Настоящая статья призвана проанализировать проблему почерка в современной школьной практике. Проблема почерка на сегодняшний день признаётся одной из актуальных проблем школы. Анализируя существующие труды по данному вопросу, приводя аргументы из отечественного и зарубежного опыта, автором настоящей статьи предпринята попытка рассмотреть указанную проблему с нескольких сторон: с психологической точки зрения, с точки зрения требований, предъявляемых к выпускнику средней и старшей школы при написании экзаменов. Автором также ставится особо актуальный вопрос не освещения в современных учебниках для старшего и среднего звена школы вопроса о качестве почерка.
Ключевые слова: письмо, письменная речь, почерк, качество письма, каллиграфия, каллиграфические навыки.
Хороший почерк — это одна из самых важных и распространённых школьных проблем. Следует отметить, что неаккуратный почерк — это удел не только младших классов. Порой даже старшеклассники сами не в состоянии прочитать то, что написали. Между тем, освоение письма — это сложный, многоступенчатый процесс. Каллиграфия — это особый вид изобразительного искусства, искусства красивого письма. Как указывает Л. Я. Желтовская, слово «каллиграфия» пришло к нам из древнегреческого языка и представляет собой сложение двух слов, которые переводятся на русский язык как «красота» и «писать», т. е. дословно «красивописание». Под эти термином понимается умение не только красиво писать, но и обладать способностью писать разборчиво, придерживаясь одинакового наклона и размера букв [5, с. 13].
Иметь каллиграфический почерк дано не каждому, и это требует регулярных упражнений и усилий. Однако школа значительно ограничена во времени, отведённом на постановку почерка. Так, как справедливо указывает в своей статье Е. Н. Белова, на изучение правильности начертания букв в начальной школе (самых популярных среди школ программ для начальных классов) отводится «минимальное количество часов» [2, с. 61]. Исследователь также резюмирует, что «На изучение 123 букв (прописные и печатные, строчные и заглавные: 120+3-ь, ъ, ы) отводится от 102 до 110 часов, то есть за один урок ребенку необходимо запомнить зрительно, опознавать при чтении и овладеть навыком написания сразу четырех букв — двух строчных и двух заглавных» [Там же]. Трудно не согласиться с Е. Н. Беловой в том, что за столь ограниченный период времени довольно трудно развить аккуратный почерк. При этом в среднем и старшем звене работа по постановке почерка у школьников практически не ведётся.
Зарубежная практика такова: во многих странах дети, пока учатся писать, пишут в рабочих тетрадях карандашами, исправляют столько раз, сколько нужно, и им за это оценку не снижают. А уж тем, кто умеет писать красиво и без исправлений — тем дают пёрышко. В России картина значительно отличается. В нашей стране с первого дня обучения школьники берут в руки шариковую ручку. Качество письма во многом определяется тем инструментом, которым пишут. У шариковой ручки пишущая часть — это «точка». А вот для письма, изучаемого на уроках каллиграфии, используется ширококонечное перо, которое при письме дает «ленту» различной ширины.
Актуальность данной проблемы несомненна. Вопрос о качестве почерка поднимается и в средствах массовой информации (например, беседы на эту тему неоднократно велись на радио). Это свидетельствует о том, что не только учёные и методисты, но и широкая общественность, действительно, обеспокоены этой насущной проблемой.
На сегодняшний день школе зачастую чужды уроки каллиграфии. Искусству красиво писать обучают в основном на спецкурсах и факультативах. А между тем, составители контрольно-измерительных материалов по русскому языку для Государственной итоговой аттестации и в форме ЕГЭ в 11 классе, и в форме ОГЭ по окончанию средней школы предупреждают школьников о том, что письменную часть экзамена (сочинение или изложение) следует писать «аккуратно, разборчивым почерком». Таким образом, проблему почерка в современной школе эксперты выносят в разряд общепризнанной и наиболее актуальной. Преподаватель должен постоянно заострять на данном моменте внимание учащихся, так как, не уделяя должного внимания почерку, есть риск писать не только некрасиво, но и с ошибками. С другой стороны, ошибки может и не быть, но учитель или эксперт при проверке может не разобрать почерк и не понять правильного написания буквы.
Следует отметить, что проблема нехватки аудиторных часов для занятий каллиграфией не является единственным препятствием в работе учителей. В современном мире письмо от руки отходит на второй план, уступая место компьютерной технике и различным гаджетам, где навыки письма ручкой или карандашом имеют нулевую значимость. Учителю важно донести до учащегося, что красивый почерк — это и показатель положительных внутренних качеств человека. Красивый почерк — это признак аккуратного человека. Редко встречаются школьники, которые красиво пишут и при этом у них «грязные» тетрадки с кляксами, загнутыми углами и т. д.
Между тем, плохой почерк является показателем плохого развития мелкой моторики руки, поэтому работу над правильной постановки руки при письме, чёткому начертанию букв следует обучать с раннего детства, как только ребёнок начинает проявлять интерес к алфавиту, а у некоторых детей тяга к обучению грамоте проявляется достаточно рано. Кроме того, как показывает практика, на первых этапах работы с графикой русского алфавита, а это в основном происходит, в начальных классах школы, есть несколько факторов, негативно влияющих на качество чистописания школьников. Первым среди которых является «равнение» на почерк учителя. Недостатки учительского почерка могут повлиять на неряшливость в написании со стороны учащегося. Тогда как аккуратное и чёткое написание слов учителем поможет развить в школьниках тягу к каллиграфии. Второй момент состоит в том, что при обучении графике учитель обязан обращать внимание ребёнка на неправильное написание букв, качество письма, аккуратности ведения тетради. Недостаточное внимание учителя к небрежности школьников, к плохому качеству почерка может спровоцировать и дальнейшее безразличное отношение ребёнка к тому, как он пишет.
Главной проблемой современной школы является и то, что работа с почерком полностью находится в поле зрения учителя русского языка. Другие же учителя-предметники редко обращают внимание на то, как учащийся пишет. А к возрасту средней школы, а тем более старшего звена вопрос о качестве почерка практически полностью пропадает. А между тем, работа по постановке правильного и чёткого начертания букв должна оформиться в систему, проводиться на каждом этапе обучения, начиная с начальной школы и заканчивая основной. В среде старших школьников проблема почерка стоит острее, нежели среди учеников начальных классов, которые в отличие от своих старших товарищей работают с прописями на уроках русского языка. Задача учителя старших классов по развитию каллиграфических навыков учащихся осложняется и тем фактом, что, чем больше человеку лет, тем сложнее и кропотливее будет процесс освоения красивого письма. Кроме того, следует отметить, что аккуратность при письме, умение красиво и «чисто» оформлять свои письменные работы способствует развитию познавательного интереса к явлениям изучаемого языка, порождает мотивацию к учёбе, что в свою очередь повышает качество обучения.
Однако следует сказать о том, что учителя-предметники, помимо преподавателя русского языка, могут поспособствовать развитию у обучающихся стремления к аккуратности ведения тетради и качеству почерка. Так, важным является обязательное требование по наличию полей с внешней стороны тетради. Или при записи числовых значений (на уроках математики, биологии, географии, истории и т. д.) учитель может обратить внимание учеников на аккуратность начертания цифр, располагая их в отдельных клетках тетради и т. п.
На сегодняшний день создано немало методик, следуя которым, преподаватель развивает каллиграфические умения школьников, однако следует отметить, что в подавляющем большинстве они направлены на обучение детей возраста начальной школы, когда только идёт освоение правильности начертания букв, наклона и т. п. Тогда как в продолжение обучения продолжение работы над почерком просто необходимо. По прошествии времени ученики теряют приобретённый в младших классах школы навык, и проблема почерка для него самого перестаёт существовать. А, следуя реалиям времени, когда от выпускника требуется написание творческой работы, которую будут проверять эксперты, проблема почерка стоит достаточно остро. Поэтому проработку этого вопроса необходимо внедрить в деятельность учителей русского языка и в средней, и в старшей школе.
Выводы. На основании вышеизложенного представляется возможным сделать соответствующие выводы. Проблема почерка — одна из насущных проблем сегодняшней школьной образовательной системы. Ещё большую злободневность указанному вопросу придают требования, предъявляемые к творческим работам, являющимся обязательным при сдаче экзаменов в формате ОГЭ и ЕГЭ в 9 и в 11 классе соответственно. Школьные программы предусматривают работу над каллиграфическими навыками учащихся в основном на этапе начальной ступени образования, тогда как в среднем и старшем звене этот вопрос редко попадает в поле зрения преподавателей. А между тем работу над качеством начертания букв и чёткостью почерка нужно проводить системно, на протяжении всего периода обучения. Обращать внимание на аккуратность ведения тетради, соблюдение правил чистописания должны обращать внимание не только учителя русского языка, но и другие педагоги-предметники. Ребёнку важно дать понять, что его почерк и отношение к ведению записей — это и отражение его личностных качеств, а неряшливость в письменной речи может спровоцировать появление орфографических ошибок, что может привести к отрицательным оценкам на экзаменах.
Литература:
- Башмаков А. И. Голос почерка / А. И. Башмаков, М. И. Башмаков. — М.: Петрополис, 2009. — 296 c.
- Белова Е. Н. Современные проблемы обучения письму и их значение в судебнопочерковедческой практике / Е. Н. Белова // Теория и практика судебной экспертизы, 2015. — № 4. — С. 60–69.
- Гольдберг И. И. Почерк — зеркало души / И. И. Гольдберг. — М.: У- Фактория, 1983. — 160 c.
- Гурова, Е. М. Подготовка руки ребенка к письму // Начальная школа. — 2000. — № 5. — С. 61–62.
- Желтовская Л. Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. — М.: Просвещение, 2005. — 238 с.
- Лабо М. О чем говорит почерк? Практическая графология. Записки подполковника ФСБ / Михаил Лабо. — М.: ДНК, 2007. — 128 c.
- Поздняков Н. С. Почерк в современной школе / Н. С. Поздняков // Родной язык в школе, 1927. — Кн. 5. — С. 220–239.
- Савкина Н. Г. Сущность, принципы, условия оказания детям педагогической помощи // Международный научно-исследовательский журнал. — 2013. — № 1–2 (8). — С. 40–43.
- Сальникова Т. П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи / Т. П. Сальникова. — М.: «Сфера», 2006–320 с.