Роль проективного обучения на уроках английского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 октября, печатный экземпляр отправим 9 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (538) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 26.09.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Туманова, А. Д. Роль проективного обучения на уроках английского языка / А. Д. Туманова, Д. Ю. Кошелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 39 (538). — URL: https://moluch.ru/archive/538/117644/ (дата обращения: 27.09.2024).

Препринт статьи



В данной статье авторы анализируют влияние проектного обучения на изучение английского языка, рассматривают его преимущества и недостатки в контексте современных образовательных практик.

Ключевые слова: английский язык, проектное обучение, образовательные процессы, глобализация, активное участие, языковые навыки, критическое мышление, креативность, командная работа, практическая деятельность, оценка знаний, осмысленное обучение, интеграция знаний, проблемные ситуации, групповая работа, недостатки проектного обучения, сложности в оценивании, самостоятельная работа, мотивация, ответственность в команде

В современном мире знание английского языка является неотъемлемым элементом профессионального и личного развития. С учетом глобализации и информационных технологий, традиционные методы обучения уже не всегда отвечают требованиям, предъявляемым к современным образовательным процессам. Проектное обучение, ставшее популярным в последние десятилетия, предоставляет уникальные возможности для углубленного изучения языка через практическую деятельность. Эта методика акцентирует внимание на активном участии учеников в процессе обучения, развивая не только языковые навыки, но и критическое мышление, креативность и командную работу. В данной статье мы рассмотрим, как проектное обучение влияет на изучение английского языка, его преимущества и недостатки [1].

Проективное обучение предполагает не решение готовых учебных задач, а генерацию, формулировку и разработку идей, замыслов и проектов в широком социальном контексте. Проективное обучение, как и проектное обучение, предполагает составление проектов, но эти проекты не носят чисто учебного характера, а берутся из потребностей социальной жизни, возможно из личной жизни и опыта проектировщика, выбираются и формулируются самим педагогом и выполняются не входе учебной деятельности, а посредством учебной деятельности [1].

Учебная деятельность является лишь этапом в развитии проекта, создаваемого и реализуемого обучающимися. Образование в целом выступает в сервисной роли по отношению к проекту, оно называется проективным не потому, что использует проект как метод обучения, а потому что само является средством создания или реализации какого-либо проекта, имеющего жизненный или профессиональный, а не просто учебный смысл для проектировщика [1].

Ценностью проективного образования становится не подготовка личности к жизни, а ее развитие в процессе овладения новыми способами решения проблем и порождения новых знаний. В ней заключается основная и главная роль проективного обучения — развитие умений находить решение простых и сложных задач, связывать конкретные аспекты объекта исследования, классифицировать сведения о нём и так далее [2].

Особенностями проектного обучения в школе, особенно при изучении английского языка является, во-первых, связь с реальными ситуациями, которые имеют комплексный характер. В данном случае обучающийся может применить свои навыки и знания в комплексе, тем самым учителю удается вызвать максимальный интерес к предмету изучения. Во-вторых, ориентация на осмысленное обучение. Осмысленное обучение повышает желание учеников изучать материал с целью его дальнейшего применения, а их потребность быть оцененными возрастает. Из этого следует, что обучающиеся имеют большие мотивы и побуждение к решению реальных проблем. Проектное обучение побуждает обучающихся искать проблемы, находить их и решать. В случае если проект создается на английском языке, учащимся нужно продумать формулировку на иностранном языке. Другой особенностью проектной методики обучения можем выделить интеграцию знаний. Для решения проблемных ситуаций подход требует использования знаний, охватывающих сразу несколько дисциплин, а также такие навыки как анализ, наблюдение и запоминание фактов и выделение основной информации. Ведь в каждом реальном проекте есть вероятность столкнуться с работой разного формата, а быть готовым к этому необходимо заранее. Чаще всего при выполнении проекта роли участников разделены и каждый отвечает за свое и в результате дети учатся выполнять свою работу вовремя и качественно. В конце каждого проекта мы имеем какой-то продукт, что позволяет более объективно оценивать знания и навыки школьников [2].

Несмотря на безусловные плюсы проектного подхода, у него также имеются некоторые недостатки. Одним из основных является ограниченная возможность охвата всей учебной программы. Как правило, учителя ограничены во времени, так как имеют определенные часы на изучение тем, поэтому они используют традиционные методы обучения, которые оказываются более эффективными. Другим недостатком является привычка учителей к традиционным формам обучения, что делает переход к проектному обучению более сложным и требует времени для адаптации [3].

К другим наиболее распространенным недостаткам проектного обучения относятся также следующие:

  1. Неравномерное распределение нагрузки: в групповых проектах могут возникать ситуации, когда одни участники выполняют большую часть работы, а другие участвуют минимально, что может вызвать конфликты.
  2. Зависимость от команды: эффективность проектного обучения часто зависит от взаимодействия и сотрудничества в команде. Если группа не функционирует хорошо или не имеет четкой коммуникации, это может негативно сказаться на результатах.
  3. Неполное освоение программного материала: когда акцент делается на практическую работу, учащиеся могут не углубиться в теоретические аспекты, что может привести к неполноценному пониманию темы.
  4. Риск несоответствия учебным целям: если проект не соответствует учебной программе или целям курса, ученики могут потратить время на выполнение задачи, которая не приносит реальной пользы в контексте их образования.
  5. Сложности в оценивании: оценка работы в группах может быть сложной задачей. Трудно объективно оценить вклад каждого участника, и иногда это может вызывать недовольство среди учащихся.
  6. Необходимость дополнительных навыков: для эффективного выполнения проектов могут требоваться навыки, которых у учащихся может не быть (например, организация работы, работа с определенными инструментами).
  7. Стресс и давление: в некоторых случаях работа над проектом может вызывать стресс и давление, особенно если сроки поджимают или если проект критически важен для финального оценивания.
  8. Несмотря на эти недостатки, проектное обучение может быть очень эффективным методом, если правильно организовать процесс и создать поддерживающую учебную среду [3].

Каждый создаваемый учениками проект имеет свой алгоритм к его успешному и грамотному созданию [4]. Данный алгоритм можно рассмотреть на рисунке № 1:

Алгоритм создания проекта.

Рис. 1. Алгоритм создания проекта.

По окончании создания учащимися проекта, исходя из поставленных целей, корректно подобранных средств и процесса разработки появляются продукты проекта — внешние и внутренние [4]. Перечень внешних продуктов проекта можно рассмотреть на рисунке № 2:

Формы продуктов проектной деятельности (внешние продукты).

Рис. 2. Формы продуктов проектной деятельности (внешние продукты).

Перечень внутренних продуктов проекта можно рассмотреть на рисунке № 3:

Формы продуктов проектной деятельности (внутренние продукты)

Рис. 3. Формы продуктов проектной деятельности (внутренние продукты)

Подводя итог всему вышеизложенному, стоит отметить, что проектное обучение имеет свои достоинства и недостатки. Оно позволяет преподавателям настроить обучающихся на конструктивное аналитическое мышление, самостоятельную работу. Проектный подход к обучению позволяет обучающимся стать более мотивированными в изучении английского языка, научиться работать в команде, что может привести к быстрой адаптации в новой среде. Помимо этого, обучающиеся получают навыки комплексного решения задач с распределением ответственности между членами команды и их функций, используя различные методики распределения ответственности, а также плодотворного сотрудничества друг с другом. В результате работы над проектом обучающиеся могут научиться распределять время на выполнение работ по проекту и многое другое, что помогает им «выйти в жизнь» подготовленными и уверенными в себе [1,2].

Литература:

  1. С. Л. Фоменко Проективное обучение как инновационный метод в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров // Современные наукоемкие технологии. — 2010. — № 10. — С. 135–139; URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26054 (дата обращения: 12.09.2024).
  2. Лопанова Е. В., Рабочих Т. Б. Личностно-деятельностные технологии обучения: учебно-методическое пособие. Омск: ОмГПУ, 2004. Проектное обучение. [Электронный ресурс] —.URL: http://cito-web.yspu. (дата обращения: 12.09.2024).
  3. Основные положения проективного образования личности. [Электронный ресурс] —.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-polozheniya-proektivnogo-obrazovaniya-lichnosti. (дата обращения: 12.09.2024).
  4. Проектная деятельность в образовательном процессе. [Электронный ресурс] —.URL: https://ppt-online.org/336139. (дата обращения: 12.09.2024).


Задать вопрос