Метод проектов как инновационная педагогическая технология
Автор: Минюк Юлия Назибовна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 16.09.2014
Статья просмотрена: 12321 раз
Библиографическое описание:
Минюк, Ю. Н. Метод проектов как инновационная педагогическая технология / Ю. Н. Минюк. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6151/ (дата обращения: 17.12.2024).
В настоящее время одной из основных задач современного образования становится раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение данных задач невозможно без вариативности образовательных процессов, в связи с этим появляются различные инновационные педагогические технологии, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.
Общеизвестно, что для любого учителя самым важным в работе является повышение эффективности обучения. Этот вопрос требует непрерывного поиска решений, которые смогут оптимизировать учебный процесс. Как же учитель сможет сформировать положительную мотивацию учащихся к изучению учебного материала, создать условия полного раскрытия творческого и интеллектуального потенциала школьников, развития их познавательных интересов? Существуют разнообразные инновационные формы, позволяющие сделать учебную деятельность максимально эффективной. Одной из наиболее часто используемых форм является проектная технология. В данной статье подробнее рассмотрим именно эту инновационную технологию. Говоря о методе проектов в образовательной системе, необходимо отметить актуальность этого метода на современном этапе. Практически все учебные учреждения демонстрируют результаты работы детей, занимающихся различными проектами. К показу этих достижений стимулирует система различных конкурсов и конференций, организованных учреждениями системы образования.
Если углубиться в историю возникновения метода проектов, то он не является принципиально новым в мировой педагогике, но его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века как метод, предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. Метод возник еще в начале прошлого столетия в США, его также называли методом проблем. Теоретическая основа метода проектов — это «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859–1952). Условиями успешности обучения согласно теории Д. Дьюи являются: проблематизация учебного материала; познавательная активность ребенка; связь обучения с жизненным опытом ребенка; организация обучения как деятельности (игровой, трудовой).
Метод проектов заинтересовал русских педагогов ещё в начале XX столетия. Данный метод в преподавании пропагандировали С. Т. Шацкий, Л. К. Шлегер и А. У. Зеленко. Однако в 30-ые годы использование данного метода было официально запрещено. Лишь через несколько десятилетий метод проектов вновь приобрёл актуальность. Е. С. Полат, Т. А. Воронина, И. Е. Брусникина, А. И. Савенков способствовали его возрождению в практике.
Теоретическая основа метода проектов в России разработана профессором Евгенией Семеновной Полат. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е. С. Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”. Под методом проектов она подразумевает систему обучения, при которой ребенок приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий — проектов. По определению Е. С. Полат: «Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по самой своей сути». [4, с.3–9]
Также профессор Е. С. Полат предложила наиболее полную классификацию проектов по следующим типологическим признакам:
1) доминирующий вид деятельности: ролевой, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный и т. п.;
2) предметно-содержательная область: моно-проект и межпредметный проект;
3) характер координации проекта: непосредственный- с открытой (явной) координацией и скрытый — с неявной координацией;
4) характер контактов: внутренний, региональный, международный;
5) количество участников проекта: личностные, парные, групповые;
6) продолжительность проекта: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный. [5, стр.71–76]
Теперь более подробно рассмотрим использование метода проектов на уроках иностранного языка. При обучении иностранным языкам метод проектов предоставляет учащимся возможность использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни. Это, несомненно, способствует его лучшему усвоению.
Н. Кочетурова выделяет следующие отличительные особенности проектов, предназначенных для обучения языку:
1) использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;
2) акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);
3) выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;
4) отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;
5) наглядное представление результата.
Работая с учащимися разного возраста, на уроках английского языка я выделяю следующие основные этапы работы над проектом:
Подготовка проекта. Вначале я предлагаю детям темы исследования, которые могут быть как в рамках учебника, так и сформулированы мной с учетом учебно-воспитательных задач и также тему могут предложить сами учащиеся. Все современные учебно-методические комплекты уже изначально содержат проекты. Как правило, рекомендации к этим проектам не ограничивают свободы учителя и учеников, дают возможность проявить инициативу и предлагают возможность выполнять другие проекты. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учащихся на привлечение фактов из смежных областей знаний и различных источников информации. Учащиеся нацелены на сопоставление и сравнение явлений, событий, фактов из истории и жизни людей разных стран. Стараюсь вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки. Подготовка проекта ведётся с самого первого урока. Я знакомлю учащихся с тематикой проектов на первом уроке новой темы, чтобы они могли постепенно накапливать необходимый материал для своих проектов. Каждый учащийся выбирает ту тему, которая его больше интересует, распределяются роли, намечается работа над проектом. Учащиеся начинают собирать печатный и иллюстративный материал. На начальном этапе у детей часто появляются трудности с составлением индивидуального плана проекта, формулировкой своей мысли, языковые трудности при изложении материала. И здесь на помощь должен прийти учитель, роль которого — быть координатором, участником и помощником. Учитель должен обозначить тему так, чтобы учащиеся сумели развить идею и успешно воплотить ее в проект.
Выполнение проекта. Далее начинается самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом — это работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и суждения по предмету исследования. Именно на этом этапе происходит основная работа учителя со своими учениками, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении лексических и грамматических единиц. После проведения консультаций и внесения необходимых корректировок, проект оформляется в конечном варианте. Считаю, что черновой вариант проекта необходим, так как стараюсь не делать исправления красным цветом в конечном варианте работы. На мой взгляд, это концентрирует внимание на ошибках и отвлекает от положительных моментов.
Защита проекта. Учащиеся сами выбирают форму представления своих проектов. Я стараюсь, чтобы все ученики принимали участие в представлении выполненной работы. Также я хотела бы подчеркнуть, что необходимо уделять больше внимания заключительному, презентационному этапу работы над проектом. Проведение полноценной защиты проектов и рефлексии позволит ученикам более осознанно подойти к работе, в полной мере понять их практическую значимость своей деятельности, а также повысить самооценку от осознания важности результатов и наличия значимых достижений.
Оценка проекта. Оценка проектной работы — нелегкое дело. Она зависит от того, насколько полно и качественно раскрыта тема, насколько учащийся может свободно рассказать о предмете своего исследования. Для того, чтобы не было утомительным для учащихся слушать несколько проектов подряд, предлагаю им оценивать проект самим. Как считает Т. В. Душеина, язык — это только составная часть всего проекта и ошибочно оценивать проект только на основе лингвистической правильности. Оценку следует выставлять за проект в целом, многоплановость его характера, уровень проявления творчества, четкость презентации. [1,стр.40]
Первые годы изучения английского языка мои учащиеся выполняют мини- проекты: составляют тематические проекты, рисуют плакаты и открытки, делают коллажи. В среднем и старшем звене предпочтение отдается творческим проектам, которые выполняются в виде презентаций, в форме издания газет и журналов.
Наиболее интересные и яркие проекты получаются по следующим темам:
2–4 классы –«About Myself», «My Pet», «Appearance», «My Flat».
5–7 класс — «My Summer Holidays», «My Hobby» «The Sightseeing of Moscow», «Daily Routine», «Healthy Food».
8 класс — «Books in Our Life», «My City», «My Favourite writer».
9 класс — «Diet», «The Sightseeing of New York».
10 -11 классы — «At an International Airport», «Friends for Life», «Environmental Protection».
В ходе бесед с педагогами башкирского лицея № 48 гор. Уфа, которые активно внедряют проектную методику в свою преподавательскую деятельность, удалось проследить позитивное отношение учителей к данной технологии. Среди положительных моментов были отмечены такие, как развитие познавательных интересов школьников, повышение личной уверенности учащихся, развитие “командного духа”, коммуникабельности и умения сотрудничать; а также возможность передать ведущую роль в деятельности самим ученикам и на некоторое время снизить напряжение, возникающее в педагогической деятельности.
В заключении хочу отметить, что все ребята, участвующие в проектах, очень гордятся своими работами, проявляют активность и самостоятельность в поиске и обработке информации. Считаю, что основное достоинство проектной технологии на уроках иностранного языка в том, что он позволяет сформировать у учащихся лингвистическую, речевую, страноведческую и социокультурную компетенцию.
Литература:
1. Душеина Т. В. Проектная методика на уроках иностранного языка. II«Иностранные языки в школе», 2003, № 5.
2. Кочетурова Н. А. «Метод проектов в обучении иностранному языку». Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе «Школа — Вуз», Новосибирск, 20 июня 2003г.
3. Полат Е. С. Проектная методика // Иностранные языки в школе — 2000 — № 2
4. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе –2000 — № 3 — с.3–9
5. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 272с. Стр. 71–76