Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Учись говорить правильно!

Научный руководитель
Спецвыпуск
29.03.2022
98
Поделиться
Библиографическое описание
Токарева, А. П. Учись говорить правильно! / А. П. Токарева, Е. В. Головня. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 3.1 (55.1). — С. 72-73. — URL: https://moluch.ru/young/archive/55/2955/.


Проблема: нормы ударения литературного языка нарушаются людьми из-за их незнания, и потому, что школа и семья не придают должного значения правильности произношения слов.

Цель исследования: формировать потребность «говорить правильно», соблюдая акцентологические нормы.

Объект исследования: культура речи учащихся школы, членов их семей.

Гипотеза исследования: уровень культуры речи учащихся повысится, если активно включать их в изучение норм литературного языка, прививать навык пользования различными словарями.

Задачи исследования: выявить типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи; определить пути повышения культуры речи; способствовать активному включению в изучение норм литературного языка; создать памятки «Орфоэпический и акцентологический минимум».

Этапы работы над проектом:

1) Изучение литературы по данной проблеме.

2) Составление карточек со словами для тест-опроса, распределение их по группам (части речи).

3) Социальное исследование (тест-опросы среди учащихся школы, знакомых, в семье, составление диаграмм).

4) Обобщение исследований.

5) Составление памятки «Акцентологический минимум», проведение акции «Говори правильно!».

6) Презентация. Защита проекта.

1 этап — изучение литературы (Специфика русского ударения) — разноместность (ударение в русском языке может быть на любом слоге);

— подвижность (ударение может менять свое место в разных формах одного слова: начАть, нАчал, началА);

— ударение может меняться с течением времени: раньше называли твОрог, а теперь творОг;

— иногда существует несколько вариантов произношения одного и того же слова: занялсЯ — основной вариант, занЯлся — дополнительный литературный вариант, зАнялся — употребляется в просторечии;

— постановка ударения зависит от значения слова: развитОй язык, рАзвитый человек;

— не принято ставить знак ударения над буквой Ё;

— некоторые слова в разных словарях имеют разное значение.

2 этап – социологическое исследование (наблюдение за речью среди учащихся нашей школы, их родителей) Образование падежных форм имён существительных вызывает наибольшее затруднение у учащихся. Это связано с тем, что нет определённых правил для запоминания написания окончаний имён существительных в И. п. и Р. п. множественного числа. Учащимся были даны карточки.

Напиши в форме И. п. множественного числа и поставь ударение.

Торт, герб, адрес, шофёр, трактор, слесарь, столяр, директор, доктор, договор

Образуй форму Р. п. множественного числа.

Абрикос, лимон, мандарин, помидор, баклажан, дыня, слива, яблоко, ананас.

Результат социологического исследования: учащиеся допускают большое количество орфоэпических ошибок в словах: договоры, столяры, гербы, торты, неправильно образуют форму мн.ч. Р.п. в словах мандарин, дыня, помидор.

Пути повышения уровня речевой культуры

1) Выпустить небольшой стенд о результатах и показать, как правильно употребляются эти слова, т. е. провести небольшую акцию «Говорите правильно».

2) Составить памятку «Орфоэпический и акцентологический минимум»

Заключение

Нарушение норм литературного языка — одна из проблем разговорной речи. Часто неправильно произнесённые слова в повседневной речи мы слышим не только у школьников, но и у взрослых людей. В процессе работы над проектом я попыталась повысить уровень культуры речи учащихся нашей школы и речи окружающих нас людей.

Высокий уровень речевой культуры — неотъемлемая часть современного человека. Следует не допускать ошибок в произношении и активно изучать нормы литературного языка и постоянно обращаться к различным словарям русского языка.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный