количественных показателей проводилась с использованием самостоятельно составленных статистических таблиц и диаграмм в программе ExcelMSOffice. Самыми активными участниками исследования оказались ученики 7-х классов.

Возрастную структуру выборки составили: ученики 5-х классов составили 25,97 %; 7-х классов — 53,25 %; 10-х классов — 20,78 %.

Социологическое исследование . Для того чтобы ответить на вопрос: «Как развить интерес к чтению у современного школьника», необходимо сначала выяснить, читают ли современные школьники, и что препятствует чтению книг.

Данные рисунка 1а показывают, что доля читающих литературу школьников в возрасте от 11 до 16 лет составляет 81 %. Это достаточно высокий показатель. Углубляясь в исследование можно увидеть, что доля читающих школьников уменьшается с возрастом и для учащихся 10-го класса она на 21 % ниже по сравнению с учащимися 5-х классов.

Ответ на 2 и 3 вопрос должны были дать только те респонденты, которые на первый вопрос дали ответ «нет», то есть, что они не читают книги. Но на эти вопросы дали ответ многие школьники, читающие книги и посчитавшие, что у них также есть определенные затруднения. Поэтому далее проанализированы все ответы.

Распределение учащихся, ответивших на вопрос: «Читаете ли вы книги?»: а) среди всех респондентов; б) по классам, в которых учатся респонденты

Рис. 1. Распределение учащихся, ответивших на вопрос: «Читаете ли вы книги?»: а) среди всех респондентов; б) по классам, в которых учатся респонденты

Для изучения обстоятельств, препятствующих чтению, школьникам было предложено 4 варианта ответа: нет возможности купить книги, недостаток свободного времени, отсутствие интереса, проблемы со здоровьем.

На рисунке 2 представлен анализ, из которого видно, что проблемы со здоровьем ни коем образом не влияют на интерес к чтению книг. Возможность приобретения книги также имеет ничтожное влияние (1 %, рис. 2а).

Анализ рисунка 2а показывает, что основным обстоятельством (38 %), препятствующим чтению книг школьниками в целом, является недостаток свободного времени, однако рисунок 2б демонстрирует, что это в большей мере относится к учащимся 5-го класса. На основании данной диаграммы можно сделать вывод, что чем старше учащиеся, тем меньше они загружены дополнительными занятиями в кружках, секциях и так далее, которыми родители учеников пятых классов занимают большую часть их свободного времени. Часть школьников (12 %, рис. 2а) честно ответили, что не имеют интереса к чтению книг. Остальные 49 % респондентов на данный вопрос не ответили, так как на первый вопрос ответили положительно, как было отмечено выше.

Обстоятельства, препятствующие чтению книг: а) среди всех респондентов; б) по классам, в которых учатся респонденты

Рис. 2. Обстоятельства, препятствующие чтению книг: а) среди всех респондентов; б) по классам, в которых учатся респонденты

В завершение для выявления отношения современных школьников к чтению книг респондентам был задан вопрос: «Будете ли Вы читать в будущем?», на который 40 % респондентов ответили, что будут, 30 % — скорее будут читать и 9 % — не будут читать.

Таким образом, выявлено отношение группы школьников к чтению книг, несмотря на бытующее мнение об отсутствии интереса современные школьники в большей своей массе читают литературу. Отмечено снижение интереса к чтению книг у учеников старших классов. Возможно, это связано с тем, что ученики 5 и 7 классов больше читают в рамках школьной программы. Этот вопрос мы рассмотрим дальше.

Для решения второй и третьей задач школьникам были предложены следующие литературные жанры [7]: детектив, научно-популярная литература, повесть, поэзия, сказка, фэнтези, фантастика, рассказ, роман.

Лидирующие позиции здесь занимают фантастика и детективы (рис. 3а), при этом рисунок 3б показывает, что наибольший интерес среди респондентов к этим жанрам проявляют учащиеся 5 и 7 классов. Более четверти респондентов отдают предпочтение фэнтези, рассказам и романам.

Жанры литературы, предпочитаемые школьниками: а) среди всех респондентов; б) по классам, в которых учатся респонденты

Рис. 3. Жанры литературы, предпочитаемые школьниками: а) среди всех респондентов; б) по классам, в которых учатся респонденты

Таким образом, можно сделать вывод, что школьники данной категории не зацикливаются на каком-то одном жанре или направлении в литературе. Несмотря на это, большинство респондентов ответили, что читают классическую литературу (рис. 4а).

Однако анализ графика на рисунке 4б показывает, что интерес к классической литературе снижается с повышением возраста школьников и 38 % учеников 10 класса ответили, что не читают классическую литературу.

Предпочтение в чтении классической литературы: а) среди всех респондентов; б) по классам, в которых учатся респонденты

Рис. 4. Предпочтение в чтении классической литературы: а) среди всех респондентов; б) по классам, в которых учатся респонденты

Помимо всего прочего современные школьники отдают предпочтение зарубежной литературе (рис. 5). Возможно, это связано с тем, что в большинстве своём современная отечественная литература характеризуются лёгкостью изложения и оторванностью от реальности.

Литературные предпочтения школьников

Рис. 5. Литературные предпочтения школьников

16 % читают как зарубежную, так и отечественную литературу, 30 % респондентов отдают предпочтение отечественной литературе.

Дальнейшее изучение литературных предпочтений современных школьников было направлено на выявление их мотивации к чтению книг. Анализ диаграмм на рисунке 6 позволяет сделать вывод о большом личном интересе, проявляемом при выборе и чтении книг школьниками, в большей степени это относится к ученикам 7-х классов. На наш взгляд, это происходит по причине развития романтических отношений в данном возрасте. В качестве мотивации респонденты отметили такие факторы как познавательный интерес и стремление найти ответы на свои вопросы, они набрали более 30 %.

Мотивация чтения книг школьниками: а) среди всех респондентов; б) по классам, в которых учатся респонденты

Рис. 6. Мотивация чтения книг школьниками: а) среди всех респондентов; б) по классам, в которых учатся респонденты

Диаграмма на рисунке 6б подтверждает сделанный ранее вывод о том, что ученики 10 классов читают гораздо меньше в рамках школьной программы, это объясняет падение мотивации к чтению. Но одновременно с этим остается личный интерес к чтению книг и определенная часть школьников, читающих от скуки. Особенно выделяются ученики 5 классов, которые читают книги стремясь узнать новое, найти ответы вопросы.

На основании выше изложенного установлено, что школьники 5, 7 и 10 классов предпочитают читать детективы и фантастику, большинство из них периодически читает классическую литературу. Зарубежная литература превалирует над отечественной, а основной мотивацией для чтения книг служит личная заинтересованность, стремления узнать что-то новое и найти ответы на свои вопросы.

В современном мире трудно игнорировать электронные книги, возможность читать книги, используя телефон, планшет и т. д. Об этом свидетельствуют и результаты опроса (рис. 7), по результатам которого 20 % респондентов отдают предпочтение электронным носителям, но читающих бумажные книги всё-таки больше, их 32 %. 48 % школьников читают как бумажные книги, так и книги на электронных носителях.

Предпочтения при выборе варианта книги

Рис. 7. Предпочтения при выборе варианта книги

Далее респондентам было предложено ответить на вопрос о месте, где они чаще всего читают книги (рис. 8).

Так как наш город относительно небольшой, в нем нет такой транспортной инфраструктуры как в Москве, Новосибирске и других крупных городах, то чтение в транспорте ограничено, поэтому в транспорте читают лишь 5 % опрошенных школьников. Лишь 12 % респондентов используют время отдыха, каникул, поездок в отпуск с родителями, 26 % — ответили, что читают в школе, наверное, имея в виду и перемены и урочные часы, то есть школьную программу. Это вновь подтверждает сделанные раннее выводы о снижении мотивации к чтению учеников старших классов. Результаты опроса показывают, что в школе читают более 30 % учеников 5 и 7 классов и лишь 6 % учеников 10-го класса. Подавляющее большинство (81 %) предпочитают читать книги дома.

Предпочтительные места чтения книг

Рис. 8. Предпочтительные места чтения книг

Изложенное выше подтверждает анализ рисунка 9, из которого следует, что ученики 10-го класса в большей массе читаю лишь 1–2 часа в неделю. Больше всего читают ученики 5-х классов. Видимо, это связано со школьной программой.

Время, затрачиваемое школьниками на чтение, часов в неделю: а) среди всех респондентов; б) по классам, в которых учатся респонденты

Рис. 9. Время, затрачиваемое школьниками на чтение, часов в неделю: а) среди всех респондентов; б) по классам, в которых учатся респонденты

На диаграмме не учтено 8 % не ответивших на данный вопрос учеников. В целом школьники читают 1–5 часов в неделю. Это, в общем-то, не плохо, учитывая учебную нагрузку и дополнительные занятия в кружках, секциях и т. п.

В завершение опроса школьникам был задан вопрос о наличии у них домашней библиотеки (рис. 10). В подавляющем большинстве семей есть домашняя библиотека, что способствует развитию интереса к чтению современного школьника.

Наличие домашней библиотеки

Рис. 10. Наличие домашней библиотеки

Анализ настольных игр в городе Верхняя Салда показал, что игр, посвященных литературе, практически нет. Исходя из опроса и анализа игр, сделан вывод, что проблема актуальна, что стоит реализовать проект, направленный на развитие интереса к литературе, к биографии великих поэтов и писателей.

В качестве вклада в развитие интереса к чтению современных школьников мы предлагаем настольную литературно-познавательную игру «Литературный калейдоскоп», которая будет способствовать закреплению школьного материала в части изучения основных биографических данных писателей и поэтов, а также развитию интереса к определенным произведениям для дальнейшего их прочтения.

Описание игры «Литературный калейдоскоп»

Настольная литературно-познавательная игра «Литературный калейдоскоп» предназначена для расширения кругозора, развития внимания и бизнес-мышления. По замыслу авторов благодаря этой игре подросток, молодой человек или взрослый проявит интерес к прочтению целого ряда классических произведений и изучению биографии авторов.

Игра имеет образовательную функцию, используемые карточки и игровое поле немного расскажут о жизни и творчестве великих писателей и поэтов. Это, несомненно, должно заинтересовать игроков и подвигнуть их на прочтение того или иного произведения. В игре использовано 24 произведения 24 великих писателей и поэтов.

Основная идея игры заключается в том, что игроки, путешествуя по миру, приобретают произведения разных писателей и поэтов, известных в 19–20 веках, собирая их в комплект для сценария Литературного калейдоскопа. Являющегося разновидностью капустника. Игровое поле построено таким образом, что, передвигаясь по нему игроки знакомятся с местом рождения того или иного писателя. Передвигаясь по игровому полю, игроки знакомятся с местом рождения того или иного писателя. Путешествие происходит по импровизированной дороге, на которой расположены города, губернии и штаты в последовательности максимально приближенной к реальной карте мира, развитию географических познаний. Попадая в тот или иной населенный пункт, игрок узнает, какой автор в нем родился и в какие годы он жил. Приобретая произведение, игрок получает карточку этого произведения, содержащую информацию о некоторых его героях.

Кроме этого, игровые карточки содержат цитаты из многих других произведений, а также информацию о денежных единицах, используемых разными писателями в своих произведениях. Все это способствует развитию кругозора и образованности школьников.

В целом игра подходит для возрастной категории 10+. Возраст игроков не ограничен и, по нашему мнению, игра может занять достойное место при проведении семейного досуга. В эту игру может играть несколько игроков. Оптимальное количество игроков 2–6 человек. Правила игры осознано не приводятся авторами.

Комплект игры включает в себя:

Игровое поле (рис. 11) с нанесенным на него названием игры на фоне коллажа из иллюстраций различных литературных произведений. На этом же фоне изображена импровизированная дорога с кружками и звездочками, обозначающими пункты остановки. От кружков и звездочек стрелки указывают на сектор, обозначающий действие, которое должен совершить игрок в соответствии с правилами, изложенными выше.

Состав комплекта игры «Литературный калейдоскоп»

Рис. 11. Состав комплекта игры «Литературный калейдоскоп»

Карточки произведения с лицевой стороны содержит: название произведения; иллюстрацию портрета автора; начальную игровую стоимость, которую платит игрок при покупке данного произведения. С обратной стороны приведены: таблица, содержащая ф. и.о. автора и название произведения; стоимость приобретения одного из 4 персонажей и стоимость покупки главного героя, указанного в списке в нижней строчке. Напротив каждого персонажа обозначена стоимость оброка, выплачиваемая игроку другими участниками в случае попадания их фишек на его сектор с автором данного произведения.

Карточки «Сундук самоцветов» , на лицевой стороне которых изображен сундук с самоцветами (рис. 12), с обратной стороны содержат информацию с указанием для игрока выполнить то или иное действие, а также возможность получить вознаграждение в виде «Самоцветов» или напротив, заплатить их в «Казну».

Карточка «Сундук самоцветов»: слева — лицевая сторона, справа — обратная

Рис. 12. Карточка «Сундук самоцветов»: слева — лицевая сторона, справа — обратная

Карточки «Счастливый случай» , на лицевой стороне которых изображен столб с указателями (рис. 13), символизирующий камень на развилке трех дорог, с обратной стороны содержат информацию с указанием для игрока выполнить то или иное действие.

Карточка «Счастливый случай»: слева — лицевая сторона, справа — обратная

Рис. 13. Карточка «Счастливый случай»: слева — лицевая сторона, справа — обратная

Денежные знаки «Самоцветы» купюры «Самоцветов» достоинством 5, 10, 25, 50, 100 и 500 условных единиц, образующие «Казну» (рис. 14) для совершения сделок купли-продажи и аукционов, имеют на лицевой стороне изображение номинала купюры в правом верхнем углу с его дублированием в виде надписи вверху слева. Внизу купюры указано название сказочного денежного знака. Для краткого обозначения разработан специальный символ « С ».

«Самоцвет»

Рис. 14. «Самоцвет»

Заключение

  1. На основании проведённого статистического исследования установлено, что повышению интереса к чтению книг среди школьников является актуальной задачей.
  2. В результате опроса выявлено снижение интереса к чтению книг у учеников 10 классов, по сравнению с учениками 5 и 7 классов. Это связано с тем, что ученики 5 и 7 классов больше читают в рамках школьной программы, как на уроках, так и во внеурочное время. Подростки данной категории предпочитают читать детективы и фантастику, большинство из них периодически читает классическую литературу. Зарубежная литература превалирует над отечественной, а основной мотивацией для чтения книг служит личная заинтересованность, выраженная стремлением узнать что-то новое и найти ответы на свои вопросы.
  3. Показано, что ученики исследуемой группы предпочитают читать 1–2 часа в неделю, но есть определенная часть школьников, читающих до пяти и более часов в неделю, и эта часть в основном состоит из учеников 5-х классов. В качестве литературного источника школьники используют как бумажные, так и электронные издания.
  4. Установлено, что препятствием в развитии интереса к чтению книг у школьников преобладание низкосортной и доступной по цене бульварной литературы и высокая стоимость качественных книг.
  5. Анализ настольных игр в городе Верхняя Салда показал, что игр, посвященных литературе, практически нет. По результатам опроса и анализа предложена настольная литературная игра «Литературный калейдоскоп», которая будет способствовать закреплению школьного материала в части изучения основных биографических данных писателей и поэтов, а также развитию интереса к определенным произведениям для дальнейшего их прочтения.
  6. Настольная литературно-познавательная игра «Литературный калейдоскоп» предназначена для расширения кругозора, развития внимания и бизнес мышления. По замыслу авторов благодаря этой игре подросток, молодой человек или взрослый проявит интерес к прочтению целого ряда классических произведений и изучению биографии авторов. Игра имеет образовательную функцию, используемые карточки и игровое поле немного расскажут о жизни и творчестве великих писателей и поэтов. Это, несомненно должно заинтересовать игроков и подвигнуть их на прочтение того или иного произведения.

Литература:

  1. Молодежь и книга: Социологическое исследование литературных предпочтений современной молодежи г. Орла / Сост. к. А. Богданов, социолог ЦГБ им. А. С. Пушкина, — Орел. 2009.
  2. Акимова, А. Читательская культура молодежи: мифы и реальность / А. Акимова. // Библиотека в школе [сайт]. — 2006. — Режим доступа: http://lib.1september.ru/2006/08/16.htm.
  3. Уварова, В. Литературные настольные игры «Мемо карты» / В. Уварова // Добровольцы России [сайт].– 2018.Режим доступа: http://добровольцыроссии.рф/projects/литературные-настольные-игры-мемо-карты.
  4. Акишева, В. Н. Способы формирования повышения интереса к чтению у подростков // Открытый урок [сайт].– 2018.Режим доступа: http://https://open-lesson.net/989/.
  5. Ульянова, М. Б. Развитие интереса к чтению — одно из условий становления личности / М. Б. Ульянова // Социальная сеть работников
  6. образования nsportal.ru [сайт]. — Уралы, 2012. — Режим доступа: https:// nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/01/05/razvitie-interesa-k-chteniyu.
  7. Бегунова, И. А. «Зеленая сова»: проект / И. А. Бегунова. — Текст: непосредственный // Молодые в библиотечном деле. — 2019. — № 4. — С. 3–12.
  8. https://ru.wikipedia.org/wiki.
Основные термины (генерируются автоматически): чтение книг, развитие интереса, школьник, класс, респондент, лицевая сторона, игра, произведение, ученик, школьная программа.


Задать вопрос