Зеркальное письмо: пути решения проблемы | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №1 (15) февраль 2018 г.

Дата публикации: 19.03.2018

Статья просмотрена: 4659 раз

Библиографическое описание:

Егорова, В. В. Зеркальное письмо: пути решения проблемы / В. В. Егорова, Н. А. Власовец. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 1.1 (15.1). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/young/archive/15/1144/ (дата обращения: 22.11.2024).



 

Работа посвящена изучению причин зеркального письма у детей и способов преодоления этой проблемы.

Ключевые слова: зеркальное письмо, межполушарное взаимодействие, ведущее полушарие головного мозга.

 

Я люблю писать рассказы. Но боюсь, что мои книги не смогут прочитать, потому что буквы я часто пишу в зеркальном отражении («зеркалю»).

Далеко не все задумывались над тем, что представляет собой зеркальное письмо. Почему оно встречается у людей?

Зеркальным почерком психологи называют феномен, при котором человек пишет не слева направо, а наоборот. Более того, все буквы выглядят так, словно написаны в зеркальном отражении. Эта особенность имеет и другое название – «почерк Леонардо».

Сегодня существуют две основные теории, объясняющие этот феномен Леонардо да Винчи. Первая заключается в том, что гению необходимо было скрывать свои записи от прочтения, то есть шифровать. Вторая объясняет эту особенность записей ее удобством для самого автора. По некоторым предположениям ученый использовал для письма левую руку. А как доказали последние исследования ученых, если человек левша, то ему гораздо удобнее и быстрее писать буквы в зеркальном отражении.

На самом деле такое явление, как зеркальное письмо — не редкость. У большинства детей, которых учили письму в дошкольном возрасте, часто наблюдается такая особенность: написание букв или цифр в неправильном направлении. Такое нарушение может быть временным явлением, которое проходит в начале обучения в школе, но в некоторых случаях оно может остаться и в дальнейшей жизни.

Причина таких отклонений, по мнению ученых, – ведущее полушарие головного мозга. Головной мозг человека – это один из важнейших органов нашего тела. Он имеет два полушария – правое и левое. Функции правого и левого полушарий головного мозга различны (таблица 1).

Таблица 1

Функции полушарий мозга

Левое полушарие

Правое полушарие

Обработка вербальной информации:

Левое полушарие мозга отвечает за ваши языковые способности. Это полушарие контролирует речь, а также способности к чтению и письму. Оно также запоминает факты, имена, даты и их написание.

Обработка невербальной информации:

Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.

Аналитическое мышление:

Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.

Воображение:

Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Правое полушарие отвечает также за способности к музыке и изобразительному искусству.

Последовательная обработка информации:

Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.

Параллельная обработка информации:

Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа.

Наглядно различия функций правого и левого полушария головного мозга можно увидеть на иллюстрации (рисунок 2)

 

Рис. 2. Различия функций полушарий головного мозга

Как правило, до семилетнего возраста более активно правое полушарие мозга. В этом случае изучение окружающей картины происходит справа налево, отчего и происходит путаница. Позже, когда дети начинают учиться в школе, активней становится левое полушарие и все встает на свои места.

Точных данных о частоте встречаемости зеркального письма нет. По некоторым источникам, в общеобразовательных школах насчитывается около 1% детей, пишущих зеркально. В литературе подчеркивается связь зеркального письма с леворукостью. Зеркальное письмо обнаружено у 32 % леворуких мальчиков и у 33 % леворуких девочек. [Капустин А. Л., 1994].

Как мы выяснили, по мере взросления левое полушарие ребёнка начинает развиваться, образуя связи с правым полушарием. Эти связи сначала очень слабые, что сказывается на таких умениях ребёнка как счёт, письмо, чтение, симметричные движения руками и ногами. Со временем между полушариями должны сформироваться стойкие нейронные связи, передающие информацию. Для развития межполушарного взаимодействия существуют различные упражнения.

Изучив литературу, мы пришли к выводу, что в большинстве случаев детям с зеркальным письмом можно и нужно помочь. Мы изучили и испробовали на себе различные способы и приёмы решения данного вопроса.

В русском алфавите 33 буквы и написание 22 из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности. 11 букв являются симметричными. Это А,Д,Ж,М,Н,О,П,Т,Ф,Х,Ш, поэтому их написание не вызывает затруднений.

В русском языке из-за свойств зеркальности 22 буквы вызывают у детей затруднение:

– Б, В, Г, Е, Ё, И, Й, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, ь, ъ, Ю – пишутся справа.

– З, Л, У, Ч, Э, Я – пишутся слева.

Для исправления «зеркального» письма ученые рекомендуют использовать следующие виды упражнений:

                   воспроизведение букв с помощью карточек, трафаретов, кубиков;

                   обведение буквы пальчиком в воздухе с проговариванием;

                   написание графических диктантов (точка, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево);

                   узнавание букв, «написанных» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнавание букв на ощупь;

                   моделирование букв из палочек, из элементов букв, изменение букв. Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т, К). Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка;

                   письмо проблемных букв под диктовку (буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например: Э, Э, Е, Е, Э, Э, Э). Перед записью каждой буквы нужно сказать, из каких элементов она состоит, в какую сторону «смотрит».

На протяжении месяца я регулярно занималась с мамой этими упражнениями. Кроме того, мы вместе слепили трудные буквы из соленого теста. Над своим рабочим столом я вместе с папой развесила буквы, которые писала зеркально. Такая работа дала свой результат. С каждым днем я замечала, что все легче и легче пишу буквы, в которых раньше могла ошибаться. Сейчас я с уверенностью могу сказать, что такие упражнения очень помогают, и рекомендую их всем ученикам, кто испытывает трудности с зеркальным письмом.

Изучив литературу, мы выяснили, что такое явление, как зеркальное письмо – не редкость. У большинства детей, которых учили письму в дошкольном возрасте, часто наблюдается такая особенность: написание букв или цифр в неправильном направлении. Такое нарушение может быть временным явлением, которое проходит в начале обучения в школе.

Причинами зеркального письма ученые называют особенности работы головного мозга человека. Постоянные специальные упражнения позволяют избавиться от этой особенности и писать буквы правильно.

 

Литература:

 

  1.                Гуковский М.А. Леонардо да Винчи, Л. – М.: Просвещение, 1967.
  2.                Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под общей редакцией профессора Л.И. Скворцовой. – М.: Издательство Оникс, Издательство Мир образования, 2008.
  3.                Школьник Ю.К. Человек: полная энциклопедия. – М.: Эксмо, 2012.
  4.                http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/konsultatsii-dlya-vospitateley/news5861.html
  5.                http://mother-and-baby.ru/zerkalnoe-pismo.html
  6.                http://www.kakprosto.ru/kak-250441-zerkalnoe-pismo-chto-takoe-pocherk-leonardo
  7.                http://schastlivoeroditelstvo.blogspot.ru/2014/09/blog-post.html
Основные термины (генерируются автоматически): зеркальное письмо, левое полушарие, правое полушарие, головной мозг, буква, зеркальное отражение, временное явление, дошкольный возраст, неправильное направление, головной мозг человека.


Ключевые слова

зеркальное письмо, межполушарное взаимодействие, ведущее полушарие головного мозга

Похожие статьи

Межполушарная асимметрия мозга и успешность обучения языкам

Статья посвящена исследованию взаимосвязи между межполушарной асимметрией мозга старшеклассников и успешностью обучения дисциплинам лингвистического цикла.

Образ тела у детей с расстройствами аутистического спектра

Статья рассматривает исследование актуальности образа тела для детей с аутизмом. Описывается развитие самосознания детей с РАС. Рассказано о сенсорном развитии детей с аутистическими расстройствами.

Формирование пространственно-временных представлений у младших школьников с расстройством аутистического спектра

В данной статье автором рассматривается специфика формирования пространственно-временной ориентации у младших школьников с расстройством аутистического спектра. Особое внимание уделяется построению и содержанию коррекционной работы.

Проблема развития сенсорно-перцептивного внимания у дошкольников как условие познания внешнего мира

Статья посвящена проблемам развития сенсорно-перцептивного внимания у дошкольников в условиях образовательной организации. Уделено внимание методам и формам, проведен сравнительный анализ и сделаны выводы об эффективности предложенных методов и их пр...

Психофизиологические аспекты сенсорной интеграции у детей

В статье автор раскрывает тему процесса развития сенсорной интеграции с точки зрения психофизиологии.

Особенности коммуникативного поведения лиц с расстройством аутистического спектра

В статье представлено теоретическое изучение коммуникации лиц с расстройством аутистического спектра.

Специфика отношения родителей к детям с аутизмом

Статья посвящена рассмотрению специфики родительского отношения к детям с аутизмом. Автор обобщает описанные отечественными исследователями представления о феномене родительского отношения и особенности отношения родителей к детям с РАС, а также особ...

Сенсорное развитие детей раннего возраста в разных видах деятельности

В статье описывается фундаментальное значение сенсорного развития детей в их дальнейшем развитии. Автор указывает на необходимость его интеграции во все виды деятельности детей раннего возраста, основываясь на личном опыте работы.

Сенсорная интеграция у детей с расстройствами аутистического спектра и её дисфункция

Статья помогает разобраться в нарушении деятельности сигналов, поступающих в мозг от органов чувств у детей с нарушениями в социальном взаимодействии, а также осознать, как связаны нарушения движения, речи, поведения с чувственными ощущениями детей с...

Особенности работы с психической травмой у детей дошкольного возраста

В статье на основе опыта работы автор раскрывает значимость темы коррекционной работы с психотравмой на современном этапе развития общества.

Похожие статьи

Межполушарная асимметрия мозга и успешность обучения языкам

Статья посвящена исследованию взаимосвязи между межполушарной асимметрией мозга старшеклассников и успешностью обучения дисциплинам лингвистического цикла.

Образ тела у детей с расстройствами аутистического спектра

Статья рассматривает исследование актуальности образа тела для детей с аутизмом. Описывается развитие самосознания детей с РАС. Рассказано о сенсорном развитии детей с аутистическими расстройствами.

Формирование пространственно-временных представлений у младших школьников с расстройством аутистического спектра

В данной статье автором рассматривается специфика формирования пространственно-временной ориентации у младших школьников с расстройством аутистического спектра. Особое внимание уделяется построению и содержанию коррекционной работы.

Проблема развития сенсорно-перцептивного внимания у дошкольников как условие познания внешнего мира

Статья посвящена проблемам развития сенсорно-перцептивного внимания у дошкольников в условиях образовательной организации. Уделено внимание методам и формам, проведен сравнительный анализ и сделаны выводы об эффективности предложенных методов и их пр...

Психофизиологические аспекты сенсорной интеграции у детей

В статье автор раскрывает тему процесса развития сенсорной интеграции с точки зрения психофизиологии.

Особенности коммуникативного поведения лиц с расстройством аутистического спектра

В статье представлено теоретическое изучение коммуникации лиц с расстройством аутистического спектра.

Специфика отношения родителей к детям с аутизмом

Статья посвящена рассмотрению специфики родительского отношения к детям с аутизмом. Автор обобщает описанные отечественными исследователями представления о феномене родительского отношения и особенности отношения родителей к детям с РАС, а также особ...

Сенсорное развитие детей раннего возраста в разных видах деятельности

В статье описывается фундаментальное значение сенсорного развития детей в их дальнейшем развитии. Автор указывает на необходимость его интеграции во все виды деятельности детей раннего возраста, основываясь на личном опыте работы.

Сенсорная интеграция у детей с расстройствами аутистического спектра и её дисфункция

Статья помогает разобраться в нарушении деятельности сигналов, поступающих в мозг от органов чувств у детей с нарушениями в социальном взаимодействии, а также осознать, как связаны нарушения движения, речи, поведения с чувственными ощущениями детей с...

Особенности работы с психической травмой у детей дошкольного возраста

В статье на основе опыта работы автор раскрывает значимость темы коррекционной работы с психотравмой на современном этапе развития общества.

Задать вопрос